Файл: Иллюстрация как лучший прием коммуникационного дизайна.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.
Иллюстрация выполняет множество функций, чтобы подвести человека к сути: привлекает, увлекает, нравится, информирует, погружает в контекст, показывает, переключает, умиротворяет, сочувствует, остается с нами. С помощью пейзажей, комиксов, паттернов раскрывается каждая из этих функций:
1. Иллюстрация привлекает наше внимание, она должна быть красивой и гармоничной. И форма, и содержание должны быть привлекательными.
2. Если иллюстрация способна занять зрителя, то он увлекается, ему интересно рассматривать ее, изучать вместе с текстом, который она сопровождает.
3. Если иллюстрация зрителю нравится, то она его радует и, как следствие, удерживает внимание.
4. Удачная иллюстрация сообщает читателю/зрителю необходимую информацию, рассказывает историю. Это может быть текст с картинками, рисованная карта или вывеска — то, что и без пространного текста сообщает те или иные сведения.
5. Если иллюстрации удается погрузить в контекст, это успех. Ведь нам ближе то, что мы понимаем. Эта функция рисунков раскрывается через комиксы — двое художниц размышляют о смысле произведений искусства, обсуждая забавные жизненные примеры.
6. Иллюстрация показывает, зачастую справляясь с описанием лучше, чем слова. Мы не всегда можем вербально описать понятные с первого взгляда образы. В таком случае иллюстрация оказывается сильнее слов.
7. Иллюстрация переключает, позволяет по-новому взглянуть на привычное. Рисунки могут повторять текст, что совсем не плохо, а могут создавать свой нарратив.
8. Иллюстрация умиротворяет. Позитивные изображения дарят хорошее настроение, расслабляют. Когда человек смотрит на красивое, у него даже мозг лучше работает. В этом — огромная сила искусства.
9. Иллюстрация сочувствует. Человеку приятно то, что совпадает с его настроем и видением. В таком случае рисунок хочется сохранить и все время рассматривать.
10. Иллюстрация остается с нами, точнее, в нашей памяти, а иногда и в виде репродукции, которую можно повесить на стену.
Иллюстрация (по-латински illustratio) - освещение, наглядное изображение Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.
В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.
Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о качестве иллюстраций. Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует. Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.
Цель работы: Понять главную цель иллюстрации. Анализ видов и особенностей иллюстрации.
Предмет исследования: виды иллюстраций и их функции в изданиях, иллюстрации знаменитых иллюстраторов, роль иллюстрации в рекламе, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования в художественной литературы.
Объект исследования: Иллюстрации знаменитых иллюстраторов, и история создания иллюстраций.
Глава 1. История иллюстрации
В Древнем Египте иллюстрациями обрамлялись гимны и заклинания, написанные на папирусах. На сегодняшний день их, к сожалению, осталось совсем немного, но наиболее яркими примерами сохранившихся античных образцов являются рисунки в «Илиаде» и «Энеиде», а также в византийских и средневековых рукописях.
В 18 веке книжная иллюстрация принимает несколько иные формы, и наибольшей популярностью начинает пользоваться виньетка (франц. vignette) - композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер. Зачастую виньетки использовались в качестве визуальной метафоры или аллегории и размещались на титульных листах, на начальных и последних страницах. В этот же период времени широкое распространение получает процесс создания цветных гравюр, путем раскрашивания красками от руки.
Когда в 1837 году была изобретена фотография, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился: теперь он был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. На основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). XIX век был окрещен современниками «эпохой иллюстрированной книги», потому как именно в этот временной отрезок в оформлении литературных произведений начали использоваться декоративные элементы, а сама иллюстрация была не просто неразрывно связана с текстом, но и представляла собой вполне реалистичную картинку. Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала 20 века внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.
На сегодняшний день книжные иллюстрации крайне разнообразны как в плане изображаемых объектов, так и в плане использования техник и материалов. Современная иллюстрация отличается оригинальностью, однако всегда является единым целым с текстом и несет определенную смысловую нагрузку.
Эволюция иллюстрации наиболее последовательно прослеживается в искусстве графики и тесно связана с историей книги. Входя в состав книги, газеты, журнала, иллюстрация (представленная рисунками, гравюрами, чертежами, фотоснимками, репродукциями и т. п.) дополняется декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы и т. п.), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. Условно к иллюстрации можно отнести различные изображения, созданные на основе литературных текстов, но не предназначенные непосредственно для оформления книги (например, работы С. Дали и П. Пикассо по мотивам романа «Дон Кихот» М. де Сервантеса; рисунки Вал. А. Серова на темы басен И. А. Крылова и мн. др.).
Самые ранние сохранившиеся иллюстрации сопровождают тексты папирусных свитков Древнего Египта. В свитках поздней античности (эллинистических, древнеримских и ранневизантийских) изображения выносятся в пустые пространства между строками или на поля. Роль иллюстрации изменяется при формировании традиционного типа листового кодекса - изображения в них нередко занимают целую страницу. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появились в Китае в VI-VII веках, получив особое распространение с XII века; в конце XVI века в Китае возникает цветная гравюра на дереве. Условные изображения и иероглифические знаки образуют в китайских ксилографиях нерасторжимое единство. В Японии книжная графика появляется в начале XVII века, а её расцвет приходится на XVIII-XIX века: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрации всё бесконечное многообразие живого мира.
В средневековых рукописных книгах иллюстрация выполнялись в технике миниатюрной живописи. В процессе развития рукописной книги миниатюра книжная стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. Нового расцвета достигла книжная иллюстрация в связи с изобретением И. Гутенбергом книгопечатания (1440-1450-е годы). Особую группу образуют т. н. блочные книги (2-я половина XV века, преимущественно в Германии), где текст и иллюстрации к нему вырезались на одной доске; иногда текст к такой «книге-картинке» вписывался от руки. Чаще гравированные на дереве иллюстрации включались в печатную наборную книгу; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV - начала XVI веков), и нередко раскрашивались от руки.
С эпохи Возрождения иллюстрация всё чаще становится равнозначной по отношению к тексту, занимая в книге одинаковое с ним место: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора (например, Апокалипсис с гравюрами на дереве А. Дюрера, 1498 год). В 1481 году во Флоренции вышла «Божественная комедия» Данте с гравюрами Б. Бальдини, выполненными по рисункам С. Боттичелли; в 1499 году в Венеции издатель-гуманист Мануций Альд Старший выпустил издание аллегорического романа «Гипнеротомахия Полифила» Ф. Колонны, в котором контурные иллюстрации гармонически соответствовали новому рисунку шрифта, образуя с последним образное единство.
В некоторых изданиях 1490-х годов одни и те же гравюры повторяются в различных местах книги - так, в «Книге Хроник» Г. И. Шеделя (издание А. Кобергера в Нюрнберге, 1493 год; гравюры М. Вольгемута и В. Плейденвурфа) условно выполненный гоодской. вид обозначает различные города, а изображение некоего бородатого бюргера выдаётся за портрет того или иного писателя. В целом для ренессансной иллюстрации характерны линеарная чёткость композиций, изысканная простота и известная условность образных решений, постоянное использование аллегорических и эмблематических деталей (типичное и для иллюстрации эпохи барокко).
Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего Средневековья и Возрождения были также Й. Амман, X. Бальдунг, Х. Бургкмайр, Х. Вейдиц, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший в Германии; У. Граф в Швейцарии; Лука Лейденский в Нидерландах; Ж. Дюве, Б. Саломон во Франции; М. Раймонди в Италии. Белорусский первопечатник Ф. Скорина, издававший Библию отдельными выпусками (1517-1519 годы, в Праге), одним из первых обосновал роль изобразительно-оформительских элементов книги (заставок и др.), утверждая, что введение в печатную книгу иллюстрации и декоративных элементов делается для «лучшего разумения» читателем текста.
С конца XVI века в иллюстрации преобладает техника гравирования на меди. Усложнённость этой техники, крупные форматы изображений, требующие складывания листов, на которых отдельно от набора печатались иллюстрации (вклеиваемые затем в книгу), обусловливают полный отрыв иллюстрации от текста во многих изданиях XVII века; например, без текста публиковались голландским издателем Н. И. Пискатором иллюстрации к Библии, которые копировались художниками многих стран, в т. ч. Украины и России. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. XVII век - период бурного расцвета научной иллюстрации; в середине XVII века впервые появляются детские иллюстрации (в Англии, затем во Франции и Германии). Среди мастеров иллюстрации этого времени - С. делла Белла, А. Темпеста, Дж. Франко в Италии; Ж. Калло, К. де Пассе во Франции; П. П. Рубенс во Фландрии; Р. де Хоге в Голландии; М. Мериан в Германии; Ф. Барлоу и Дж. Медина в Англии; В. Голлар в Чехии; М. Я. и В. М. Вощанка в Белоруссии.