Файл: Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1750

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у младшего школьника происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации[16].

В.В. Ковалев выделил 10 основных вариантов девиантного поведения школьников:

  • Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пропусками в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
  • Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
  • Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
  • Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
  • Антиобщественные действия сексуального характера, выражающиеся в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Употребление наркотических и токсических веществ.
  • Уходы из дома, бродяжничество.
  • Азартные игры.
  • Прочие виды девиантного поведения[17].

А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений в поведении младших школьников:

  • Делинквентное поведение.
  • Побеги из дома и бродяжничество.
  • Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение.
  • Девиации сексуального поведения.
  • Суицидальное поведение [18].

Под делинквентным поведением А.Е. Личко подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д. В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги и др.[19].


Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками. В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делинквентность» применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей [20].

С.А. Беличева считает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации [21].

Классификация форм девиантного поведения младших школьников, предложенная И.П. Подласым поможет учителю начальных классов соотнести видимые проявления девиантного поведения со скрытыми, спрятанными глубоко внутри причинами, подталкивающими школьников к тем или иным

Таблица 1 - Классификация отклоняющегося поведения (И.П. Подласый)

Видимые проявления

Эмоциональные состояния

Цели девиантного поведения

Особенности проявления

Чем вызвано поведение

Группы коррекции

1

2

3

4

5

6

Непослушание

Легкое напряжение

Эмоциональная разрядка

Сопротивление просьбам

Особенности возраста

_

Шалость

Напряжение средней степени

Выпуск избыточной энергии

Сопротивление требованиям

Особенности возраста

_

Озорство

Двигательное беспокойство

Устранение двигательного беспокойства

Постоянное сопротивление советам

Особенности возраста

_

Проступок

Беспокойство

Реализация требований

Сознательное нежелание правильно вести себя

Трудности адаптации

Девиантного поведения

Негативизм

Легкая тревожность

Стремление к превосходству

Немотивированное и неразумное сопротивление

Повышенная эмоциональная напряженность

Тревожности

Упрямство

Тревожность средней степени

Стремление к превосходству

Противодействие просьбам, советам

Повышенная эмоциональная напряженность

Тревожности, асоциального поведения

Капризы

Высокая тревожность

Стремление к превосходству

Намеренное выполнение нецелесообразных действий

Неправильное предшествующее воспитание

Асоциального, отклоняющегося поведения

Своеволие

Депрессия

Уход от трудностей

Нежелание, неумение понять себя

Трудности жизни

Депрессии, асоциального поведения

Грубость

Депрессия, депривация

Поиск защиты, стремление взять свое

Игнорирование препятствий на пути самоутверждения

Противоречие «Я - они»

Эмоциональных состояний


Педагог всегда видит перед собой сложную и целостную картину девиантного поведения, где легкие формы сменяются более тяжелыми. Цепочка нарастающих отклонений может быть, например, такой: ложь, скрытность, грубость; издевательства над малышами; мелкое хулиганство; угон велосипеда; увлечение азартными играми; алкоголь, курение; безнадзорность; побег из школы; уход из дома; бродяжничество.

Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, учитель получает ключ к пониманию его действий.

Таким образом, девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.

Но именно в младшем школьном возрасте формируется представление о образе жизни, идет активное знакомство и взаимодействие с социумом, который не всегда выступает как «положительный пример». Ярко отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте может не проявляться, основные формы девиации могут проявиться уже в подростковом возрасте, но чтобы этого не случилось, важно знать причины девиации, основные характеристики и предупредить отклонения в поведении у младших школьников.

Таким образом, девиантное проявление младших школьников по мере взросления изменяются, принимают более серьезные формы и требуют особого внимания от семьи, школы, общества и врачей.

1.2. Основные средства и формы профилактики девиантного поведения.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Основным недостатком данной формы психопрофилактической работы считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением[22].


Работа с семьей имеет особо особое значение. Чтобы предупредить появление девиаций в поведении несовершеннолетних, очень важно диагностировать неблагополучие семьи на ранних стадиях и затем совместно с педагогами и родителями начать поиск решения семейных проблем.

В таких семьях важно активизировать воспитательную деятельность родителей. И тут в поиске оптимальных средств воздействия на детей, создании условий для их интеллектуального и нравственного развития, существенную помощь должна оказать школа.

Современная школа располагает богатым арсеналом коллективных и индивидуальных форм работы с родителями: родительские собрания, конференции, лекции, дискуссии, семинары, собеседования, консультации, педагогические практикумы. Хорошо зарекомендовали себя занятия-тренинги, ролевые игры, которые помогают родителям правильно выстроить отношения с ребенком, организовать совместную деятельность. В работе с родителями очень важно учитывать их интересы и запросы, особенности каждой конкретной семьи: ее состав, эмоционально-психологический климат, материальное положение, уровень общей и педагогической культуры.

Основная цель в работе с родителями - привить им интерес к воспитательной деятельности, построенной на педагогических знаниях и любви к детям, уважении их личного достоинства. Для этого важно представить всесторонний и положительный образ их ребенка, что придаст им уверенности в своих педагогических способностях.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это предоставление информации, сообщение нужных сведений. Является наиболее привычным направлением психопрофилактической работы: в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых занятий[23].

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения.


Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного деваинтного поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию[24].

Особое внимание должно уделяться вовлечению учащихся в социально значимую деятельность. Совместно с классными руководителями, педагогом социальным и педагогом-организатором можно провести экскурсию в Центр внешкольной работы по месту жительства. Немаловажную роль играет вовлечение детей с девиантным поведением в конкурсы, праздники, выставки, акции.

Профилактикой девиантного поведения учащихся может быть не только целенаправленное, организуемое, с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Решающую роль играет в первую очередь личность воспитуемого, его потенциал, способность к сопереживанию, построению доверительных отношений, к творчеству.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Система профилактики правонарушений может включать в себе шесть основных компонентов:

1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.

2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.