Файл: Рынок банковских продуктов и услуг ( Теоретические аспекты рынка банковских продуктов и услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состояние российских банков на рынке продуктов и услуг в настоящее время усложняется еще тем, что зарубежные банки и их отделения, инвесторы и их агенты, работающие в Российской Федерации, на этом рынке, имеют ряд бесспорных преимуществ:

- дают гарантию возврата инвестированных (вложенных) капиталов;

- имеют традиционно высокую корпоративную культуру, соответствующую существующим внутри банка бизнес-процессам и процедурам;

- требуют систематического повышения деловой квалификации банковских работников, широко используют для развития персонала методы материального и морального стимулирования сотрудников;

- уделяют большое внимание росту значимости банковского менеджмента в развитии отношений с клиентами, ориентируясь на увеличение абсолютной их численности в зоне действия рынка банковских продуктов и услуг [16].

В сложившихся экономических и социальных условиях российские банки имеют все возможности и должны применять свои преимущества в привлечение корпоративных клиентов и физических лиц. Вот некоторые из преимуществ российских банков:

  1. российский банковский сектор располагает надежной информацией и хорошо знает рыночное пространство деятельности своих корпоративных клиентов, объемы и структуру выпускаемой ими продукции, экспортно-импортные возможности отечественных предприятий, их потребности в услугах кредитных организаций [15].
  2. российские банки уже адаптировались к работе в сложных условиях кризисных потрясений, а следовательно, могут проявить максимальную осторожность к возможным рискам на различных сегментах рынка банковских продуктов и услуг [7].
  3. у российских банков наблюдается повышенная потребность в получении прибыли за счет кредитования реального сектора экономики [1].

Постепенное осуществление данных и иных преимуществ дает российским банкам возможность для последующего расширения структуры предложений по всему набору операций, производимых на рынке продуктов и услуг, тем более в Евровалюте, потому что доля государств ЕС в экспорте и в импорте самая большая и в развитии совокупных торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Евросоюзом каждый день возрастает.

Впрочем, реализация этих и других преимуществ в настоящее время несколько ограничено во времени, требует активизации единого западноевропейского рынка ссудного капитала. В то же время, почти все отечественные банки наладили и благополучно развивают расчетно-платежные операции, услуги по открытию и ведению счетов в иностранной валюте.


В евровалюте и в долларах США предоставляется множество услуг и продуктов как корпоративным клиентам, так и физическим лицам по всему комплексу вопросов, касающихся:

- валютного контроля и валютного регулирования;

- страхования валютных рисков;

- организации кредитования коммерческих сделок;

- привлечению кредитных ресурсов на оборотные средства (кредитная линия), лизинг, факторинг и др. [13].

Характер банковских услуг в валютах других стран на российском рынке продуктов и услуг в основном определяется экономическими факторами, такими как: развитие и рост производственных предприятий-экспортеров производящих различные товары и услуги, продавцов интеллектуальной собственности и Ноу-Хау, повышением уровня инвестиционной активности крупных компаний и холдингов (в первую очередь с государственным участием: Газпром, Роснефть, Рособоронэкспорт), ростом международного влияния Российской Федерации, присутствием российских агентов во всех сегментах финансового рынка.

2 Статистика и тенденции российского рынка банковских продуктов и услуг

2.1 Статистика российского рынка банковских продуктов и услуг

Несмотря на противоречивые показатели и перспективы экономической ситуации в целом в Российской Федерации, ситуация в банковском секторе внушает осторожный оптимизм. По итогам II квартала 2016 года банковский сектор стал прибыльным даже без учета данных Сбербанка России.

Чистая прибыль сектора за указанный период составила около 54 млрд. руб. несмотря на то, что часть продуктовых сегментов рынка показывает уверенный рост, в то время как другие продолжают падение [23].

Для сравнения – в 1 квартале чистый убыток составил около 22 млрд руб., а в последний раз положительный квартальный результат был получен банковским сектором (без учета Сбербанка) в III квартале 2014 года (81 млрд руб.). В июле 2016 года тенденция к росту рентабельности сохранилась: чистая прибыль сектора дополнительно выросла примерно на 57 млрд руб., превысив результат всего 2 квартала (рис.1).


Рис.1 - Чистая квартальная прибыль банков, млрд. руб.

Наблюдаемый рост прибыльности сектора во II квартале обеспечен сокращением отчислений в резервы (на 38% по сравнению со II кварталом прошлого года) и снижением процентных расходов (на 9%) (рис.2).

Оба фактора во многом носят «внешний» для системы характер: стабилизация макроэкономической ситуации и смягчение денежно-кредитной политики позитивно отразились на платежной дисциплине заемщиков и стоимости фондирования.

Рис.2 - Структура финансового результата банковского сектора

Позитивный эффект данных факторов с запасом перекрыл сокращение чистых комиссионных доходов (-14%) и чистый убыток от операций с инвалютой (минус 7 млрд против прибыли в 48,9 млрд. руб. во II квартале 2015 г.). Вместе с тем влияние процентных доходов на финансовый результат пока остается слабым: по итогам II квартала 2016 года их объем (без учета данных Сбербанка) вырос менее чем на 5% (рис.2).

Серьезных структурных изменений на банковском рынке не происходило, хотя с начала года Центральный банк отозвал лицензии более чем у 60 банков. Новые игроки не приходили на банковский рынок ни в текущем, ни в прошлом году. Тем не менее доверие к банкам у россиян в начале второго полугодия восстановилось после серьезного прошлогоднего «проседания».

Более трети опрошенных отметили, что не ожидают в ближайший год-два масштабного банковского кризиса, тем не менее не исключают возможность банкротства одного или двух крупных банков (38%) [23].

Около четверти наших сограждан (27%) верят в стабильность системы и прогнозируют банкротство только отдельных мелких и средних банков. 18% россиян считают возможным повторение кризисной ситуации 1998 года и одновременное банкротство ряда ведущих банков (рис.3).

Рис.3 - Опрос респондентов «Как вы считаете, насколько стабильной будет банковская система в ближайшие год-два?», в % от всех опрошенных

Клиенты российских банков в целом демонстрируют достаточно высокий уровень лояльности к своим кредитно-финансовым организациям. Чаще всего россияне (включая членов семьи) пользуются услугами одного банка (63%). Клиентами двух банков являются 22%, а трех – 5%. Каждый десятый опрошенный (9%) не пользуется услугами таких кредитно-финансовых учреждений (рис.4).


Рис.4 - Уровень пользования респондентов банками, % от всех опрошенных

Каждый десятый россиянин указал, что за последний год был не доволен финансовыми организациями, услугами которых пользовался. И только 4% из них выразили свою жалобу в устном или письменном виде. Чаще остальных выражали претензии заёмщики, имеющие проблемные кредиты. Основными формами выражения недовольства стали устная жалоба сотруднику организации (51% от всех высказавших претензии), жалобы знакомым во время разговоров (28%).

На официальную письменную претензию руководству банка решились 28% недовольных респондентов. Чем выше субъективная оценка финансовой грамотности опрошенных, тем они более склонны высказывать претензии к банку [22].

Каждый пятый россиянин имеет высокие выплаты по кредиту – больше 30% от семейных доходов. Еще 8% отметили, что отдают более половины.

У трети опрошенных, имеющих кредит (32%), выплаты по нему не превышают 10% доходов. Четверть (24%) назвали сумму в пределах 20% совокупных доходов. Более четверти заемщиков (28%) за последний год оказывались в ситуации, когда они не могли внести очередной платеж по кредиту, причем половина (14%) сталкивались с этим более одного раза. За последние пять лет пользовались кредитами 45%, и среди них за реструктуризацией обращались 6% [25].

Наиболее распространенным способом реструктуризации для пользовавшихся данной услугой стало увеличение сроков кредитования (44%); реже назывались уменьшение процентной ставки (27%) и изменение схемы начисления платежей (18%). На фоне сложной и не до конца понятной экономической ситуации россияне корректировали свое инвестиционное и сберегательное поведение [22].

Каждый пятый опрошенный, имеющий работу, откладывает деньги на случай ее потери (24%), и столько же – не делают этого, но планируют начать (24%). Половина работающих сограждан не намерены создать «подушку безопасности» на случай потери источника средств (52%). 27% россиян сообщили, что в их семье есть сбережения (вклады в банках, накопительные страховые полисы, акции, облигации и другие ценные бумаги, наличные деньги).

Доля таковых практически не меняется с 2005 года (за исключением некоторых лет). Каждый десятый считает, что сейчас хорошее время для того, чтобы откладывать деньги (11%), и чаще это высказывают имеющие сбережения опрошенные (17%). В 2010 году так отвечали 17% россиян. Каждый третий, наоборот, полагает, что для сбережений не время (35%). 42% не могут однозначно сказать, хороший или плохой в настоящее время период для этого [25].


На протяжении шести лет россияне считают недвижимость самым надежным вложением денег, причем доля высказывающих такую позицию выросла с 40% в 2009 году до 65% в 2016.

На втором месте по надежности – покупка золота и драгоценностей. Замыкает тройку самых надежных вложений – открытие счета в государственном банке (16%). Потерял актуальность такой вид вложения средств как хранение рублей в наличном виде: шесть лет назад на его надежность указывали 15% россиян, сейчас – втрое меньше (5%) (рис.5).

Рис.5 - Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надежными?», в % от всех опрошенных

Каждый пятый россиянин в ближайшие годы планирует улучшить жилищные условия, но на ипотеку рассчитывают все реже. С конца 2015 года выросла доля россиян, планирующих в ближайшие три года улучшать жилищные условия (с 14% до 22%). Планируя улучшение жилищных условий, две трети опрошенных (65%) рассчитывают на свои средства, хотя еще в конце прошлого года таковых было 49%.

Ипотечный кредит рассматривают 28%, и их число значительно снизилось с декабря 2015 года (с 42%). Каждый десятый (10%) намерен воспользоваться потребительским кредитом [21].

Потенциальных покупателей автомобилей стало больше. В первую очередь россияне рассчитывают на собственные средства. А привлекательность автокредитов заметно падает, прежде всего, из-за величины суммы переплаты или из-за высокой процентной ставки (49%).

Годом ранее эту причину называли только 22%. 28% респондентов, предполагающих покупку машины отличным от кредита способом, сообщили, что им не нравится жить в долг. 19% не нуждаются в автокредитах. Каждый десятый россиянин не имеет достаточный доход для осуществления выплат [21].

Более востребованы среди населения становятся безналичные платежи, хотя они пока не так популярны, как наличные. За последние два года россияне стали в три раза чаще расплачиваться безналичным способом за товары и услуги (5% в 2013 году и 16% в 2015) и в два раза чаще – за мобильную связь (17% в 2013 и 33% в 2015), за интернет и коммерческое ТВ (15% против 28%),за налоги и штрафы (8% против 20%), за кредиты (9% против 17%) [21].

Делая безналичный перевод, больше всего опрошенные доверяют работникам банков, любую сумму без ограничений готовы через кассу банка перевести 52% россиян (в 2013 году было 60%). Через банкомат любую сумму перевели бы 40% россиян. Опрошенные, выбирающие наличные платежи признались, что от оплаты картой в Интернете чаще всего их останавливает то, что это небезопасно (46%).