Файл: Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1751
Скачиваний: 25
Информирование детей по проблеме ВИЧ-инфекции может проводиться и с использованием традиционных дидактических методов, в частности, рассказа и беседы. Рассказ - объяснение помогает педагогу, психологу донести до детей новый материал. Беседа предполагает диалог взрослого и детей, дает детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое отношение к полученной информации. С помощью словесных методов дети осваивают новые термины, которые постепенно входят в их активный словарь. Как рассказ, так и беседа должны по возможности сочетаться с наглядными и практическими занятиями. Это значительно повышает эффективность усвоения материала, делает его более понятным и доступным[38].
Наиболее действенными практическими методами обучения для младших школьников являются мозговой штурм и групповая дискуссия. Мозговой штурм используется для стимуляции эмоционального и когнитивного выражения детей по определенным вопросам. Педагог или психолог предлагает им высказать идеи и мнения без какой-либо их оценки или обсуждения и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощится запас идей или не кончится отведенное для этого время. Затем следует обсуждение высказанных идей в группах. Например, с помощью метода групповой дискуссии. Групповая дискуссия - совместная деятельность учащихся и педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактике девиантного поведения младших школьников позволяет развить способности ребенка, увидеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность в признании и уважении со стороны сверстников и педагога. Организация групповых дискуссий предполагает:
- объединение участников в небольшие группы так, чтобы дети сидели лицом к лицу (в первых классах более эффективно деление на пары и тройки, в третьем-четвертом классах можно организовывать группы из 4-5 человек);
- общее задание или тему обсуждения;
- обмен информацией в группе, воспитание умения слушать (важно заранее формировать у детей навыки эффективного слушания и правил общения в группе);
- общую оценку работы группы;
- определенную организацию опроса: спрашивать одного из участников малой группы в случайном порядке или заранее распределить роли каждого участника группы (например, пресс-секретарь, хранитель времени и т.п.);
- рефлексию участников (анализ событий, происходящих в группе)[39].
Таким образом, важнейшая задача учителя начальных классов - осуществлять первичную профилактику девиантного поведения, которая позволит избежать проблем в будущем. Наибольшей эффективностью профилактическая работа обладает при воздействии на условия и причины девиантного поведения на ранних этапах проявления проблемы.
Исходя из выше изложенного, профилактика девиантного поведения - это система комплексных мероприятий на предупреждения отклонений в поведении во всех сферах жизнедеятельности ребенка. В процессе профилактики должны участвовать все субъекты образовательного процесса, а так же медицина, СМИ, органы внутренних дел. Так как в младшем школьном возрасте ребенок большое количество время проводит в школе, очень важно организовать педагогические условия профилактики девиантного поведения. Методы, формы и приемы работы могут быть самыми разными, главное чтобы они вводились в системе и ребенок не уставал от процесса. Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике девиантного поведения с детьми младшего школьного возраста. Методы профилактики девиантного поведения занимают особое место в реализации программ обучения жизненным навыкам. Так, О.Л. Романова среди наиболее эффективных методов ведения профилактической работы называет ролевую игру, групповую дискуссию и мозговой штурм. Воспитательно-профилактическая работа профилактики девиантного поведения осуществляется в разнообразных формах. М.И. Рожков отмечает, что основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы. Система тактических действий, направленных на блокировку отрицательных влияний, разрыв нежелательных связей, создают благоприятные условия по формированию социально ценных отношений школьника в наиболее значимых сферах его общения и тем самым выступают профилактикой девиантного поведения.
2.2. Анализ деятельности социальной службы МБОУ СОШ №3 по профилактике девиантного поведения младшего возраста
Для анализа работы по профилактике девиантного поведения детей младшего возраста были изучены и проанализированы следующие документы учреждения: годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы педагогов.
Критерии анализа годового плана:
- планирование мероприятий по работе с детьми младшего возраста с девиантным поведением в каждом разделе годового плана;
- разнообразие форм планируемой работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с детьми младшего подросткового возраста с девиантным поведением.
Рассмотрим, критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование мероприятий с учетом интересов, потребностей воспитанников и их родителей;
- разнообразие планируемых форм работы с детьми младшего подросткового возраста с девиантным поведением;
- анализ результативности проведенных мероприятий.
Анализ годового плана работы социальной службы МБОУ СОШ №3 показал, что работу педагоги учреждения проводят в тесном контакте с обучающимся и их родителями. Применяют различные формы работы: собрания, консультации, беседы, практические занятия. Так же, в годовом плане запланированы общие и групповые родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации и другие мероприятия. МБОУ СОШ №3 самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития и национально-культурных традиций.
Работа педагогов МБОУ СОШ №3 планируется с младшими подростками с девиантным поведением как в целом по учреждению, так и индивидуально. Так же, в учреждении ведутся различные формы работы с семьями обучающихся: консультации, собрания, беседы, практические занятия, дни открытых дверей. Очень большую роль, в изучении нашей проблемы играют взаимоотношения семьи и обучающихся. В учреждении педагоги используют в своей работе такие методы, как опрос, анкетирование родителей, проводят индивидуальные беседы, наблюдают за взаимоотношениями родителей и детей.
Также, в МБОУ СОШ №3 имеются дополнительные программы, которые направлены на профилактику девиантного поведения детей младшего подросткового возраста. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы именно по профилактике девиантного поведения для детей младшего возраста реализуются по следующим направленностям:
Физкультурно-спортивная направленность: реализуется 7 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, из них:
- «Вольная борьба»
- «Самбо»
- «Баскетбол»
- «Волейбол»
- «Мини-футбол»
- «Обучение плаванию»
- «Общая физическая подготовка»
Туристско-краеведческая направленность: реализуется 2 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, из них:
- «Спортивный туризм»
- «Моя Родина»
Художественная направленность: реализуется 6 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, из них:
- «Обучение современному танцу»
- «Вокально-хоровое пение»
- «Бисероплетение»
- «Декоративная обработка древесины»
- «Юный художник»
- «Театральная студия»
Социально-педагогическая направленность: реализуется 4 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, из них:
- «Журналистика»
- «Система интенсивного развития способностей» (СИРС)
- «Школа лидерства»
- «Русская культура: классика и современность»
Техническая направленность: реализуется 2 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, из них:
- «Лаборатория компьютерных игр»
- «Основы робототехники»
Все эти секции созданы для профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста в МБОУ СОШ №3. Именно данные занятия помогают детям направить свою энергию на данные виды деятельности, а не направлять свою энергию на сверстников, учителей или родителей.
Также, для детей младшего подросткового возраста были проведены мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения. Например, такие как «Алея первоклассников», посадка деревьев на школьном дворе. Ребята вместе с родителями классным руководителем посадили на территории школы более десятка деревьев. Теперь рябины, березы будут расти вместе с детьми, и каждый ребенок сможет сказать: «Это дерево посадил я!»; «Спасатель – от слова спасать»; конкурс «Патриотической песни»; участие в муниципальных, региональных конкурсах между учреждениями. Все эти мероприятия прошли успешно, и многие дети нашли занятие по их интересу.
Чтобы сделать вывод, необходимо выявить уровень девиантного поведения у младших школьников. Для проведения первичной диагностики девиантного поведения младших школьников, было проведено исследование.
В нашем опросе приняли участие 29 обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет. Школьникам, была предложена анкета, направленная на выявление учащихся с девиантным поведением (Приложение 1).
Ученикам было предложено шесть закрытых вопросов, на которые необходимо ответить однозначно, быстро. Результаты анкетирования представлены ниже.
На первый вопрос «Ваша семья является полной или не полной?» большая часть младших школьников 23 человек ответили, что они проживают в полных семьях, а оставшиеся 6 подростков, исходя из ответов, проживают в неполных семьях, с одним из родителей (Диаграмма 1). Полноценность семьи оказывает сильное влияние на проявления отклонений в поведении учащихся начальных классов.
Диаграмма 1. Ваша семья является полно или не полной.
На второй вопрос «Часто ли Вас наказывают за плохое поведение?» из рисунка 2 видно, что большая часть детей, а именно 22 человек, ответили, что их не ругают родители, 6 человек иногда ругаю, а 1 ученик ответил положительно. Следовательно, учеников начальных классов наказывают редко, что не способствует развитию девиантного поведения (Диаграмма 2).
Диаграмма 2.Часто ли Вас наказывают за плохое поведение?
Наказания являются причиной девиантного поведения. В такой момент ребенок себя чувствует униженно, никому не нужным, происходит недопонимание со стороны родителей, что приводит к проявлению девиантного поведения.
На третий вопрос, «Какие у Вас отношения с родителями?» из диаграммы 3 мы видим, что у большинства опрашиваемых, а именно 28 детей, имеют дружеские отношения с родителями, но есть, кто общается с родителями по мере необходимости – 1 ребенок.
Следовательно, мы видим, что большинство младших подростков имеют дружеские, доверительные отношения. Отношения с родителями, очень важны в воспитании подростков и в их поведении (Диаграмма 3).
Диаграмма 3. Какие у Вас отношения с родителями?
На четвертый вопрос «Имеются ли у Вас школьные друзья?» из рисунка 3 мы видим, что у большинства младших подростков, а именно у 27 детей имеются школьные друзья, что также может предотвращать девиантное поведение. Но есть такие, которые не имеют школьных друзей – их 2 человек. Именно эти младшие подростки попадают в уязвимую группу с девиантным поведением (Диаграмма 4). Школьные друзья – неотъемлемая часть школьной жизни.
Диаграмма 4. Имеются ли у Вас школьные друзья?
На пятый вопрос «Как Вы проводите свободное время?» младшие подростки ответили следующим образом: 3 подростков сидят дома, играют в компьютерные игры, 2 младших подростков проводят время с друзьями, гуляют, а 24 подростков занимаются в кружках и секциях (Диаграмма 5).