Файл: Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1677

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении.

4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

5. Вовлечение трудных учащихся во все виды положительной деятельности.

6. Изменение условий семейного воспитания.

Одна из форм профилактической работы с «трудными» учащимися - Совет профилактики. Если отмечены срывы в поведении, а беседы не дают положительных результатов, по заявлению классного руководителя ученик приглашается на заседание Совета профилактики. Цель данного Совета - предотвращение правонарушений, помощь учащимся в осознании своих поступков и определение путей исправления, охрана прав ребенка, координация взаимодействия педагогического коллектива с родителями (методическая помощь, консультации, индивидуальные беседы).

Педагог социальный периодически проводит занятия для педагогов по безопасному и ответственному поведению с детьми из неблагополучных семей и с учащимися, состоящими на внутришкольном учете.

Пристальное внимание этим детям оказывает школьный психолог. Он проводит профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на внутришкольном учете.

Таким образом, можно говорить о том, что девиантное поведение - это несоответствие человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, ожиданиям, ценностям. При этом можно выделить следующие формы работы по профилактике девиантного поведения: организация социальной среды, информирование, обучение социально-важным навыкам, организация альтернативной девиантному поведению деятельности, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов.

Наиболее эффективной формой профилактической работы с девиантным поведением младших школьников является организация совместной деятельности учащихся, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и родителей.

2. МЕТОДИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Организация и технология социально-педагогических профилактики девиантного поведения младших школьников

В специализированной литературе имеются разнообразные подходы к понятию «профилактика». Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Л.В. Мардахаева, профилактика - это использование совокупности мер, разработанных для того, что бы предотвратить возникновение и развитие каких - либо отклонений в развитии, обучении воспитании[25].

Р.В. Овчарова отмечает, что под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов[26].

М.А. Галагузова рассматривает профилактику как совокупность государственных, общественных, социально - медицинских, организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков[27] [32, с. 294].

Д.Б. Эльконин классифицировал периоды развития человека в течение всей жизни на критические и стабильные. На период дошкольного и младшего школьного детства приходится несколько критических периодов, во время которых формируются важнейшие новообразования. Однако становление этих новообразований зависит во многом от окружения ребенка, ведь сам он пока еще не является в полном смысле субъектом свой жизни. Учителю начальных классов в процессе развития личности ребенка отводится важнейшая роль путеводителя для ребенка и компетентного в вопросах педагогики и психологии помощника для семьи ребенка. В связи с этим становится понятной важность психолого-педагогической профилактики как направления деятельности учителя. Подтверждается вышесказанное и освещенностью в науке проблемы профилактики девиантного поведения. Такие ученые, как Беличева С.А., Берзин С.В., Кондрашенко В.Т., Кулаков С.А. и др. занимаются решением этой проблемы.


Осознание любой проблемы влечет за собой нахождение способов ее решения, а также возможностей избежать ее развития. Так и актуальная проблема девиантного поведения заставляет специалистов разрабатывать профилактику девиаций. Охарактеризуем понятие психолого-педагогической профилактики девиантного поведения[28].

Проанализировав определения понятия профилактика девиантного поведения у таких авторов, как Беличева С.А., Кондрашенко В.Т. и интернет-источников, обобщим важнейшие элементы понятия и дадим следующие определение понятию профилактики девиантного поведения - это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации - общегосударственном, нравственном, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, психологическом, направленных на предотвращение отклонений в поведении различных возрастных групп.

Кондрашенко В.Т. выделяет условия эффективности профилактики девиантного поведения. К ним ученый относит:

  • комплексность (рассмотрение проблемы со всех уровней социальной организации);
  • последовательность (целенаправленность и детерминированность);
  • дифференцированность (индивидуальный подход);
  • своевременность[29].

Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач:

  1. выявление неблагоприятных условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровление их;
  2. пресечение и устранение действия антиобщественного, криминализирующего влияния на несовершеннолетних;
  3. осуществление коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Основные принципы социально-профилактических программ индивидуального предупреждения отклонений в поведении младших школьников:

  • принцип коллективной терапии - организации процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки, решение проблем семейных, школьных отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-педагогического консультирования;
  • принцип ситуации успеха - организация условий личных достижений подростка, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем;
  • принцип партнерства - организация равного и взаимоответственного участия детей и педагогов в деятельности, организуемой совместно и по согласованным правилам взаимоподдержки [30].

Формы профилактической работы, с точки зрения ученого-девиантолога Беличевой С.В. представлены следующим образом:

  • организация социальной среды;
  • информирование;
  • активное социальное обучение важным навыкам (тренинги);
  • организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (привлечение терапии искусством, спортом, познавателной деятельностью);
  • организация здорового образа жизни;
  • активизация личностных ресурсов[31].

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике девиантного поведения с детьми младшего школьного возраста. Поэтому предупреждение отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы[32].

В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического и педагогического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы. Наиболее адекватными для детей младшего школьного возраста методами психологического воздействия являются сказкотерапия и арттерапия[33].

Более подробно рассмотрим вышеназванные методы. Сказкотерапия. Название метода указывает на то, что его основой является использование сказок. Перспективность использования этого метода в работе с детьми в рамках профилактики девиантного поведения, а также в половом воспитании детей обусловлено следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, сказочные истории, легенды и мифы, наиболее доступна для восприятия ребенка. И в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.

О ценности сказки в развитии детей говорил и великий педагог В.А. Сухомлинский, уделяя внимание воздействию сказок на мышление детей: «сказка является тем резцом, который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления каждого ребенка», благодаря сказке ребенку «хочется быть умным, мудрым и не хочется быть невеждой»[34]. Говоря об этом, педагог также подчеркивал важность влияния детского коллектива на ребенка, ведь сказка действует на ребенка более разносторонне, когда он находится вместе со значимыми для него партнерами.


Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию четкой просоциальной жизненной позиции, а так же понимания ценности здорового образа жизни. Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.

Арттерапия - метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство. Основная цель арттерапии - установление гармоничных связей с окружающим миром и самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети познают мир, ищут язык, связывающий их с большим, внешним миром и наиболее точно выражающий их собственный внутренний мир[35]. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка.

За счет совершенствования и более частого использования творческой деятельности ребенок расширяет зону контроля и взаимодействия с окружающими (коммуникативная функция арт-терапии). Активное творчество способствует формированию у ребенка новых психосоциальных навыков (обучающая функция). Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне[36].

Поскольку в детском - «конкретном» - подходе к миру существенную роль играет активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми младшего школьного возраста приобретает использование игровых методов, в частности ролевых и дидактических игр. Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить ребенка необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или с опасностью насильственного сексуального контакта)[37].

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении материала в разных видах деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку необходимое количество повторений определенных действий и информационных материалов при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям. В рамках информирования о ВИЧ/СПИДе детей младшей возрастной группы может использоваться комбинация сказкотерапевтических, игровых и арттерапевтических методов. Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Ребенку будет легче понять объяснения, если они будут даваться, например, по ходу игры-сказки «Волшебный замок», где организм человека - это замок, в котором живут сказочные жители (клеточки), есть свои защитники и захватчики замка - вирусы. Таким образом, использование элементов арттерапии, сказкотерапии, ролевых и дидактических игр способствует усилению защитных факторов и позволяет давать адекватную возрасту информацию о ВИЧ.