Файл: Иллюстрация как лучший прием коммуникационного дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.

Иллюстрация выполняет множество функций, чтобы подвести человека к сути: привлекает, увлекает, нравится, информирует, погружает в контекст, показывает, переключает, умиротворяет, сочувствует, остается с нами. С помощью пейзажей, комиксов, паттернов раскрывается каждая из этих функций:

1. Иллюстрация привлекает наше внимание, она должна быть красивой и гармоничной. И форма, и содержание должны быть привлекательными.

2. Если иллюстрация способна занять зрителя, то он увлекается, ему интересно рассматривать ее, изучать вместе с текстом, который она сопровождает.

3. Если иллюстрация зрителю нравится, то она его радует и, как следствие, удерживает внимание.

4. Удачная иллюстрация сообщает читателю/зрителю необходимую информацию, рассказывает историю. Это может быть текст с картинками, рисованная карта или вывеска — то, что и без пространного текста сообщает те или иные сведения.

5. Если иллюстрации удается погрузить в контекст, это успех. Ведь нам ближе то, что мы понимаем. Эта функция рисунков раскрывается через комиксы — двое художниц размышляют о смысле произведений искусства, обсуждая забавные жизненные примеры.

6. Иллюстрация показывает, зачастую справляясь с описанием лучше, чем слова. Мы не всегда можем вербально описать понятные с первого взгляда образы. В таком случае иллюстрация оказывается сильнее слов.

7. Иллюстрация переключает, позволяет по-новому взглянуть на привычное. Рисунки могут повторять текст, что совсем не плохо, а могут создавать свой нарратив.

8. Иллюстрация умиротворяет. Позитивные изображения дарят хорошее настроение, расслабляют. Когда человек смотрит на красивое, у него даже мозг лучше работает. В этом — огромная сила искусства.

9. Иллюстрация сочувствует. Человеку приятно то, что совпадает с его настроем и видением. В таком случае рисунок хочется сохранить и все время рассматривать.

10. Иллюстрация остается с нами, точнее, в нашей памяти, а иногда и в виде репродукции, которую можно повесить на стену.

Иллюстрация (по-латински illustratio) - освещение, наглядное изображение Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.


В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о качестве иллюстраций. Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует. Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

Цель работы: Понять главную цель иллюстрации. Анализ видов и особенностей иллюстрации.

Предмет исследования: виды иллюстраций и их функции в изданиях, иллюстрации знаменитых иллюстраторов, роль иллюстрации в рекламе, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования в художественной литературы.

Объект исследования: Иллюстрации знаменитых иллюстраторов, и история создания иллюстраций.

Глава 1. История иллюстрации

В Древнем Египте иллюстрациями обрамлялись гимны и заклинания, написанные на папирусах. На сегодняшний день их, к сожалению, осталось совсем немного, но наиболее яркими примерами сохранившихся античных образцов являются рисунки в «Илиаде» и «Энеиде», а также в византийских и средневековых рукописях.


В 18 веке книжная иллюстрация принимает несколько иные формы, и наибольшей популярностью начинает пользоваться виньетка (франц. vignette) - композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер. Зачастую виньетки использовались в качестве визуальной метафоры или аллегории и размещались на титульных листах, на начальных и последних страницах. В этот же период времени широкое распространение получает процесс создания цветных гравюр, путем раскрашивания красками от руки.

Когда в 1837 году была изобретена фотография, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился: теперь он был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. На основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). XIX век был окрещен современниками «эпохой иллюстрированной книги», потому как именно в этот временной отрезок в оформлении литературных произведений начали использоваться декоративные элементы, а сама иллюстрация была не просто неразрывно связана с текстом, но и представляла собой вполне реалистичную картинку. Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала 20 века внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.

На сегодняшний день книжные иллюстрации крайне разнообразны как в плане изображаемых объектов, так и в плане использования техник и материалов. Современная иллюстрация отличается оригинальностью, однако всегда является единым целым с текстом и несет определенную смысловую нагрузку.

Эво­лю­ция иллюстрации наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но про­сле­жи­ва­ет­ся в искусстве гра­фи­ки и тес­но свя­за­на с ис­то­рией кни­ги. Вхо­дя в со­став кни­ги, га­зе­ты, жур­на­ла, иллюстрация (пред­став­лен­ная ри­сун­ка­ми, гра­вю­ра­ми, чер­те­жа­ми, фо­то­сним­ка­ми, ре­про­дук­ция­ми и т. п.) до­пол­ня­ет­ся де­ко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми оформ­ле­ния (за­став­ки, кон­цов­ки, ини­циа­лы и т. п.), ко­то­рые так­же мо­гут со­став­лять об­раз­ный ком­мен­та­рий к тек­сту. Ус­лов­но к иллюстрации мож­но от­не­сти различные изо­бра­же­ния, соз­дан­ные на ос­но­ве литературных тек­стов, но не пред­на­зна­чен­ные не­по­сред­ст­вен­но для оформ­ле­ния кни­ги (например, ра­бо­ты С. Да­ли и П. Пи­кас­со по мо­ти­вам ро­ма­на «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са; ри­сун­ки Вал. А. Се­ро­ва на те­мы ба­сен И. А. Кры­ло­ва и мн. др.).


Са­мые ран­ние со­хра­нив­шие­ся иллюстрации со­про­во­ж­да­ют тек­сты па­пи­рус­ных свит­ков Древ­не­го Егип­та. В свит­ках позд­ней ан­тич­но­сти (эл­ли­ни­сти­че­ских, древнерим­ских и ран­не­ви­зан­тий­ских) изо­бра­же­ния вы­но­сят­ся в пус­тые про­стран­ст­ва ме­ж­ду стро­ка­ми или на по­ля. Роль иллюстрации из­ме­ня­ет­ся при фор­ми­ро­ва­нии тра­диционного ти­па лис­то­во­го ко­дек­са - изо­бра­же­ния в них не­ред­ко за­ни­ма­ют це­лую стра­ни­цу. Наи­бо­лее ран­ние кси­ло­гра­фические иллюстрации по­яви­лись в Ки­тае в VI-VII веках, по­лу­чив осо­бое рас­про­стра­не­ние с XII века; в конце XVI века в Ки­тае воз­ни­ка­ет цвет­ная гра­вю­ра на де­ре­ве. Ус­лов­ные изо­бра­же­ния и ие­рог­ли­фические зна­ки об­ра­зу­ют в китайских кси­ло­гра­фи­ях не­рас­тор­жи­мое един­ст­во. В Япо­нии книж­ная гра­фи­ка по­яв­ля­ет­ся в начале XVII века, а её рас­цвет при­хо­дит­ся на XVIII-XIX века: Хи­си­ка­ва Мо­ро­но­бу, Суд­зу­ки Ха­ру­но­бу, Ки­та­га­ва Ута­ма­ро, Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай с лю­бо­вью пе­ре­да­ва­ли в иллюстрации всё бес­ко­неч­ное мно­го­об­ра­зие жи­во­го ми­ра.

В средневековых ру­ко­пис­ных кни­гах иллюстрация вы­пол­ня­лись в тех­ни­ке ми­ниа­тюр­ной жи­во­пи­си. В про­цес­се раз­ви­тия ру­ко­пис­ной кни­ги ми­ниа­тю­ра книж­ная ста­ла изы­скан­ным по тех­ни­ке са­мо­сто­ятельным ви­дом искусства, ока­зав­шим зна­чительное влия­ние на ста­нов­ле­ние ран­них форм стан­ко­вой жи­во­пи­си. Но­во­го рас­цве­та дос­тиг­ла книж­ная иллюстрация в свя­зи с изо­бре­те­ни­ем И. Гу­тен­бер­гом кни­го­пе­ча­та­ния (1440-1450-е годы). Осо­бую груп­пу об­ра­зу­ют т. н. блоч­ные кни­ги (2-я половина XV века, пре­имущественно в Гер­ма­нии), где текст и иллюстрации к не­му вы­ре­за­лись на од­ной дос­ке; ино­гда текст к та­кой «кни­ге-кар­тин­ке» впи­сы­вал­ся от ру­ки. Ча­ще гра­ви­ро­ван­ные на де­ре­ве иллюстрации вклю­ча­лись в пе­чат­ную на­бор­ную кни­гу; они от­ли­ча­лись ла­ко­низ­мом обоб­щён­ных кон­ту­ров, гар­мо­ни­рую­щих с ри­сун­ком шриф­та (осо­бен­но изы­скан­ны про­из­ве­де­ния итальянских кси­ло­гра­фов конца XV - начала XVI веков), и не­ред­ко рас­кра­ши­ва­лись от ру­ки.

С эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния иллюстрация всё ча­ще ста­но­вит­ся рав­но­знач­ной по от­но­ше­нию к тек­сту, за­ни­мая в кни­ге оди­на­ко­вое с ним ме­сто: стра­ни­ца гра­вю­ры не­ред­ко че­ре­ду­ет­ся со стра­ни­цей на­бо­ра (например, Апо­ка­лип­сис с гра­вю­ра­ми на де­ре­ве А. Дю­ре­ра, 1498 год). В 1481 году во Фло­рен­ции вы­шла «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» Дан­те с гра­вю­ра­ми Б. Баль­ди­ни, вы­пол­нен­ны­ми по ри­сун­кам С. Бот­ти­чел­ли; в 1499 году в Ве­не­ции из­да­тель-гу­ма­нист Ма­ну­ций Альд Стар­ший вы­пус­тил из­да­ние ал­ле­го­рического ро­ма­на «Гип­не­ро­то­ма­хия По­ли­фи­ла» Ф. Ко­лон­ны, в ко­то­ром кон­тур­ные иллюстрации гар­мо­ни­че­ски со­от­вет­ст­во­ва­ли но­во­му ри­сун­ку шриф­та, об­ра­зуя с по­след­ним об­раз­ное един­ст­во.


В не­ко­то­рых из­да­ни­ях 1490-х годов од­ни и те же гра­вюры по­вто­ря­ют­ся в различных мес­тах кни­ги - так, в «Кни­ге Хро­ник» Г. И. Ше­де­ля (из­да­ние А. Ко­бер­ге­ра в Нюрн­бер­ге, 1493 год; гра­вю­ры М. Воль­ге­му­та и В. Плей­ден­вур­фа) ус­лов­но вы­пол­нен­ный гоодской. вид обо­зна­ча­ет различные го­ро­да, а изо­бра­же­ние не­кое­го бо­ро­да­то­го бюр­ге­ра вы­да­ёт­ся за порт­рет то­го или ино­го пи­са­те­ля. В це­лом для ре­нес­санс­ной иллюстрации ха­рак­тер­ны ли­не­ар­ная чёт­кость ком­по­зи­ций, изы­скан­ная про­сто­та и из­вест­ная ус­лов­ность об­раз­ных ре­ше­ний, по­сто­ян­ное ис­поль­зо­вание ал­ле­го­рических и эмб­ле­ма­тических де­та­лей (ти­пич­ное и для иллюстрации эпо­хи ба­рок­ко).

Круп­ней­ши­ми мас­те­ра­ми иллюстрации эпо­хи позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния бы­ли так­же Й. Ам­ман, X. Баль­дунг, Х. Бур­гк­майр, Х. Вей­диц, Л. Кра­нах Стар­ший, X. Холь­бейн Млад­ший в Гер­ма­нии; У. Граф в Швей­ца­рии; Лу­ка Лей­ден­ский в Ни­дер­лан­дах; Ж. Дю­ве, Б. Са­ло­мон во Фран­ции; М. Рай­мон­ди в Ита­лии. Бе­ло­русский пер­во­пе­чат­ник Ф. Ско­ри­на, из­да­вав­ший Биб­лию отдельными вы­пус­ка­ми (1517-1519 годы, в Пра­ге), од­ним из пер­вых обос­но­вал роль изо­бра­зи­тель­но-офор­ми­тель­ских эле­мен­тов кни­ги (за­ста­вок и др.), ут­вер­ждая, что вве­де­ние в пе­чат­ную кни­гу иллюстрации и де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов де­ла­ет­ся для «луч­ше­го ра­зу­ме­ния» чи­та­те­лем тек­ста.

С конца XVI века в иллюстрации пре­об­ла­да­ет тех­ни­ка гра­ви­ро­ва­ния на ме­ди. Ус­лож­нён­ность этой тех­ни­ки, круп­ные фор­ма­ты изо­бра­же­ний, тре­бую­щие скла­ды­ва­ния лис­тов, на ко­то­рых от­дель­но от на­бо­ра пе­ча­та­лись иллюстрации (вклеи­вае­мые за­тем в кни­гу), обу­слов­ли­ва­ют пол­ный от­рыв иллюстрации от тек­ста во многих из­да­ни­ях XVII века; например, без тек­ста пуб­ли­ко­ва­лись голландским из­да­те­лем Н. И. Пис­ка­то­ром иллюстрации  к Биб­лии, ко­то­рые ко­пи­ро­ва­лись ху­дож­ни­ка­ми многих стран, в т. ч. Ук­раи­ны и Рос­сии. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось фрон­тис­пи­су, по­стро­ен­но­му на­по­до­бие ба­роч­ной три­ум­фаль­ной ар­ки. XVII век - пе­ри­од бур­но­го рас­цве­та на­уч­ной иллюстрации; в середине XVII века впер­вые по­яв­ля­ют­ся дет­ские иллюстрации (в Анг­лии, за­тем во Фран­ции и Гер­ма­нии). Сре­ди мас­те­ров иллюстрации это­го вре­ме­ни - С. дел­ла Бел­ла, А. Тем­пе­ста, Дж. Фран­ко в Ита­лии; Ж. Кал­ло, К. де Пас­се во Фран­ции; П. П. Ру­бенс во Флан­д­рии; Р. де Хо­ге в Гол­лан­дии; М. Ме­ри­ан в Гер­ма­нии; Ф. Бар­лоу и Дж. Ме­ди­на в Анг­лии; В. Гол­лар в Че­хии; М. Я. и В. М. Во­щан­ка в Бе­ло­рус­сии.