Файл: Методы сбора маркетинговой информации (Теоретические понятия маркетингового исследования как инструмента изучения спортивного болельщика).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
Цена: Для потребителя стоимость посещения спортивного мероприятия не сводится к стоимости входного билета. В нее входят транспортные расходы (стоимость бензина или проезда общественным транспортом), плата за парковку, программки, еду и напитки. Кроме того, он может купить сувенир или билет в секторе, выделенном для болельщиков его команды и таким образом поддержать свой клуб
Дистрибуция/местоположение от эффективной дистрибуции зависит доступность товаров и услуг. В некоммерческом секторе дистрибуция связана с рядом трудностей. Часто, предлагая продукт или услугу, приходится делать выбор в пользу определенных сегментов рынка и время от времени идти на компромиссы. Многие некоммерческие организации пользуются услугами волонтеров и, соответственно, должны учитывать географические факторы и психологические особенности этих людей. Местоположение конкретной спортивной организации также влияет на объемы субсидий и на интерес к ней. Следует четко определять каналы дистрибуции и контролировать их, используя прежде всего электронные средства связи
Продвижение продукта: включает предоставление потребителю необходимой информации о товаре или услуге, убеждение его в необходимости совершить покупку и постоянное напоминание о товарах/услугах. Кроме того, в сознании потенциальных клиентов продукт должен быть дифференцирован, то есть не смешиваться с предложениями конкурентов. Набор инструментов продвижения товара, таких как реклама, продвижение продаж, директ-маркетинг и PR, – неотъемлемый элемент коммуникаций всех спортивных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Профессиональные спортивные организации должны грамотно использовать PR, а некоммерческие спортивные организации – искать нетрадиционные пути для обеспечения широкого освещения СМИ своих мероприятий. Этого можно добиться, организуя необычные мероприятия, приглашая звезд спорта, поддерживая наиболее значимые спортивные события. Все эти приемы помогут организациям СМИ донести свое послание до потребителей.
Важно также понимать, что в спортивном маркетинге существует ряд задач, на которые направленна работа спортивного менеджера.
Это: изучить анализ маркетинговой активности конкурентов и эффективности спортивных мероприятий, которые проводились конкурентами;
- изучение спортивных увлечений целевой аудитории в приоритетном для компании-заказчика регионе, области, городе;
- поиск контактных лиц (принимающих решение) в приоритетном для компании-заказчика регионе, области, городе;
- привлечение федераций, клубов, команд, спортсменов для участия в мероприятии;
- разработка концепции мероприятия, сценариев, дизайна, фирменного стиля и т.д.;
- привлечение представителей локальных СМИ и создание пула журналистов;
- подбор подрядчиков для реализации проекта в приоритетном для компании-заказчика регионе, области, городе; распределение бюджета;
- анализ эффективности проведенного мероприятия, предоставление медиа-отчета и финансового отчета;
- выявление основных конкурентов заказчика;
- прогноз эффективности рекламной и PR-кампании в сравнении с аналогичными акциями конкурентов;
- организация и проведение интервью и фотосессий;
- оказание содействия в заключение рекламных контрактов со спортсменами;
Для их решения целесообразней использовать такой метод маркетингового исследования, как: «метод первичной информации».
Данные, специально полученные для проведения анализа и не подвергшиеся предварительной обработке, составляют первичную информацию, использование которой является обязательным условием конкретности аналитических процедур. Под воздействием рыночных факторов первичная информация меняется и возникает потребность в ее постоянном или периодическом обновлении — мониторинге рынка. Для организации мониторинга используются специальные исследовательские панели. Они представляют собой выборки оптовых, розничных торговых сетей, различных групп потребителей (элементов панели), которые через определенные промежутки времени опрашиваются по заранее разработанной схеме с целью пополнения и уточнения первичной информации о рынке интересующих товаров.
Таким образом, мы выяснили, что спортивный маркетинг представляет собой комплекс решений косвенных и непосредственных задач потребителя спорта.
- Определить общее количество потенциальных покупателей любых продуктов спортивного мероприятия.
- Узнать количество зрителей и болельщиков, готовых посетить спортивное мероприятие.
Также хотелось бы отметить, что для анализа используются различные методы и приемы исследований, которыми являются количественны и качественные исследования.
2. Маркетинговый сбор информации в ХК "Спартак"
2.1 Общая характеристика ХК «Спартак»
«Спартак» — профессиональный хоккейный клуб, выступающий в Континентальной хоккейной лиге. Базируется в городе Москве. Основан в 1946 году.
Первый товарищеский матч «Спартак» провёл 9 декабря 1946 года, разгромив московское «Динамо» 9:1. Первый же официальный матч чемпионата СССР красно-белые, выступавшие тогда в красных свитерах и синих трусах, сыграли 22 декабря против ленинградского «Динамо», крупно победив соперника 6:1. Этот день и принято считать днём рождения и «Спартака» и всего отечественного хоккея.[10]
21 декабря 1946 года, за день до старта чемпионата «Советский спорт» опубликовал составы команд первого чемпионата страны по хоккею с шайбой (или как его тогда называли «канадский хоккей»). Интересно вспомнить, кто же входил в первый состав «Спартака»: вратари — Глеб Белянчиков и Валентин Гранаткин (тот самый, кто в последствие стал вице-президентом ФИФА); защитники — Анатолий Сеглин, Борис Соколов, Василий Соколов, Николай Морозов (все известные футболисты «Спартака»); нападающие — Валентин Захаров, Иван Новиков (брат знаменитого теннисиста), Зденек Зикмунд (сам известный теннисист). В том, первом чемпионате, выходили на ледовую площадку за команду играть и такие знаменитые спартаковские футболисты, как Георгий Глазков, Олег Тимаков и Николай Дементьев. Тренером команды был Александр Иванович Игумнов. Кроме него был еще тренерский совет, в который входили Зденек Зикмунд и Анатолий Сеглин.
В 1962 году произошло знаменательное событие в истории клуба — «Спартак» впервые стал чемпионом страны. Новый чемпион был достаточно молод. Средний возраст команды — 23 года. С приходом в 1964 году Боброва известная стихийность спартаковских порывов и провалов постепенно сменилась устойчивой системой. У команды стало прорисовываться новое лицо.
В игровом почерке спартаковцев все чаще и чаще просматривались серьезность тактических построений, солидность, широкое разнообразие технического арсенала и определенная психологическая устойчивость, выраставшая на уверенности в своих силах и мастерстве, на трезвой оценке аргументов соперника. К 1967 году «Спартак» представлял собою отличную, хорошо сбалансированную команду экстракласса, безусловно сравнявшуюся с лидером нашего хоккея, командой ЦСКА. В том сезоне «Спартак» второй раз в своей истории стал чемпионом страны. И если победа молодых спартаковцев в 1962 году была сенсацией, скорее неожиданной, чем закономерной, то в 1967 году победа «Спартака» была логичной и совершенно естественной. «Спартак» стал «своим» на высочайших вершинах отечественного хоккея.[11]
«Спартак» давно и упорно пытается вернуться в элиту отечественного хоккея, но сезон за сезоном остается вне плей-офф КХЛ или уступает более сильным соперникам в первых раундах розыгрыша Кубка Гагарина. Ни один из тренеров не смог надолго задержаться в команде, поэтому раз за разом бразды правления коллективом брал генеральный менеджер Алексей Жамнов. По окончании сезона стало понятно, что Жамнов на постоянной основе тренировать не намерен, его место займет именитый тренер, который сможет потянуть такой амбициозный проект, как «Спартак». В итоге столичный клуб заключил контракт с Олегом Знарком.
Результаты выступления в КХЛ:
И — количество проведенных игр, В — выигрыши в основное время, ВО — выигрыши в овертайме, ВБ — выигрыши в послематчевых буллитах, ПО — проигрыши в овертайме, ПБ — проигрыши в послематчевых буллитах, П — проигрыши в основное время, О — количество набранных очков, Ш — соотношение забитых и пропущенных голов, РС — место по результатам регулярного сезона (Рисунок 1)
Рисунок 1 - Результаты выступления в КХЛ
Руководство клуба:
Председатель попечительского совета – Якушев Александр Сергеевич
Генеральный директор – Веревко Андрей Евгеньевич
Почетный президент – Старшинов Вячеслав Иванович
Первый вице – президент – генеральный менеджер – Жамнов Алексей Юрьевич
Вице – президент – Каменский Валерий Викторович
Заместитель генерального менеджера - Хворых Дмитрий Михайлович
Спортивный директор – Ни-Ли Павел Геннадьевич
Председатель совета ветеранов - Майоров Борис Александрович
Рассмотрим спонсоров и партнеров клуба.
Рисунок 2 – Спонсоры и партнеры клуба
2.2 Маркетинговый сбор, основные результаты
Для маркетингового исследования клубом используется такой сбор данных, как «первичный». Анализ проводился в виде количественного иследования.
Во время хоккейного сезона 2018/19 клубом проводились маркетинговые исследования для изучения болельщика и их потребностей. Информацию для исследований собирали в письменной форме (анкетами) в перерывах матча, а также на специально отведенных интернет ресурсах. Данные предоставлены маркетингом клуба.
Рисунок 3 - Пол болельщика
Согласно материалам исследования интерес к спортивному зрелищу достаточно велик у всех слоев населения, вне зависимости от сферы трудовой деятельности и социального положения. (Рисунок 3). Однако наибольшая доля наблюдается у 67 % мужчин, женщин - 33%. Это показывает на то, что хоккей не только мужская игра. Женщины также влились в ряды хоккейных болельщиков и по эмоциональности и знанию игры часто ничем не уступает мужскому.
Рисунок 4 - Возраст болельщиков
Также хотелось бы отметить, что в этой игре нет возрастных ограничений. (Рисунок 4). Наибольшее количество болельщиков в возрасте от 35 до 45 лет.
Рисунок 5 - Род деятельности болельщиков
Также стоит отметить, что матчи посещают специалисты (Рисунок 5). Эти данные позволят нам правильно построить ценовую политику на наши товары, услуги и тд.
Рисунок 6 - Частота посещения матчей
Рисунок 7 - С кем посещают матчи
Далее посмотрим на статистику посещения матчей. (Рисунок 6), (Рисунок 7). Мы можем наблюдать, что около 40% болельщиков посещают все матчи сезона. Также большая доля людей, что приходят на матчи впервые, и она составляет около 16%. Также по данным опроса мы можем наблюдать, что болельщики приходят на матчи с друзьями и семьей. И только около 10%, приходят в одиночку. В сезоне 2018/19 среднее количество болельщиков посетивший матчи составляло - 8325 человек. Рекордная аудитория собралась на матче с казанским «Ак Барсом» 2 февраля - игру с обладателем Кубка Гагарина увидели 11397 болельщиков, арена в «Парке Легенд» была заполнена на 94,1%. По посещаемости домашних матчей «Спартак» занял пятое место в КХЛ (арена заполнялась в среднем на 70,95%), при этом наш клуб показал лучшую посещаемость с сезона 1981/82.
Изучив спрос болельщиков, менеджерами составлялась оптимальная абонементная политика, подходящая под разный доход потребителя. Именно тут мы можем наблюдать ярко выраженное разделение на фанатов и болельщиков. На фанатскую трибуну, абонементы стоили от 3500 рублей, распространялась скидка для студентов и школьников.
Для владельцев абонементов клуб приготовил много приятных сюрпризов. Болельщикам предоставлялись различные скидки, таким образом к любому абонементу за билет с матча Кубка России ФК Крылья Советов – ФК Спартак, клуб предоставлял 5% скидку. При предьявлении абонементов прошлых сезонов можно было получить скидку от 15% до 35%. (Рисунок 8). Также был создан семейный абонемент, при покупке одновременно взрослого и детского абонемента болельщик получал скидку 20% на каждый абонемент взрослого и 60% на каждый детский.