Файл: .Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Научный анализ аспектов трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации
Специфика мотивации трудовой деятельности
Особенности личностного адаптационного потенциала
1.3.Сущность профессиональной адаптации сотрудников организаций
2.2. Результаты исследования и их анализ
2.3.Особенности развития трудовой мотивации и адаптационного потенциала у сотрудников организации
Особенности личностного адаптационного потенциала
Проблема адаптации человеческой личности к критическим факторам среды на сегодняшний день особенно актуальна в связи с ростом в социуме психических состояний, которые развиваются под воздействием экстремальных условий жизнедеятельности (нервное перенапряжение, сильные переживания, возникновение и развитие негативных эмоций), вызывающих стресс. Адаптация рассматривается как приспособление к изменяющимся условиям жизнедеятельности [27, с. 128]. Адаптация – процесс и свойство любой живой саморегулируемой системы, заключающееся в способности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. При этом адаптационные способности человека в значительной мере зависят от его психологических особенностей, детерминирующих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности [1, с. 133]. Адаптационный потенциал можно охарактеризовать в качестве интегрального образования, систематизирующего социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, которые актуализируются личностью для формирования и осуществления новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [7, с. 182]. Адаптация характеризует механизм самораскрытия личности, который обеспечивает преобразование окружающей реальности во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с окружающим миром и индивида с самим собой, значимых для сохранения собственной целостности [5, с. 77].
Адаптационный потенциал можно охарактеризовать в качестве способности личности к структурным и уровневым изменениям свойств и качеств, что увеличивает ее организованность и стабильность. Компонентами адаптационного потенциала служат механизмы, способы применения и преобразования адаптационных ресурсов, их элементов (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Данные процессы - важные связующие звенья между возможностями и способностями индивида и действительным их осуществлением в целенаправленном адаптационном процессе [28, с. 114]. Основными чертами личностного адаптационного потенциала являются следующие [26, с. 19]:
- личностный адаптационный потенциал рассматривается в качестве интегральной переменной, характеризующей совокупность индивидуально-психологических показателей, которые определяют эффективность психической адаптации;
- обладает свойствами сложной системы;
- содержит как проявления адаптационных способностей, но и скрытых свойств, способных проявиться при изменении силы и направленности действия адаптогенных факторов;
- детерминирует границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, включает предпосылки к ответным адаптационным реакциям;
- имеет связь с возрастными особенностями, причем личностная активность является условием, которое выступает регулятором меры реализации потенциальных возможностей.
Анализ структуры адаптационного потенциала личности подразумевает соотнесение его составляющих с определенными задачами, которые возникают в ходе соответствующего ответа на различных этапах «разворачивания» адаптационного процесса во времени (мобилизации имеющихся у человека ресурсов, ориентировки в меняющихся условиях и прочее) [14, с. 46]. Адаптационный потенциал обеспечивает «готовность» индивида к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа с целью обеспечения полноценных отношений личности с окружающей реальностью, оптимизации и эффективного осуществления поставленных целей [36, с. 306]. Адаптационный потенциал рассматривается в качестве интегрального личностного свойства и определяет [37, с. 494]:
- стабильность функциональной системы психической адаптации, психологических свойств к воздействующим стимулам, эффективность имеющихся механизмов адаптации и способность сохранения психологического здоровья в условиях влияния различного рода адаптогенных факторов;
- динамику становления адаптационных новообразований, стабильность навыков адаптации, способность развития, преобразования и распространения уже имеющихся навыков в иных ситуациях;
- динамические свойства организации адаптационного ответа и дальнейшей стабилизации психофизиологических функций (темп, скорость, продолжительность, интенсивность);
- способность к анализу влияющих факторов и определение адекватных и целесообразных адаптационных способов, навыки регулирования и оптимизации.
Адаптационный потенциал являет собой степень открытых творческих и личностных возможностей человека включаться в новые меняющиеся условия социальной среды [20, с. 57]. Следует выделить определенные уровни личностного адаптационного потенциала [9, с. 261]:
- индивидный - энергетический (психофизиологические показатели, детерминирующие энергетический и динамический диапазоны реагирования)
- когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость);
- субъектно-деятельностный - инструментальный (способности, навыки и умения)
- творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач);
- личностный - мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)
- коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений).
Индивидные свойства – представляют собой основу, которая детерминирует энергетические и динамические пределы активности, в которых индивид может эффективно реализовать и в дальнейшем восполнить затраты ресурсов, качественно преобразовывать их и развиваться [4, с. 180]. На субъектно-деятельностном уровне подключаются человеческие ресурсы и способы и механизмы их осуществления. Ресурсы данного уровня характеризуют способности, навыки, которые определяют адаптационное поведение индивида. На личностном уровне компонентами личностного адаптационного потенциала являются особенности мотивационно-потребностной сферы, которая определяет напряженность и направление личности, а также механизмы, при помощи которых осуществляются процессы целеполагания и выбора средств достижения целей [34, с. 52].
1.3.Сущность профессиональной адаптации сотрудников организаций
Профессиональная адаптация - единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект адаптации), адаптации к профессиональным целям и задачам, осуществляемым операциям, профессиональной информации и прочее (профессиональный аспект) и адаптации индивида к социальным составляющим профессиональной среды (социально-психологический аспект) [32, с. 72]. Профессиональная адаптация – социальный процесс освоения индивидом профессиональной ситуации, причем в данном процессе индивид и профессиональная среда взаимно влияют друг на друга и служат адаптивно-адаптирующими системами. Профессиональная адаптация является совокупностью психологических механизмов, которая выражается в эффективности профессиональной деятельности, удовлетворения от работы, в оптимальных психофизиологических затратах, затраченных на достижение результата [36, с. 58]. Профессиональная адаптация - многоплановый процесс, который включает [8, с. 124]:
- психологический аспект (приспособление личности к деятельности на уровне психических процессов и качеств);
- социальный аспект (приспособление человека к условиям среды);
- физиологический аспект (приспособление человеческого организма к особенностям профессиональной деятельности, ее режиму и интенсивности);
- биологический аспект (приспособление организма к климатическим условиям протекания профессиональной деятельности).
К любого рода профессиональной ситуации индивид адаптируется как целостная структура – на уровне организма и на уровне всей личности. Профессиональная адаптация как состояние динамического равновесия в системе «человек-профессиональная среда» выражается преимущественно в эффективности деятельности (высокая производительность и качество продукта, оптимальные энергозатраты, а также удовлетворенность результатами труда) [2, с. 345]. Критериями оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности являются [34, с. 52]:
- эффективность деятельности;
- способность избегать ситуаций, которые создают угрозу для трудового процесса;
- реализация деятельности без значимых нарушений соматического состояния.
Основным показателем эффективности процесса формирования показателей профессиональной адаптации является личность профессионала, которая обладает целым набором высокоразвитых потребностей, личностными способностями, соответствующими требованиями профессиональной деятельности [26, с. 23]. Именно это обеспечивает необходимый уровень адаптации сотрудников организации к профессиональным нагрузкам. Значимым показателем профессиональной адаптации служит сформированность профессионального, психофизиологического и профессионально-личностного составляющих ее структуры. Профессиональный компонент представляет собой адаптацию индивида к определенного рода трудовой деятельности и отдельным ее составляющим. Психофизиологический компонент представляет собой адаптацию к внешним условиям профессиональной среды, нагрузкам нервно-психического плана [37, с. 495]. Профессионально-личностный компонент – адаптация личности к социальным факторам профессиональной среды и психологическим аспектам профессиональной деятельности. Основными критериями сформированности данных компонентов является развитая система ценностных ориентаций личности в сфере профессиональной деятельности и мотивационно-оценочного ее компонента [27, с. 127]. Профессиональная адаптация является и процессом и результатом, а также базисом для формирования новообразований психических свойств, включающих как комплекс знаний, умений и навыков индивида, так и сложную систему межличностной коммуникации с профессиональным и социальным окружением. Особенно важными для адаптации внутренними факторами для индивида являются [29, с. 214]:
- исходный уровень знаний, умений и навыков. Соответственно, чем больше умений и навыков у индивида, тем он быстрее адаптируется в профессиональном плане;
- мотивированное отношение к деятельности, что ускоряет адаптационный процесс. Это интерес к профессии, чувство долга, стремление к профессиональному и личностному росту;
- определенные индивидуально-психологические личностные качества профессионала.
Эффективная адаптация сотрудников организации к профессиональной деятельности зависит от профессиональной готовности специалиста, содержащей информационный, операциональный и мотивационный компоненты, характеризующие знания, способы деятельности и потребности, оптимальное соотношение которых детерминирует успешность адаптации. Мотивационный компонент является и одновременно значимым критерием профессиональной адаптации сотрудников. Сущность мотивационных механизмов адаптации сотрудников заключается в качественном преобразовании системы «индивид как субъект деятельности – профессиональная среда» [28, с. 143]. Мотивационными механизмами адаптации является совокупность мотивационных явлений, которые обеспечивают адаптацию сотрудников, принятие ими социальных требований, а также условий организации, успешное взаимодействие индивида с его с профессиональным окружением, которое воздействует на степень профессиональной самореализации, на профессиональный рост [34, с. 48].
Мотив определяет поведение и всю деятельность индивида, являясь также и результатом данной деятельности. В профессиональной деятельности мотив проявляется как устойчивое личностное свойство, которое наряду с содержательной стороной приобретает такие показатели, как стабильность, интенсивность. Устойчивый мотив профессиональной деятельности находится во взаимосвязи со смыслом жизни [41, с. 306].
Тип мотивации влияет не только на успешность профессиональной деятельности, но и на личность субъекта труда, причем высокий уровень удовлетворенности результатами труда возможен при преобладании у индивида внутренней мотивации, служащей источником развития личности, стимулируя профессиональное развитие. Внутренняя мотивация возникает из собственно потребностей индивида, именно поэтому он способен трудиться без внешнего давления и получать удовлетворение от результатов труда.
Побудительными причинами трудовой деятельности служат мотивы общественного и материального характера, включая мотивы самоактуализации, самовыражения и самореализации, а также мотивы, связанные с удовлетворением потребности в общественном признании. Зачастую мотивами профессиональной деятельности служат стремление к риску, стремление к лидерству, к власти, статусности, к материальным благам и прочее [32, с. 73]. Мотивационный компонент в структуре профессиональной адаптации субъектов труда - один из значимых критериев профессиональной успешности, стабильности и продуктивности [29, с. 314]. Внутренние мотивы - интерес к профессиональной деятельности, стремление к профессиональному и личностному росту, чувство долга, позитивно воздействуют на адаптационный процесс и стимулируют развитие профессионального мастерства. Внутренние мотивы являются основой профессиональной адаптации, именно трудовая деятельность как таковая (процесс и результат труда) и является мотивирующим фактором [2, с. 344].
Таким образом, теоретический анализ проблемы трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации позволяет сделать следующие выводы:
Мотивация трудовой деятельности представляет собой стремление сотрудника организации удовлетворить собственные потребности в определенного рода благах посредством трудовой деятельности, которая направлена на достижение целей организации.
Трудовая мотивация основана на личной мотивации работников к труду, а также на мотивировании - совокупности управленческих воздействий, которые формируют мотивацию работников к труду.