Файл: Иллюстрация как лучший прием коммуникационного дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XVIII веке связь иллюстрации с кни­гой ста­но­вит­ся проч­нее. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет изы­скан­ная винь­ет­ка в ду­хе ро­ко­ко. Ху­дож­ни­ки, тон­ко рас­кры­вая взаи­мо­от­но­ше­ния литературных пер­со­на­жей, от­би­ра­ют главные мо­мен­ты по­ве­ст­во­ва­ния, вы­яв­ля­ют их внутреннюю связь; раз­ви­ва­ет­ся прин­цип ил­лю­ст­ра­тив­ной се­рии (Ф. Бу­ше, Ю. Ф. Грав­ло, Ж. М. Мо­ро, Ш. Пер­сье, Г. де Сент-Обен, Ж. О. Фра­го­нар, Ш. Эйзен во Фран­ции; Р. Бент­ли, Ч. Гринь­он, М. Дар­ли, Дж. Стаббс в Ве­ли­ко­бри­тании; Г. Ф. Фю­гер, Д. Хо­до­вец­кий в Гер­ма­нии; Дж. Крес­пи, П. А. Но­вел­ли, Дж. Б. Пьяц­цет­та, Дж. Б. Тье­поло, Дж. Цок­ки в Ита­лии; Х. Ибар­ра, Х. дель Кас­ти­льо в Ис­па­нии). Английский художник У. Хо­гарт соз­да­вал ост­ро­са­ти­рические по­ве­ст­во­вательные се­рии, текст к ко­то­рым пи­сал­ся др. ав­то­ра­ми по­сле соз­да­ния изо­бра­же­ний.

На ру­бе­же XVIII-XIX веков по­яв­ля­ют­ся бо­лее гиб­кие и де­шё­вые изо­бра­зительные сред­ст­ва - тор­цо­вая гра­вю­ра на де­ре­ве (по­ли­ти­паж), ли­то­гра­фия и хро­мо­ли­то­гра­фия; для XIX века ха­рак­тер­ны как за­кон­чен­ные иллюстрации - ком­по­зи­ции на отдельных лис­тах, так и бег­лые на­бро­ски в тек­сте. За­ме­ча­тель­ные об­раз­цы ес­тественно-на­учной иллюстрации соз­да­ют в конце XVIII - начале XIX веков. Т. Бьюик, Дж. Гулд в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Дж. Одю­бон в США. Ост­ро­са­ти­рической зло­бо­днев­но­стью от­ме­че­ны иллюстрации мас­те­ров, тес­но свя­зан­ных с жур­наль­ной гра­фи­кой (например, О. До­мье и Ж. Ж. Гран­виль во Фран­ции). Ху­дож­ни­ки эпо­хи ро­ман­тиз­ма (У. Дань­елл, Э. Кал­верт, Т. Ро­уленд­сон, У. Тёр­нер, Дж.Флак­смен в Ве­ли­ко­бри­та­нии; Э. Де­лак­руа, Ж. Жи­гу во Фран­ции; Л. Рих­тер в Гер­ма­нии) в сво­их иллюстрациях про­ник­но­вен­но вос­соз­да­ют эмо­цио­наль­ную ат­мо­сфе­ру про­из­ве­де­ния, от­ра­жая ши­ро­кий диа­па­зон чувств - от мис­тической эк­заль­тации до доб­ро­душ­но­го, фольк­лор­но­го юмо­ра; особ­ня­ком сто­ят фан­та­стические ком­по­зи­ции У. Блей­ка к собственным со­чи­не­ни­ям.

Чрез­мер­ная ав­то­ном­ность книж­ной иллюстрации в XIX веке не­ред­ко вы­зы­ва­ла про­тес­ты отдельных ав­то­ров (например, Г. Фло­бе­ра), не же­лав­ших, что­бы ме­ж­ду их тек­ста­ми и чи­та­те­лем воз­ни­кал по­сред­ник-ху­дож­ник. Иллюстрации к про­из­ве­де­ни­ям наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ав­то­ров за­час­тую из­да­ва­лись в ви­де от­дель­ных тет­ра­дей, ко­то­рые мож­но бы­ло объ­е­ди­нять в аль­бом. В Ве­ли­ко­бри­та­нии осо­бен­но тес­ным бы­ло со­труд­ни­че­ст­во Ч. Дик­кен­са с художником X. Н. Брау­ном (псевдоним Физ). Во Фран­ции пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки со­вме­ст­но соз­да­ва­ли ти­по­ло­гические очер­ки («фи­зио­ло­гии»), ри­сую­щие по­рой ост­ро­са­ти­рические об­ра­зы бур­жуа­зии и обы­ва­те­лей (О. До­мье в кон­так­те с О. де Баль­за­ком; П. Га­вар­ни и др.). Вы­даю­щи­ми­ся ил­лю­ст­ра­то­ра­ми литературных про­из­ве­де­ний бы­ли так­же Г. До­ре, Э. Мейс­со­нье, Т. Стейн­лен во Фран­ции; В. Буш, А. фон Мен­цель, А. Ре­тель в Гер­ма­нии; Э. К. Бёрн-Джонс, Дж. Крук­шанк, Дж. Мил­лес, У. Ни­кол­сон, Д. Г. Рос­сет­ти, Дж. Тен­ни­ел, Х. Том­сон в Ве­ли­ко­бри­та­нии; Ч. Д. Гиб­сон, Э. У. Кембл, Г. Пайл, Дж. Пен­нелл, Ф. Ре­минг­тон, А. Б. Фрост, Э. О. Эб­би в США.


В конце XIX века не­ог­ра­ни­чен­ная сво­бо­да ре­про­ду­ци­ро­ва­ния лю­бо­го изо­бра­же­ния (по­яв­ле­ние фо­то­ме­ха­нической ре­про­дук­ции) рез­ко уве­ли­чи­ла воз­мож­но­сти иллюстрации (в т. ч. цвет­ной), по­ро­див мно­го­об­ра­зие её тех­ник: цин­ко­гра­фия, ав­то­цин­ко­гра­фия, фо­то­ти­пия, ав­то­ти­пия и др.; в то же вре­мя стан­ко­вый ха­рак­тер мно­гих иллюстраций при­во­дил к час­той ут­ра­те един­ст­ва иллюстрации и кни­ги в це­лом. К дос­ти­же­нию син­те­тического един­ст­ва иллюстрации с шриф­том и ор­на­мен­таль­ны­ми эле­мен­та­ми оформ­ле­ния стре­мил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии У. Мор­рис (совместно с У. Крей­ном); изы­скан­но-де­ко­ра­тив­ная сти­ли­за­ция и тон­кое ощу­ще­ние плос­ко­сти лис­та при­су­щи твор­че­ст­ву О. Бёр­дс­ли.

В начале XX века вхо­дят в мо­ду ра­ри­тет­ные ма­ло­ти­раж­ные из­да­ния («éditions de luxe»), ини­циа­то­ром ко­то­рых мож­но счи­тать французского арт-ди­ле­ра А. Вол­лара; он при­влёк к ил­лю­ст­ри­ро­ва­нию книг П. Бон­на­ра, А. Дю­ну­айе де Се­гонза­ка, Р. Дю­фи, П. Пи­кас­со, Ж. Руо и М. З. Ша­га­ла. Ана­ло­гич­ные из­да­ния в Ве­ли­ко­бри­та­нии ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли П. и Дж. Нэш, Э. Ра­вил­ли­ус, А. Ра­кем, Р. Уи­ст­лер, Б. Фрид­ман и др.; в Ита­лии - Ф. Де Пи­сис. Ин­ди­ви­ду­аль­ная ин­тер­пре­та­ция ху­дож­ни­ком литературного тек­ста при­об­ре­та­ет в XX веке всё боль­шее зна­чение; иллюстрация час­то ста­но­вит­ся его сво­бод­ным ас­со­циа­тив­ным ак­ком­па­не­мен­том, до­пус­каю­щим мно­го­знач­ность тол­ко­ва­ния.

Та­ко­вы ил­лю­ст­ра­ции Б. Бюф­фе, С. Де­ло­не-Терк, М. Де­ни, Ж. Дю­бюф­фе, М. Ло­ран­сен, А. Май­о­ля, А. Ма­тис­са, А. де Ту­луз-Лот­ре­ка (Фран­ция); Ф. Ма­зе­ре­ля (Бель­гия); X. Эр­ни (Швей­ца­рия); Р. Гут­ту­зо, Дж. Де Ки­ри­ко, Ф. Де­пе­ро, Ф. Кле­ри­чи, Дж. Ман­цу (Ита­лия); Э. Бар­ла­ха, Г. Гро­са, Л. Э. Кирх­не­ра, В. Клем­ке, Л. Ко­рин­та, М. Сле­фог­та, М. Эрн­ста (Гер­ма­ния); О. Ко­кош­ки, А. Ку­би­на (Ав­ст­рия); Э. Грос­са, Э. Дю­ла­ка, У. Х. Ро­бин­со­на, Э. Дж. Сал­ли­ва­на, Р. Стид­мана, Дж. Фар­ли (Ве­ли­ко­бри­та­ния); М. Але­ша, Й. Ла­ды, Й. Трнки (Че­хия и Сло­ва­кия); С. Вы­спянь­ско­го (Поль­ша); А. В. Гал­лен-Кал­ле­лы (Фин­лян­дия); Р. Кен­та, Н. Ро­ку­эл­ла (США).

В Рос­сии средневековые ру­ко­пис­ные кни­ги так­же ук­ра­ша­лись ми­ниа­тю­ра­ми, за­став­ка­ми, ини­циа­ла­ми и т. д. С по­яв­ле­ни­ем кни­го­пе­ча­та­ния в середине XVI века воз­ника­ют пер­вые пе­чат­ные иллюстрации (Апо­стол, кни­га с ор­на­мен­таль­ны­ми иллюстрациями и фрон­тис­пи­сом, на­пе­ча­тан­ная И. Фё­до­ро­вым и П. Т. Мсти­слав­цем в Мо­ск­ве, 1564 год), хо­тя тра­ди­ция ру­ко­пис­ной кни­ги про­дол­жа­лась вплоть до XX века (у ста­ро­об­ряд­цев). Основным ме­то­дом ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния и ор­на­мен­та­ции пе­чат­ной кни­ги в Рос­сии с XVI-XVII веков бы­ла кси­ло­гра­фия; в 1649 году вы­шла пер­вая русская кни­га с 35 гра­вю­ра­ми на ме­ди (пе­ре­вод­ной труд И. Я. фон Валь­хау­зе­на). В 1679-1683 годах в т. н. Верх­ней ти­по­гра­фии в Мо­ск­ве, ос­но­ван­ной Си­ме­о­ном По­лоц­ким, бы­ло на­пе­ча­та­но 6 книг, в т. ч. ил­лю­ст­ри­ро­ванных С. Ф. Уша­ко­вым (ве­ро­ят­но, он был ав­то­ром ри­сун­ков, гра­ви­ро­ван­ных А. Трух­мен­ским). В конце XVII - начале XVIII веков мас­те­ра­ми ил­лю­ст­ри­ро­ван­ной (ли­це­вой) кни­ги бы­ли Л. К. Бу­нин (соз­да­тель цель­но­гра­ви­ро­ван­ных на ме­ди книг) и В. А. Ко­рень (кси­ло­гра­фическая Биб­лия, 1692-1696 годы). Кни­ги, ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные гра­вю­ра­ми на ме­ди, бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на про­тя­же­нии все­го XVIII века.


1.1 Тираж: Виды, история и определение

Тираж — количество экземпляров печатного издания одного названия. Термин употребляется главным образом применительно к издательскому делу, однако иногда слово «тираж» обозначает количество копий других произведений, например тираж фильмокопий в кинематографе.

Тираж периодических изданий (газет, журналов) определяется издательством по числу подписчиков (включая также розничную продажу); тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством после изучения читательского спроса. Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и большие (свыше 100 тысяч экземпляров). Большие тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами.

При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» требует указывать в авторском договоре максимальный тираж издания в том случае, если договор предусматривает авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы.

Виды тиражей:

  • Годовой — сумма тиражей изданий, вышедших в свет в рассматриваемом году в издательстве, стране, а также сумма тиражей всех выпусков периодического издания за год.
  • Дополнительный, или допечатка тиража — изготовление вскоре после сдачи основного тиража в книготорговую сеть в пределах того же календарного года заранее не планировавшегося, в отличие от завода, дополнительного тиража в связи с неудовлетворённым спросом. Термин имел большое значение в годы, когда требовалось отличать при выплате авторского вознаграждения за произведение, которое не имело нормы тиража, допечатку от повторного издания. Тогда допечаткой тиража считался дополнительный тираж, изготовленный в пределах года выпуска основного тиража, а дополнительный тираж, изготовленный в следующем году, даже при отсутствии каких-либо изменений, — повторным изданием. Теперь, при выплате авторского вознаграждения в виде процентной доли от дохода издательства, время допечатки тиража значения не имеет. При фиксированной сумме авторского вознаграждения, когда по закону требуется установить максимальный тираж, допечатка тиража сверх него уже будет считаться повторным изданием, требующим нового авторского договора и нового авторского вознаграждения. Для статистики печати тираж книги, изготовленный в следующем после основного тиража году, считается повторным изданием. В выпускных данных сведения о тираже сопровождают словами в круглых скобках: (допечатка тиража) или (доп. тираж).
  • Общий — сумма тиражей изданий, выпущенных издательством (или несколькими) за определённый период (общее число экземпляров в тиражах всех этих изданий).
  • Пробный — первоначальный тираж издания, выпущенный с целью определить спрос на него и в случае успеха изготовить дополнительный тираж, чтобы удовлетворить выявившийся спрос, либо при неудаче ограничиться затратами только на пробный тираж.
  • Разовый — тираж одного выпуска, номера, тома периодического издания.
  • Средний — частное от деления суммы тиражей всех рассматриваемых изданий на их число.

История:

Книги раннего периода книгопечатания XV—XVI веков, так называемые инкунабулы, обычно имели тираж до 500 экземпляров. Тираж первой русской книги, «Апостола» 1564 года, определяют по-разному — от 600 до 2000 экземпляров. В XVII веке стандартный тираж русской книги установился в 1200 экземпляров (сто дюжин, т. н. «выход»). Многие популярные издания превышали это число, например «Азбука» Бурцова 1634 года вышла огромным по меркам того времени тиражом в 6000 экземпляров. Несмотря на общее развитие типографского дела тираж книг вплоть до 1880-х годов оставался низким — 1200 или 2400 экземпляров.

Тиражи периодических изданий (журналов, альманахов, газет) также были незначительны. Средний тираж журнала в начале XIX века составлял 500 экземпляров, лишь некоторые журналы, такие как «Библиотека для чтения», «Северная пчела» или «Отечественные записки», достигали рекордов в 3—5 тысяч. Во второй половине XIX века тиражи постепенно росли: средний тираж толстого журнала составлял 3—5 тыс. экземпляров, тонкого — до 50 тыс., газет — до 25 тыс. К этому периоду основными популяризаторами литературы стали книжные приложения к журналам, тиражи которых, таких как «Родина», доходили до 120 тыс.

Тираж первой российской газеты «Ведомости» колебался от 30 до 4000 экземпляров. К 1890-м годам тиражи отдельных газет достигали 50—70 тыс. экземпляров, после революции 1905—1907 годов тиражи газет ещё более увеличились, достигнув западноевропейского уровня.

1.2 Стили иллюстрации

Стилей и жанров иллюстрации огромное количество: как очень старых, так и появившихся совсем недавно. Несмотря на все разнообразие, есть несколько основных направлений, о которых мы и расскажем ниже. В качестве примеров, характеризующих стиль, мы выбрали работы самых ярких и известных иллюстраторов.

1. Фэшн-иллюстрация

Существует около 500 лет, но популярность этот стиль приобрел только в начале XIX века — время появления большого количества модных журналов. Одним из основателей фэшн-иллюстрации был американец Карл Эриксон, который знаменит работами для Vogue и американской косметической компании Coty. (Рис.1)

2. Плакатная иллюстрация

К плакатной теме иллюстраторы обращаются с середины прошлого века. Ее широко использовали в рекламе и социально-политической сфере. Одними из основоположников этого жанра считают французов Жюля Шере и Анри де Тулуз-Лотрека. (Рис.2)


3. Ретро-иллюстрация

Это для нас сейчас такие иллюстрации — это ретро, а для Эрла К. Бэрги, к примеру, это была современная ему реальность. Американец проиллюстрировал огромное количество книг, журналов, газет в знаменитом «винтажном» стиле, который сейчас так популярен. (Рис.3)

4. Декоративная иллюстрация

Это, пожалуй, один из самых старых стилей иллюстрации. Виднейший декоратор XX века — Уильям Моррис, неофициальный лидер Движения искусств и ремесел. (Рис. 4)

5. Иллюстрация детской литературы

Еще один классический жанр иллюстрации. Меняются техники, стили, эпохи, не меняется одно — иллюстрации к детским книжкам должны быть красочными, забавными и интересными.

Один из самых известных детских художников-иллюстраторов — Эдмунд Дюлак. Согласитесь, такое ощущение, что одну из ваших детских книг иллюстрировал именно Дюлак. (Рис.5)

6. Иллюстрация комиксов

Комиксы, конечно, отдельный жанр, но нельзя отрицать того, что, по сути, комикс — это проиллюстрированная история. К тому же знаменитого иллюстратора Чарльза Шульца с его зарисовками про мальчика Чарли и собаку Снупи считают крестным отцом современных комиксов. (Рис.6)

7. Сатирическая иллюстрация

Истоки сатирических иллюстраций — любимые во все времена карикатуры. Не теряют популярности они и сейчас. Вспомните хотя бы известный французский журнал Charlie Hebdo с провокационными карикатурами.

Один из самых первых карикатуристов — англичанин Джордж Крукшенк. Излюбленные темы — социально-политические и общественные проблемы. (Рис.7)

8. Концептуальная иллюстрация

Концептуальная иллюстрация возникла как реакция на появление и распространение фотографии и развивалась под влиянием различных модернистских течений в искусстве. Кроме перечисленных выше иллюстраторов, можно еще выделить Роберта Осборна. (Рис. 8)

9. Фантастическая иллюстрация

В любой иллюстрации есть доля вымысла, но в фантастических вымысел — это основа всего. Мастера такого вида иллюстрации — Эдд Картер, иллюстрации которого украшали обложки большого количества журналов и книг и Борис Валеджио. (Рис. 9)

10. Спортивная иллюстрация

Пик популярности спортивных иллюстраций — 1930–1950 гг., когда их можно было встретить практически в каждой газете. Один из самых известных художников — Виллард Муллин, большую часть своей карьеры работавший в The New York World-Telegram. (Рис.10)