Файл: Процессы принятия решений в организации (Типы решений, принимаемых менеджером).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической жизни нашей страны и, в частности, в экономической деятельности, все чаще можно охарактеризовать одним словом – сложные.

Подобные затруднения можно объяснить достаточно простыми обстоятельствами. Прежде всего, это "нетрадиционность", слабая изученность новых задач – раньше большинства сегодняшних задач просто не было. Не меньшее влияние на сложность разработки решений в современных условиях оказывают многоаспектностъ последствий принимаемых решений, неполнота данных о самих возможных последствиях, необходимость уметь эти последствия хотя бы представлять. Также следует отметить и неясность обстановки принятия решений (политической, экономической и социальной расстановки сил) и высокую динамичность всех процессов, и существенно возросшую роль личности в процессе разработки и исполнения решений.

Проблема принятия управленческих решений уже на протяжении длительного периода времени привлекает внимание научных работников и менеджеров различного уровня. Вопросы процесса, рационализации, повышения качества управленческих решении актуальны для них, прежде всего из-за большого давления на предприятие со стороны его внешней среды, характеризуемой обострением конкуренции, повышением сложности и неопределенности условий хозяйственной деятельности, ухудшением предсказуемости многих ее факторов, ростом риска, удорожанием ошибок, более тяжелым характером экономических последствий, которые может повлечь за собой принятие неправильных решений. Но при всем различии условий производственно-хозяйственной деятельности и характера проблем, которые встают перед работниками управления в разных общественно-экономических формациях, сами принципы, методы обоснования хозяйственных решений, рассматриваемые в научно-прикладном плане, - это как раз та область, где в довольно значительной степени проявляется общность закономерностей управления, отражающих его организационно-техническую сторону.

Для того, чтобы научиться принимать верные решения, необходимо принимать немало решений. Обобщенный опыт становится главной составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, идеи, которые внезапно проявляются в сознательном понимании проблемы и дальнейшим ее решении. В реальной деловой деятельности факты и цифры зачастую проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой.


Целью курсовой работы является рассмотрение процесса принятия решения руководителем предприятия ОАО “Гермес”, а также выявление тех условий и факторов, влияющих на качество принимаемых решений в организации.

Задачи курсовой работы:

1)Дать основные понятия и определения теории принятия решений;

2)Рассмотреть содержание процесса принятия решений;

3)Определить факторы, определяющие эффективность решений;

4)Провести анализ эффективности принятия управленческих решений, руководителем ОАО фирмы “Гермес”;

5)Изложить вывод и разобрать предложения по совершенствованию принятия управленческих решений в отрасли легкой промышленности.

Теоретической и методологической основой проведенных исследований явились работы отечественных и зарубежных ученых и менеджеров. В ходе изучения проблемы анализу и обработке подвергались материалы периодической печати, практические разработки и рекомендации специалистов ведущих российских научных центров и опыт отечественных предприятий по применению конкретных зарубежных методик и приемов управления.

В ходе проведения исследований появлялась необходимость параллельного решения проблем разного характера, обусловленных новизной и недостаточной разработанностью темы. К данным проблемам относятся следующие ситуации :

  1. отсутствие единой, общепризнанной терминологии по вопросу исследования;
  2. отсутствие правильного анализа и осмысления отечественного опыта и традиций в управлении, а также некорректный подход к изучению иностранного метода управления;
  3. отсутствие комплексного подхода к рассмотрению сформировавшихся реалий в отечественной практике управления;
  4. одномерный и односторонний подход к изучению возможности практического использования зарубежного опыта управления в российских условиях;
  5. отсутствие глубоко проработанной концепции реформирования отечественной системы управления.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений

1.1. Природа принятия управленческого решения


Принятие решений – это неотъемлемая часть деятельности человека в любой области: политической, экономической, личной и т.д. Существует немало определений управленческого решения. Приведем некоторые из них:

Решение - это выбор альтернативы.

Решение - это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.

Управленческое решение предполагает направление к действию (список определенных необходимых мер), которые позволят привести систему (объект) в требуемое состояние.

Приведенные определения подразумевают наличие той или иной проблемы и/или ситуации, требующей принятия решения с целью ее разрешения или изменения. [1]

Проблема определяется как фактическое положение объекта управления (в определенной ситуации), его результата деятельности, в то время как они не соответствуют желаемому состоянию или результату.

Принятие управленческого решения всегда связано с присутствием назревшей проблемы в конкретной ситуации. Ситуация, в которой возникают проблемы, называется проблемной. Такая ситуация характеризуется отличием между желаемым (требуемым) и фактическим состоянием компании, процесса или отдельного явления, которое препятствует их совершенствованию или нормальному функционированию. Если возникает ситуация, которая угрожает самому существованию объекта (или/и) системе управления, она классифицируется как острая или критическая.

Все проблемы, которые требуют принятия решений подразделяются на три основные группы. К первой группе относятся проблемы, связанные с тем, что результаты функционирования организации в настоящее время не обеспечивают достижения поставленных целей. Вторая группа включает в себя те проблемы, которые могут привести к тому, что деятельность компании в перспективе не обеспечит достижения ее цели и не приведет к нужному результату. К третьей группе относятся проблемы, которые возникают в связи с изменениями внешней среды или внутренних возможностей организации, когда требуется изменение целей ее деятельности.

Цель задачи принятия решения заключается в выработке плана действий по разрешению конкретной проблемы. [2]

Формирование и принятие решений по определенным проблемам (проблемным ситуациям) является основным компонентом в процессе управления организацией при реализации всех функций менеджмента.

Решение проблемы предполагает процесс, состоящий из последовательности сменяющих друг друга действий. Действие начинается с момента обнаружения проблемной ситуации и заканчивается реализацией выбранного решения и оценкой результата устранения проблемы. Период времени от обнаружения проблемы до реализации решения, снимающего (разрешающего) проблему, называют управленческим циклом. Основные этапы управленческого цикла приведены на рис.1.


Рис.1. Основные этапы управленческого цикла

1.2. Типы решений, принимаемых менеджером

Каждому сотруднику организации приходится принимать различные решения, в то время как для руководителей всех уровней этот процесс является главным аспектом их профессиональной деятельности. Принятие решений представляет интегральную часть управления организацией любого рода. Решения, принимаемые менеджером при управлении деятельностью организации, принято называть управленческими или организационными.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения обязанности, обусловленной занимаемой им должностью. [3]

При принятии управленческих решений руководителем можно отметить 4 его главные роли: предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов, специалист по достижению соглашений. Эти и другие роли (межличностные, информационные), а также принадлежность конкретного менеджера к определенному уровню и функциональной области управления в организации определяют содержание решаемых им проблем и принимаемых решений.

Организационные решения могут быть двух типов: запрограммированные и не запрограммированные решения.

Запрограммированное решение является результатом реализации конкретной последовательности действий, аналогичных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, количество возможных вариантов в этих случаях ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах ограниченного числа альтернатив, заданных организацией. В основе запрограммированных решений лежат типовые (запрограммированные) процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имевших место в практике организации или менеджера, принимающего решение. Важным условием при формировании запрограммированного решения является степень структуризации конкретной проблемы, с которой связано это решение. [4]Для четко структурированной проблемы могут быть применены стандартные процедуры соответствующих модулей их разрешения. Менеджеру не приходится затрачивать усилия и средства на разработку процесса ее решения.


Незапрограммированное решение требуется в случаях, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (отсутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными ранее факторами. Так как для таких решений заранее невозможно составить программу действий (последовательность конкретных шагов), то руководитель должен разработать, прежде всего, процедуру принятия решения (например, достижение целей организации, совершенствование структуры и мотивация, улучшение продукции и др.).

Приведенные типы решений (запрограммированное и незапрограммированное) представляют два крайних случая. Запрограммированное решение всегда имеет незапрограммированные элементы, связанные с оригинальными особенностями конкретной ситуацией, и, наоборот, - в любом незапрограммированном решении, как правило, могут быть стандартные (запрограммированные) процедуры. Реальные решения лежат между ними. Поэтому в практике управления запрограммированными и незапрограммированными решениями принято называть соответственно - преимущественно запрограммированные и преимущественно незапрограммированные решения.

Все управленческие решения имеют те или иные отрицательные последствия для отдельных процессов, результатов или для организации в целом, если они затрагивают всю организацию. Поэтому принятие управленческого решения всегда сопряжено с компромиссом между положительными и отрицательными его последствиями. В основе компромисса лежат принципы, сформулированные Робертом Кацем, сущность которых заключается в следующем:

Выбранная альтернатива может иметь недостатки (возможно значительные).

Эффективно работающие руководители не позволяют недостаткам возможных решений (принимаемых решений) парализовать их волю.

Непринятие решения в большинстве случаев хуже плохого решения.

В отдельных случаях лучше повременить с принятием решения.

1.3. Подходы к принятию решения

При принятии решения[5] следует учитывать два существенных аспекта:

принимать решение, как правило, легко (человек принимает решение о направлении действий), трудно принять хорошее решение;

принятие решения является психологическим процессом, так как человеческие решения не всегда логичны: поведением людей движут иногда логика, иногда чувства. Поэтому способы принятия решения могут меняться в широких пределах (от спонтанных до в высшей степени логичных). В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах. [6]