Файл: Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1746

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма 5. Как Вы проводите свободное время?

На шестой вопрос «Кружи и секции какой направленности Вы посещаете?» 5 учеников ответили, что технические кружки, 8 - посещают художественные кружки, 7 подростков посещают спортивные секции, 9 подростков не занимаются в кружках и секциях (Диаграмма. 6).

Диаграмма 6. Кружки и секции какой направленности Вы посещаете?

Проведя анкетирование, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных учеников проживают в полных семьях, родители их не наказывают, и, возможно, вследствие этого, у них складываются дружеские отношения в семье. Также, больше половины детей имеют школьных друзей. Большая часть младших школьников проводят свой досуг посещая кружки разной направленности.

Показателями успешности первичной профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста являются:

  • снижение психолого-педагогической помощи младшему школьнику в овладении девиантным поведением;
  • снижение беспричинных, немотивированных проявлений поведения;
  • снижение эмоциональной окраски младшего подросткового поведения, снижение частоты проявления резких реакции вне семьи, при посторонних, при неудачах и др.

Профилактическая работа начинается с тщательного изучения:

  • личности ученика и его ближайшего окружения (семьи, коллектива, круга друзей). Выявляются биологическая «почва» (наследственные болезни, состояние нервной системы, физические недостатки и т.п.) положительные и отрицательные качества личности; семьи воспитанника: материальное обеспечение, количественный состав, взаимоотношения родителей между собой и детьми, стиль и тон семейной жизни;
  • интересов ученика, отношение к различным видам деятельности;

Особое место в профилактической работе следует выделять формированию круга интересов младшего подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению периода свободного времени ученика – «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения положительно формирующим личность занятьям в различных секциях и кружках: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Следовательно, процесс профилактики в МБОУ СОШ №3 проходит на высшем уровне, но есть младшие школьники, с которыми нужно проводить интенсивную работу по первичной профилактике девиантного поведения.

Рассмотрим комплекс мероприятий по первичной профилактике девиантного поведения в работе учителя начальных классов.


2.3. Комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения детей младшего возраста в работе учителя начальных классов

Педагоги в школах отмечают, что младших школьников с девиантным поведением становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие – это наказание или выговор, после чего младшие школьники на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких учеников и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

При построении комплекса мероприятий по первичной профилактике девиантного поведения, следует учитывать не только симптоматику (формы девиантных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение детей младшего возраста к своему поведению. Одним из средств в профилактике девиантного поведения в младшем возрасте выступает досуговая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям профилактики, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами младшего школьника.

Комплекс мероприятий – это совокупность определённых форм деятельности, которые направлены на достижение какой-либо цели.

Цель комплекса мероприятий: создание механизма работы программы по снижению уровня девиантного поведения среди учащихся.

Задачи:

1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

2. Способствовать формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

3. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Результат использования комплекса-мероприятий коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения предполагает формирование адекватных форм поведения и развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к своим возможностям, развитие навыков регуляции своего поведения, снижение уровня эмоционального дискомфорта.


Комплекс мероприятий направленный на работу с детьми группы риса:

  • Организационные мероприятия: составление социального паспорта класса, школы; составление характеристик на детей группы риска; выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции; организация встреч учителей и специалистов школы с родителями; составление картотеки и сводных таблиц на учащихся; организация досуга и кружковой деятельности; организация летней занятости.
  • Работа с учащимися: контроль посещаемости занятий; контроль текущей успеваемости; вовлечение учащихся в кружки и секции; проведение профилактических бесед; посещение уроков с целью наблюдения за учащимися; направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений; содействие в трудоустройстве; помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута; разбор конфликтных ситуаций.
  • Работа с родителями: посещение семей группы риска; проведение консультаций; приглашение на комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений; выступления на родительских собраниях; разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений.
  • Работа с педагогическим коллективом: осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками; выступление на педсоветах.

Таким образом, с помощью правильно подобранного комплекса мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников в общеобразовательных учреждениях, у учеников вырастает интерес к посещению различного рода мероприятий и секции. Для того чтобы комплекс мероприятий был более эффективным, необходимо следовать разработанной в МБОУ СОШ №3 программе ««Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в МБОУ СОШ №3». Педагогические показатели которой - это повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, снижение педагогической запущенности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе было рассмотрено понятие девиантного поведения младших школьников, изучена проблема девиантного поведения младших школьников на теоретическом уровне, проанализированы причины и факторы возникновения девиантного поведения среди младших школьников, определены формы и методы, применяемые учителем начальных классов по профилактике девиантного поведения младших школьников. На основании теоретического анализа специализированной психолого-педагогической литературы, мы установили, что проблемой профилактики девиантного поведения занимались многие исследователи. Причинами проявления девиантного поведения у детей младшего возраста выступают: разрыв с семьей; неполная семья; недостаточный надзор; отсутствие внимания со стороны близких; тревога и страх за наказание; желание устраниться от опеки воспитателей и родителей; жестокое обращение со стороны товарищей; нет мотивации в изменении обстановки, ситуации. Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, учитель получает ключ к пониманию его действий.


Под профилактикой девиантного поведения принято понимать комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Были выделены средства профилактики девиантного поведения: педагогические; досуговая деятельность; физическая культура и спорт; художественные средства; собственная деятельность детей; общение. Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие.

Хочется обратить внимание, что в воспитании детей главное не только то, насколько умным или образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым и отзывчивым. Доброта и отзывчивость в первую очередь формируют родители, на своем собственном примере. Если они это не делают, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным. На ребенке все отражается - благоприятная социальная атмосфера, психологический климат в семье, правильное воспитание, а так же отношения с родителями и педагогами. Если исключить плохое влияние, если с осторожностью относиться к своим детям, то они вырастут хорошими, активными и трудолюбивыми людьми.

Таким образом, с помощью правильно разработанного комплекса мероприятий по первичной профилактике девиантного поведения младших школьников, программы ««Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в МБОУ СОШ №3», а так же сплочённой работы социальной службы и учителя начальных классов в МБОУ СОШ №3, можно сделать вывод о том, что первичная профилактика девиантного поведения младших школьников дает положительный результат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.
  2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.
  3. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезодаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов.- Свердловск : Уральский университет, - 1996.
  4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М., 1993.
  5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер, - М.: Эксмопресс, 2000.- 117 с.
  6. Верзилина Я.В. Детство со сказкой / Я.В. Верзилина. // Начальная школа. - 2009. - №6. - с. 5-6.
  7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство/ А.Л. Венгер. - М. : Владос-Пресс, 2006. - 160 с.
  8. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод пособие / [М.И. Рожков и др. ]: под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
  9. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский. - Социс. -1991.
  10. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. - Свердловск, 2007. - 233 с.
  11. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / В.М. Никитина [ и др. ]; под ред. В.М. Никитина. - М., 1996.
  12. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Методика «Как поступать» / И.Б. Дерманова [ и др. ]; под ред. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С.114
  13. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. -- СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
  14. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  15. Джейнс, У. Психология. / Джейнс У. - М.: Изд-во «Педагогика», 2001. - 348 с.
  16. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 288 с.
  17. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: монография. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2005. 274 с.
  18. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
  19. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.:ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
  20. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.
  21. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация.- Издательство: Владос-Пресс- 2010г.
  22. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
  23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 2001.- 280 с
  24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. С. 31-51
  25. Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры/ Рабочая книга педагога. Ч. . - Орел, 1995.
  26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.- Издательство: «Речь», 2004.-445с
  27. Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики, под общ ред. М.П.Осиповой. - Брест: БрГУ, 2012. - 107 с.
  28. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.
  29. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб.для студентов пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 350 с.
  30. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 384 с.
  31. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
  32. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для С69 студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
  33. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. -- М.: Академия, 1997. - 320 с.
  34. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.; Просвещение, 1981.
  35. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издательство политической литературы. Москва. 1973.
  36. Фон Франс М.-Л. Психология сказки. - СПб., 1998.
  37. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. - М., 2004.
  38. Христофорова М.И. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов / М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина / Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М.: Изд. РГУ - 2001. - 220 с.
  39. Чубинашвили, Н.Г. Развитие нравственной культуры детей средствами сказкотерапии: пособие / Н.Г. Чубинашвили; под ред. М.П. Осиповой; Брест, гос. ун-т им. А.С. Пушкина. - Брест: БрГУ, 2013. - 113с.
  40. Методы профилактики девиантного поведения [Электрон. ресурс] / Режим доступа : <http://lib.brsu.by/node/422> - Дата доступа : 02.03.2014 г.
  41. Причины девиантного поведения младших школьников [Электрон. ресурс]: <http://www.psylist.net/pedagogika/00205.htm>
  42. Основные принципы социально-профилактических программ индивидуального предупреждения отклонений в поведении младших школьников [Электрон. ресурс] : <http://festival.1september.ru/articles/534793/>
  43. Социальное поведение может быть нормальное и отклоняющееся [Электрон. ресурс] : <http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/povedencheskaya_norma_i_otkloneniya_v_povedenii_ministerstvo_obrazovaniya.html>