Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1897
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы эффективности управления
1.1.Понятие –эффективность управления предприятием
1.2.Методы и процессы управления предприятием
2 Анализ эффективности управления ООО«ЛЕНТА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЛЕНТА»
ВВЕДЕНИЕ
Динамичное модифицирование технологий, борьба за потребителя и качество продукта (услуг), увеличение конкурентной борьбы заставляют предприятие по-новому проанализировать весь комплекс задач управления. Управленческая работа в современных условиях выступает как один из основных условий функционирования предприятий и организаций.
Гибкость в управлении, умение и способность быстро перестраиваться, не упустить новейшие возможности, открываемые нововведениями и рынком, в настоящее время становятся значительнее, нежели прямая экономия управленческих расходов.
Рыночные взаимоотношения предоставляют достаточные возможности для результативного управления предприятиями, однако реальное состояние дел в экономике, спад промышленного производства, отрицательные перемены её структуры зачастую сводят на нет все без исключения старания в сфере увеличения качества управления предприятием. Но и в этих трудных обстоятельствах идет работа по совершенствованию управления предприятиями в целом и по отдельным его функциям.
Опыт ведущих компаний демонстрирует, то, что ключ к успешной деятельности компании – это, прежде всего четкая организация управления предприятием.
Специалисты по менеджменту считают, что более эффективным моментом работы компании считаются умелые, продуманные действия его руководителей. Грамотные действия руководства дают возможность направить в нужное русло действия сотрудников, создать нужную производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе.
В результате производственная работа коллектива обретает необходимую целенаправленность, дисциплинированность и эффективность. Таким образом, успех приходит тогда, когда высококачественное управление порождает интенсивное поведение сотрудников, а их связь, прежде всего, находит проявление в эффективной производственной деятельности.
Цель исследования оценить эффективность управления предприятием ООО«Лента» и разработать рекомендации по ее усовершенствованию.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
-Изучить понятие «эффективность управления».
-Выявить значение оценки эффективности управления в современных условиях.
-Рассмотреть основные подходы к оценке эффективности управления.
-Провести анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Лента»;
-Разработать мероприятия по совершенствованию эффективности управления предприятием ООО «Лента».
Объектом исследования является эффективность управления предприятия.
Предметом исследования является ООО «Лента»
Для реализации всех этих задач были приложены такие методы исследования: теоретические (от общего - к конкретному, от частного к общему, от простого к сложному, анализ и синтез), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение и анализ услуг деятельности) и математические методы.
Научно-теоретической базой исследования явились научные работы таких зарубежных и отечественных авторов как Ансофф И., Азар В.И., Друкер П.Ф., Фатхутдинов Р.А., Попов С.А., Сенин В.С., Ильина Е.Н. многих других.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы эффективности управления
1.1.Понятие –эффективность управления предприятием
Эффективность управления – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных, технологических, психологических и иных явлений. Из многообразия понятий для выражения эффективности управления можно выделить главные, лежащие в основе системы управления любого уровня[1,c.115]
- эффективность труда работника управления;
- эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;
- эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);
- эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов и форм планового управления);
- эффективность системы управления (с учетом иерархии управления, а также участия трудящихся в управлении производством) [3,c.245]
При переходе от одного понятия к другому увеличивается емкость каждого последующего понятия. Так, экономическое содержание управления составляет трудовая деятельность управленческих работников, оценка которой должна вестись с позиций эффективности живого труда. Но так как в управлении используются информация и технические средства как затраты прошлого труда, можно говорить об эффективности совокупных затрат в достижении управленческих результатов [5,c.541]
Вместе с тем в процессе управления реализуются его цели, функции и методы. Поэтому, когда мы переходим к понятию «эффективность процесса управления», объектом оценки становится организационно-экономическая система выработки и реализации решений.
Процесс управления протекает по уровням определенной системы, в рамках которой он приобретает то или иное качество. Возникает необходимость оценки эффективности системы управления.
Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимосвязь рассматриваемых понятий, их методологическое единство, можно утверждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии «эффективное управление». Это понятие комплексное. В него входят все рассмотренные понятия как составляющие. На основе этого вывода может быть разработан методологический аппарат исчисления эффективности управления производством. Естественно, каждое понятие эффективности имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке управления [9,c.56]
Исследование каждого из направлений эффективности составляет специфическую область. Но лишь их совокупность может дать реальное представление о состоянии (уровне) эффективности управления. Иными словами, каждую совокупность понятий, формирующихся вокруг главного, можно рассматривать как систему форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структуру этой категории[10,c.214]
По своему содержанию эффективность управления рассматривается и как экономическая, и как социальная. Выделение данных видов эффективности обусловлено различием (хотя и взаимосвязанных) целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического). При определении эффективности управления следует учитывать сферы ее проявления: сферу производства и сферу обращения.
В зависимости от целевого назначения эффективность может быть:
- плановой, характеризующей запланированный уровень и динамику на перспективу;
- фактической, характеризующей достигнутый уровень и его динамику;
- нормативной (потенциальной), определяемой в соответствии с наиболее эффективными условиями функционирования системы;
- проектной, определяемой при проектировании новой системы управления.
По методу расчета выделяют абсолютную и сравнительную эффективность. При определении эффективности управления преимущество отдается исчислению абсолютной эффективности. Сравнительная эффективность применяется, например, при оценке отдельных вариантов использования технических средств [3,c.45]
Каждый из названных видов эффективности управления имеет свои особенности. В то же время все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Исследование отдельных видов эффективности и их совокупности позволит глубоко и всесторонне охарактеризовать такую сложную категорию, как эффективность управления. Повышение эффективности управления является одним из главных принципов управления, которым следует руководствоваться в производственно-хозяйственной и социальной деятельности всех органов и уровней управления. Объективность его вытекает из закономерности всемерного повышения эффективности общественного производства [5,c.74]
При конкретизации требований повышения эффективности управления на том или ином уровне должно соблюдаться их соответствие целям, плановым заданиям, результатам по конечной продукции. Лишь соблюдение такого условия позволит оценить результат управленческой деятельности на определенном уровне управления.
1.2.Методы и процессы управления предприятием
В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный аспект к управлению, какой рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда конкретных логический шагов - функций управления [10,c.278]
Все без исключения функции управления взаимосвязаны; любая функция также предполагает собою процесс, т.к. заключается из серии взаимозависимых действий.
Процесс управления так же представляется как комплекс циклических действий, сопряженных с выявлением трудностей, поиском и организацией выполнения установленных решений.
Схематически этот подход отражен на рис. 2, где производственный процесс представлен в виде «черного ящика» с «входами» и «выходами», а управленческий процесс рассматривается в составе трех блоков [6,c.125]
М — моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации;
Р — разработка и принятие управленческих решений;
В — организация выполнения принятых решений.
Последний блок по информационным каналам связан с «входом» производственного процесса и таким образом обеспечивает изменения, запланированные системой управления.
ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА
В
Р
М
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
Продукция, услуги
Ресурсы
Информация
Информация
Рисунок 1. Процесс принятия управленческих решений[11,c.125]
Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о пребывании регулируемых параметров контролируемого объекта, а влияние осуществляется уже после формирования и принятия надлежащего решения, что в виде той или другой информации (указания, указа, постановления, проекта и т.д.) подается на «вход» управляемого объекта [3,c.125]
Управленческое решение — это концентрированное представление процесса управления в его заключительной стадии. Оно выступает как своего рода формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом определяет действия, необходимые для выполнения изменений в его состоянии.
Решения обязаны соответствовать конкретным условиям. Главные среди них — это аргументированность, точность формулировок, реальная осуществимость, оперативность, экономичность (определяемая по размерам расходов), результативность (как степень достижения поставленных целей в сравнении с затратами ресурсов) [9,c.56]
В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, отличающихся между собою по содержанию, срокам воздействия и исследования, ориентированности и масштабам влияния, степени принятия, информационной обеспеченности и т.д.
В управленческой практике требование для принятия оптимальных решений существуют крайне редко. По этой причине в практике зачастую применяется другая форма ограниченной рациональности, позволяющая осуществлять не оптимальное, а удовлетворительное решение, что является «достаточно хорошим», таким образом как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает усовершенствование проблемной ситуации. Упрощенная форма представляет наиболее значимые особенности проблемы без охвата всей ее сложности, использует ограниченное количество критериев (чаще всего те, какие ранее испытаны и в прошлом давали неплохие результаты)[11,c.154]
Управление – это направленное со стороны управляющего органа влияние на предмет управления с целью извлечения определенного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно содержит предугадывание, составление плана, организацию, контролирование и урегулирование процессов исполнения работ [13,c.180]
Современное производственное предприятие предполагает собою сложный комплекс, динамизм и согласованность деятельность которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние взаимосвязи и предусматривающим деятельность всех звеньев и сотрудников компании – с рабочего до руководителя.