Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (Теоретические основы анализа конкурентов и конкурентоспособности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важным шагом в формировании конкурентоспособности для потребителя является диагностика, анализ внутреннего потенциала предприятия и внешних рыночных факторов, которые прямым образом влияют на состояние конкурентной среды. Управленческая практика свидетельствует, что разработка громоздких и трудно интерпретированных методов расчета конкурентоспособности предприятия ограничивает реальные возможности ее идентификации. Использование традиционных источников информации существенно ограничивает возможности обоснования управленческих решений при выборе варианта стратегии конкуренции предприятия на рынке. С другой стороны, отсутствие опыта проведения исследований на внутреннем и внешнем рынках, недоступность информации о деятельности конкурентов может привести к некорректным выводам и ограниченному (узкому) списку перспектив развития.

Цель работы – на основе анализа конкурентов на рынке провести формирование стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Major Auto».

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

– изучить теоретические основы анализа конкурентов и формирования стратегии конкурентоспособности организации;

– проанализировать конкурентную среду и конкурентоспособность ООО «Major Auto»;

– разработать план конкурентной стратегии организации.

Объектом исследования является ООО «Major Auto».

Предмет исследования – проблема анализа конкурентов и конкурентоспособности организации.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, теоретическая литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания по экономике и анализу, менеджменту организации, теории бизнес-технологий. Среди авторов следует выделить: Быкову И.В., Гончарову Е.В., Иванову А.В., Дубинину Н.А., Истомину Е.В., Попова С.А. и других.

Методы исследования. При выполнении работы в качестве инструментария применялись такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и обобщение, моделирование, системный подход, наблюдение, сравнение, группировка, методы научных классификаций, имитации, оптимизации, позволяющие наиболее полно и детально изучить исследуемую проблему.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и приложений.


Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентов и конкурентоспособности организации

1.1. Становление понятия конкурентоспособности организации в науке

Современная мировая экономика характеризуется сегодня качественными изменениями, обусловленными, с одной стороны, масштабным процессом глобализации, усилением роли транснациональных корпораций, неравномерностью развития различных стран и регионов, а с другой стороны, нарастанием военно-политических и террористических конфликтов, что привело к резкому обострению конкурентной борьбы между странами, регионами и компаниями. В этих условиях именно конкурентоспособность предприятий определяет силу и мощь любого государства. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия – это комплексность порядковых действий управляющей подсистемы, сферы обеспечения, осуществляющих взаимовлияние на управляемую подсистему для достижения конкурентоспособности на рынке. Любые управленческие процессы в системе обеспечения конкурентоспособности предприятия осуществляют на основе определенной стратегии[1].

Подходов к определению конкуренции великое множество, единого общепризнанного и устоявшегося понятия на сегодняшний день нет. Одни авторы понимают конкуренцию, как соперничество между отдельными лицами (физическими или юридическими) за достижение единственной цели[2]. Другие сравнивают конкуренцию с неотъемлемым свойством рынка, которое определяет эффективность его существования. Согласно их позиции, чем больше возможностей для развития конкуренции на определенном рынке товаров и услуг, тем выше эффективность функционирования данного рынка[3]. Существует также мнение, что конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимозависимости и борьбы между фирмами на одном рынке, стремящихся обеспечить наилучшие возможности сбыта своего товара, удовлетворения потребностей клиентов и получения максимальной прибыли[4].

Рисунок 1 - Пять конкурентных сил М. Портера[5]


Известный экономист Майкл Портер детально изучил сущность конкуренции и ее движущие силы и первым пришел к выводу, что в конкуренции участвуют не только непосредственно сами конкуренты, но также и ряд других субъектов рынка. Таким образом, была разработана концепция пяти конкурентных сил, представленная на рисунке 1.

Представленные силы формируют условия функционирования конкретного рынка и его участников, а состояние каждой силы и их взаимодействие определяют не только конкурентный потенциал отдельного предприятия, но также уровень и качество конкуренции в отрасли.

Резюмирую вышесказанное, на наш взгляд, наиболее полное определение понятия конкуренции представлено профессором Р.А. Фатхутдиновым: «Конкуренция – процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержанная победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях»[6].

Таким образом, для того чтобы конкретная компания имела возможность успешно развиваться на определенном рынке и при этом лидировать в конкурентной борьбе, она должна обладать определенным набором конкурентных преимуществ, под которыми понимается, прежде всего, эксклюзивная ценность, принадлежащая организация и дающая ей превосходство над конкурентами.

Конкурентоспособность организации – это его превосходство по отношению к иным организациям данной сферы внутри государства и за его рубежами[7].

Конкурентоспособность предприятия – это способность удовлетворять потребности потребителей путем производства такой продукции, которая превосходит аналогичную продукцию, представленную на данном рынке. Конкурентоспособность показывает уровень развития предприятия в сравнении с предприятием-конкурентом по степени удовлетворения своими товарами потребностей потребителя, а также по эффективности производственной деятельности. Одной из основных составляющих конкурентоспособности является качество продукции[8].

Категория «конкурентоспособность» может определяться в качестве свойства объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения этим объектом конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке[9].

Анализ различных определений позволяет в целом выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия:


1. Конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции.

2. Конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать.

3. Конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности.

Регулярная работа над повышением конкурентоспособности является определяющей стратегической задачей для развития всех хозяйствующих субъектов.

Дефиниция «конкурентоспособность» получила неоднозначную трактовку как в ряду отечественных, так и зарубежных ученых. Многообразие предлагаемых в литературе определений конкурентоспособности говорит о том, что проблемы, связанные с исследованием конкурентоспособности, являются многогранными и неоднозначными. С другой стороны, отсутствие единого методологического подхода к определению конкурентоспособности говорит о необходимости дальнейшей теоретической проработки этого аспекта развития экономических субъектов.

Необходимо отметить, что границы понятия «конкурентоспособность» со временем расширялись, и современная трактовка рассматриваемой категории относится не только к отдельной компании или к выпускаемому продукту, но и к отрасли, региону и государству в целом[10].

Конкурентоспособность на уровне предприятия может рассматриваться с точки зрения различных стейкхолдеров[11]:

– для потребителей – это способность удовлетворять их потребность посредством производства продукции, превосходящей конкурентов по определенному набору параметров;

– для конкурентов – способность создавать продукцию, отвечающую мировым стандартам и требованиям;

– для инвесторов – способность использовать ресурсы предприятия для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия;

– для партнеров – способность производить конкурентную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста.

Авторы Боровских Н.В., Паскевич Е.В. конкурентоспособность представляют как «сравнительную комплексную оценку состояния важнейших параметров экономического потенциала предприятия относительно выбранных стандартов»[12]. По их мнению, экономический потенциал состоит из следующих элементов: объем и качество ресурсов, образовательный, квалифицированный, психофизиологический, мотивационный потенциал кадров, инновационный потенциал, эффективность построения менеджмента на предприятии, финансовые возможности, информационные ресурсы.


Большинство подходов к определению понятия и содержания категории конкурентоспособности предприятия характеризуется априорным утверждением о том, что конкурентоспособный объект – объект, который способен обеспечивать прибыль. В этой связи задача повышения конкурентоспособности предприятия отождествляется с задачей повышения эффективности его функционирования, где под эффективностью понимается соотношение результатов функционирования поставленной конечной цели деятельности предприятия[13].

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой сравнительную характеристику, которая содержит оценку совокупности экономических, производственных, организационных показателей относительно требований рынка или аналогичных показателей конкурентов. Это те отличия фирмы от других участников рынка, которые определяют ее привлекательность в глазах потребителя.

1.2. Методы анализа конкурентов и конкурентоспособности организации

Из общей теории менеджмента известно, что основными этапами процесса управления являются: сбор исходной информации, ее анализ и целеполагание; принятие решения, планирование и организация деятельности для выполнения решения; мониторинг и контроль результатов деятельности. С этой точки зрения управление конкурентоспособностью предприятия сводится к выполнению совокупности следующих действий[14]:

1) сбор и обработка информации об отрасли и конкурентах хозяйствующего субъекта;

2) анализ и систематизация полученной информации, оценка конкурентоспособности предприятия, установление стратегических целей по поддержанию (повышению) конкурентного статуса компании;

3) выработка конкурентной стратегии, направленной на достижение целевого уровня конкурентоспособности;

4) последовательная конкретизация принятой стратегии в ходе планирования и выработки тактических управленческих решений;

5) организация деятельности по выполнению принятой конкурентной стратегии;

6) контроль основных этапов реализации стратегии, оценка конкурентоспособности предприятия в ходе мониторинга достигнутых результатов, а также внесение корректирующих действий (в случае необходимости).