Файл: Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1744

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ежедневная деятельность учителя, указывает на актуальность профилактики девиантного поведения младших школьников. Отклоняющее поведение в школе, в учебной деятельности обучающихся, все чаще молодеет. Таким образом, можно сказать, на сколько важно, чтобы воспитание в семье отражало общественные нормы в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется, и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Проблема девиации существует не только сегодня, она была вчера и останется завтра.

Поэтому предупреждение отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы[1].

Актуальность темы заключается в том, что все больше из года в год увеличивается число детей с девиантным поведением, отмечается рост различных видов детской зависимости и преступности. Поэтому необходима помощь классного руководителя и социальной службы образовательной организации по профилактике и предотвращению девиантного поведения у младших школьников.

Проблема исследования: каким должно быть содержание профилактики девиантного поведения у обучающихся младших классов в образовательных организациях?

Объект исследования: младшие школьники с отклоняющимся поведением.

Предмет исследования: деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения среди младших школьников.

Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов изучить формы и методы по профилактике девиантного поведения детей младшего возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика девиантного поведения детей младшего возраста будет проходить успешно, если:

1) будут учитываться психолого-педагогические характеристики детей младшего возраста;

2) будут определены средства профилактики девиантного поведения;

3) работа будет проходить целенаправленно и комплексно;

На основании поставленной цели, предложенной гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить проблему девиантного поведения младших школьников на теоретическом уровне.


2. Проанализировать причины и факторы возникновения девиантного поведения среди младших школьников.

3. Определить формы и методы, применяемые учителем начальных классов по профилактике девиантного поведения младших школьников.

Методы исследования:

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование; тестирование; эксперимент; наблюдение.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования город Ноябрьск

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Проблема девиантного поведения несовершеннолетних вызывает особый интерес исследователей в различных областях науки. Обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. В социальной педагогике и психологии, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения. На социальном уровне девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиация - отклонение в поведении человека от общепринятых норм[2].

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка[3].


В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм[4].

В отечественной литературе под девиантным поведением понимают:

  • Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
  • Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам[5].

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над поведением[6] .

Девиантное поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм[7].

Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток)[8].


По другой классификации, все нарушения поведения школьников делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное поведение[9].

С.А. Беличева к социальным отклонениям корыстной направленности относит правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.)[10].

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям можно отнести уклонения от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид[11].

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте [12].

Младших школьников, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, педагоги и психологи называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания [13].

Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.


Как уже было сказано ранее, социальное поведение может быть нормальное и отклоняющееся. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам[14].

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида[15].

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

  • агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
  • корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду.