Файл: Проектирование информационных систем по учету выпуска готовой продукции.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия.
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
1.3 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.4 Характеристика результатной информации
3. Программное обеспечение задачи
3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
3.2. Характеристика базы данных
Руководитель группы комплектации изделий и материально-технического снабжения занимается управлением перечнями, системой справочной информации, разрабатывает концепцию развития контроля и мониторинга, планирует, анализирует, утверждает и контролирует деятельность отдела снабжения и складирования. Время выполнения и количество операций передачи бумаг по разным отделам значительно, что приводит к нерациональному использованию рабочего времени.
Документооборот в таком виде привычен для работников ООО «Вайпер», но обладает недостатками, существенно перекрывающих его достоинства (рисунок 5).
Рисунок 5 - Недостатки текущего документооборота
Следовательно, документооборот и организация бизнес-процессов в организации оказывается более чем неэффективным. Если в данной ситуации ввести системы документооборота и автоматизации бизнес-процессов, то указанные на рисунке 5 проблемы можно устранить.
Аргументы в пользу автоматизации бизнес-процессов и документооборота представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Аргументы в пользу проектируемого документооборота
Таким образом, для устранения проблем, представленных на рисунке 5, а также реализации автоматизации складского учета, исходя из параметров отчетности ООО «Вайпер» (таблица 2), приходим к выводу, что для решения задач необходимо использовать вычислительные и телекоммуникационные средства. На рисунке 7 представлена диаграмма бизнес-процесса «Деятельность ООО «Вайпер».
Рисунок 7 - Диаграмма бизнес-процесса «Деятельность ООО «Вайпер»
2. Информационное обеспечение задачи
2.1 Информационная модель и её описание
При оформлении расхода материалов на производственные цели применяют следующие документы: лимитно-заборные карты и требования. Основными реквизитами этих документов является наименование и количество отпущенных складом материалов.
При отпуске материалов многократно в течение месяца (например, ежедневно) лучше оформлять лимитно-заборные карты, в которых указываются виды материалов, даты отпуска (или часы отпуска) и количество отпуска за каждый час, день, возврат и всего отпущено за день или за месяц. Лимитно-заборные карты - это накопительные документы, которыми оформляют расход материалов, систематически отпускаемых на цели производства. Карты заполняются в 2-х экземплярах.
Отпуск материалов со склада на внутрихозяйственные нужды, в производство оформляется требованием (ф. № М-10), заполняемом в 2-х экземплярах (цеху-получателю, кладовщику), в котором сочетается единство распорядительного и оправдательного документов. Требования - это разовые документы для оформления однократного, редко повторяющегося, отпуска какого-либо материала. В требовании указывается, какие материалы отпущены, сколько и кому. Круг лиц, получающих материалы, должен быть ограничен, чтобы не было злоупотреблений.
При реализации материалов на сторону заполняется накладная на отпуск материалов на сторону в 2-х экземплярах – один кладовщику, второй покупателю. Выдача со склада готовой продукции оформляется накладными, счетами-фактурами.
На всех расходных документах обязательно должна быть подпись руководителя организации или его заместителя. Все приходные и расходные документы из кладовой поступают бухгалтеру при реестре (описи). Реестр составляется в 2-х экземплярах — бухгалтеру и кладовщику.
Нефтепродукты (бензин, смазочные масла, дизельное топливо) также учитываются на счете 10 субсчет 3 «Топливо» на основании авансовых отчетов водителей транспорта.
Составляются следующие бухгалтерские записи: отпуск материалов в производство – Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т 10; реализация материалов (на фактическую себестоимость) – Д-т 48 и К-т 10; списание естественной убыли материалов (в пределах норм естественной убыли) – Д-т 20 (25, 26), 44 и К-т 10; передача материалов безвозмездно – Д-т 88-3, 48 и К-т 48, 10; передача материалов на сторону для переработки – Д-т 10-7 и К-т 10-1, 2, 6.
Рисунок 8 - информационная модель
2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
Для того чтобы приспособить экономическую информацию для эффективного поиска, обработки на ЭВМ и передачи по каналам связи, её необходимо представить в цифровом виде, с этой целью её нужно сначала упорядочить (классифицировать), а затем формализовать (закодировать) с использованием классификатора. Основными объектами классификации и кодирования являются справочные реквизиты-признаки, описывающие процессы, место, время выполнения процессов, субъекты и объекты действия, отражаемые в показателе. Кодированию в документах подлежат те признаки, по которым выполняется группировка информации в ПК. В нашей информационной системе создан локальный классификатор, с использованием иерархического метода классификации.
В автоматизированной системе посреднической деятельности кодированию подлежат следующие объекты:
- материалы;
- номенклатурные группы;
- склады;
- подразделения;
- статьи затрат;
- документы приход/списание.
Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки информационной системы, показана в таблице 3.
Таблица 3
Структура нормативно-справочной информации
№ п/п |
Наименование кодируемого множества объектов |
Значность кода |
Система кодирования |
Вид классификатора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Код материала |
ХХХ |
порядковая |
локальный |
2 |
Код номенклатурной группы |
ХХХ |
порядковая |
локальный |
3 |
Код склада |
ХХ |
порядковая |
локальный |
4 |
Код статьи затрат |
ХХ |
порядковая |
локальный |
5 |
Код подразделения |
ХХ |
порядковая |
локальный |
6 |
Код документа прихода |
ХХХХХ |
порядковая |
локальный |
7 |
Код документа списания |
ХХХХХ |
порядковая |
локальный |
Описание систем классификации и кодирования.
- Код материала. Длина кода ХХ, где ХХ – порядковый номер материала.
- Код номенклатурной группы. Длина кода ХХХ, где ХХХ – порядковый номер номенклатурной группы.
- Код склада. Длина кода ХХ, где ХХ – порядковый номер склада.
- Код статьи затрат. Длина кода ХХ, где ХХ – порядковый номер статьи затрат в классификаторе.
- Код подразделения. Длина кода ХХ, где ХХ порядковый номер подразделения.
- Код документа прихода. Длина кода ХХХХХ где ХХХХХ – порядковый номер документа прихода.
- Код документа списания. Длина кода ХХХХХ где ХХХХХ – порядковый номер документа расхода.
Кодирование – это процесс присвоения условных обозначений объектам и классификационным группам по соответствующей системе кодирования. В нашей информационной системе используется порядковая система кодирования. Порядковая система - это последовательное присвоение каждому объекту кодируемого множества номера его порядка, т.е. в присвоении цифр натурального ряда в порядке расположения объектов. Этот порядок может быть случайным или определяться после предварительной группировки объектов, например, по алфавиту.
2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Нормативно-справочная информация в автоматизированных системах представляет собой ядро единого информационного пространства предприятия (организации), включающее в себя набор справочников, словарей, классификаторов, стандартов, регламентов, используемых в деятельности предприятия.
Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами, закрепленными действующим законодательством по бухгалтерскому и налоговому учету, которое состоит из документов четырех уровней.
К первой группе документов, регулирующих организацию учета затрат на производство относятся Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [1] и Налоговый Кодекс РФ [2].
Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, это так называемые стандарты бухгалтерского учета. Стандарты регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.
К данной группе документов, регулирующих организацию учета затрат на производство и калькулирование себестоимости можно отнести:
1) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [3].
2) ПБУ 10/99 «Расходы организации» [4] определяет общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности.
3) ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [5]
К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы – план счетов бухгалтерского учета, инструкции, рекомендации, методические указания и т.п.
В настоящее время в различных отраслях действуют следующие методические рекомендации по учету затрат на производство:
1. Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях» [6].
2. Приказ Минтопэнерго РФ «Об утверждении инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях» [7].
3. «Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса» [8].
4. Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении методических рекомендаций по учету затрат в животноводстве» [9].
5. Постановление Госстроя РФ «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» [10]
6. «Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции» [11].
7. «Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта» [12].
8. Письмо Минфина РФ «О методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве» 13].
9. Письмо Минстроя РФ «О методических рекомендациях по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции» [14].
Четвертую группу составляют рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия в организационных вопросах.
Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения бухгалтерского учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний, инструкций организация самостоятельно разрабатывает внутренние нормативные документы, отражающие ее учетную политику.
Таким образом, система производственного учета должна создаваться на предприятии в целях принятия управленческих решений с учетом требований действующего бухгалтерского и налогового законодательства. При этом отраслевые особенности учета затрат на производство, а также вопросы калькулирования себестоимости товарной продукции в настоящее время рассматриваются в отраслевых нормативных документах и применяются в той части, в которой они не противоречат нормативным и правовым актам.
Кроме того, для проведения анализа и принятия управленческих решений необходимо иметь определенные источники информации, которыми являются разнообразные внутренние управленческие документы и регистры бухгалтерского учета предприятия.
Основной статьей расхода материалов является их отпуск в производство.
Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.