Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность данной темы обуславливается изменением тенденций в современном подходе к инновационным проектам.
Мы вступили в эпоху, когда судьба компании зависит от их умения применить соответствующую инновационную модель для более эффективной монетизации технологии, а также выделиться среди посредственных конкурентов.
Как показывают исследования новых инновационных бизнес-моделей, инновацией является творческое воспроизведение и рекомбинация существующих шаблонов бизнес-моделей. Ученые из бизнес-школы университета Санкт-Галлена, входящей Топ 10 ведущих бизнес-школ Европы по версии Financial Times, провели анализ прорывных бизнес моделей за последние 100 лет и выявили, что 90 % инновационных и революционных бизнес-моделей, есть результат творческого воспроизведения, рекомбинации и синтеза 55 базовых паттернов (шаблонов) бизнес-моделей.
На сегодняшний день лишь одна компания из двадцати может успешно завершить проект по разработке нового продукта. В данном контексте под «успехом» проекта подразумевается возврат инвестиций. Именно в условиях высокой конкуренции и неопределенности, при повышенной вероятности возникновения неблагоприятных рисков, необходимы новые методы ведения нетрадиционных проектов. Этим вопросом занимались такие современные специалисты, как Эдвард Ферн, Владимир Либерзон. Целью курсовой работы является изучение возможности применения метода «время до прибыли» в реализации инновационного проекта. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Выявление особенности инновационных проектов;
- Исследование теоретических основ модели «время до прибыли»;
- Рассмотрение парадигмы 10-Р;
- Разработка резюме проекта;
- Использование проектных инструментов;
- Обоснование инвестиционной привлекательности проекта.
Объектом данного исследования будет выступать модель «время до прибыли» Предмет исследования: применение модели «время до прибыли» в рамках инновационных проектов.
В первой главе я планирую рассмотреть:
- понятие и сущность инновационного проекта
- классификацию проектов
- сущность управления проектами
- различия традиционного и инновационного подхода к проектам
- сущность и возможности применения модели «время до прибыли»
- реалии применения парадигмы 10-Р
Во второй главе я предполагаю разработать проект по созданию электрокара. Для этого необходимо описать этапы проекта, построить сетевую модель, календарный график, а также обосновать инновационную привлекательность данного проекта.
Данная работа будет основываться на трудах Эдварда Ферна, В.В. Володина, В.Л. Попова, К.А. Хомкина и других специалистов в данной, достаточно новой для нашей страны, области.
Глава 1. Инновационный проект
1.1. Основное понятие
Инновационный проект – это система стратегических и тактических задач и ориентиров, а также программ по их достижению, оформленных документально, которые включают взаимоувязанные по финансам, срокам и исполнителям, однако, в долгосрочной степени независимые мероприятия по организации, финансированию, исследованию, строительству, производству, маркетингу, направленные на разработку и коммерциализацию конкретной инновации.
В рамках инновационного проекта реализуются следующие управленческие функции:
1) анализ и планирование;
2) организация и координация;
3) руководство и сотрудничество (как внутри организации, так и вне её);
4) мониторинг и оценка результатов.
Назначение инновационных проектов заключается в достижении конкретизированных стратегических целей предприятия путем осуществления отдельных инноваций в рамках существующих ограничений. К последним относятся, прежде всего, финансовые ресурса, кадры и время осуществления.
1.2. Уникальность инновационных проектов
Особо подчеркивается относительная уникальность каждого проекта и его независимость от прочих видов и направлений бизнес-активности и исследовательской деятельности предприятия. Менеджмент проектов в определенных областях также подвержен стандартизации в том, что касается методов и способов его осуществления. Наличие в проектах предсказуемых этапов
и стандартизованных мероприятий позволяет говорить об их планируемости и управляемости.
Исходя из особенностей инновационного целеполагания, можно отметить двойственный характер цели инновационного проекта: коммерциализуемое удовлетворение конкретной общественной потребности (конечная цель) и получение принципиально нового научно-технического результата либо в качестве промежуточного итога, либо в качестве результата, выражающего в созданном нематериальном активе предприятия.
Таким образом, инновационный проект предполагает:
1) наличие обусловленных стратегией предприятия конкретных целей и задач;
2) комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационных, строительных, производственных, маркетинговых и финансовых мероприятий, направляемых на разработку и внедрение новшества;
3) определенные сроки и ресурсы осуществления проектных мероприятий;
4) управление, организацию и координацию, обеспечивающие и подтверждающие реализацию проекта;
5) комплекс плановой и отчетной документации, обеспечивающей и подтверждающей реализацию проекта (последнее важно с точки зрения налогообложения проектных затрат);
6) текущий мониторинг и оценку хода выполнения этапов и итогов проекта, базирующиеся на принятых критериях.
Выводы по главе 1
Исходя из всего вышеизложенного инновационный проект может быть определен как комплекс целенаправленных, взаимообусловленных мероприятий, в существенной мере уникальный
и автономный, спланированный и документально зафиксированный, направленный на разработку и/или внедрение новшества товарного или технологического характера, ограниченный по срокам
и ресурсам.
Глава 2. Исследование теоретических основ
2.1. Виды проектов
В современном понимании управление проектами – это применение методов, инструментов, техник и компетенцией к проекту[1]. Однако, всегда ли применимы готовые шаблоны, предлагаемые международными стандартами? Разумеется, нет. Согласно двухмерной модели классификации проектов все проекты можно разделить на традиционные и нетрадиционные проекты.
Традиционные проекты - это проекты, которые строго подчиняются правилу треугольника ограничений, а именно стоимость, качество, время и самое главное, что лежит в основе всего проекта, цель. Конечно же, многие традиционные проекты не всегда могут уложиться в данный треугольник ограничений, но данные изменения незначительны и кардинально не изменят направление проекта, а также являются предсказуемыми и закладываются в план заранее. Условие неопределенности низкое и степень его влияния на проект тоже низкое. Поэтому предсказуемость, хода реализации проекта высока. Также, очень важным в традиционных проектах, является применение модели «время до выхода на рынок». Это означает, что проект удачно завершен, тогда, когда введён в эксплуатации.
Нетрадиционные проекты – это проекты, в которых треугольник ограничений существует не как строгий план действий, по которому нужно следовать, а как примерное направление проекта, условия, которые было бы неплохо соблюдать. Ярким примером таких проектов являются исследовательские проекты, венчурные проекты, проекты по созданию бизнеса, а также высокоскоростные экстремальные проекты. В проектах нетрадиционного вида, так или иначе, нам приходится сильно жертвовать некоторыми, изначально заложенными условиями, дабы сохранить проект. В данных проектах высока степень неопределенности и поэтому иногда приходится жертвовать даже целями проекта в угоду выигрышного его исполнения. В проектах данного вида многие процессы и операции добавляются в ходе реализации проекта, а важным является время до получения прибыли.
В данной модели ось X представляет собой «фактор неопределённости» - это условия, в которых реализуется проект, непредсказуемость хода его исполнения и влияние внешней среды на проект.
Следующий фактор по оси Y можно определить, как «скорость реализации» - это время, затраченное на выполнение всего проекта и его осуществление. Изменение скорости реализации зависит либо от заказчика, либо от внешней среды.
Рисунок 1. Классификация проектов
Остановимся подробнее на инновационных проектах. Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач в течение заданного периода времени и при установленном бюджете в период проверки и доработки идеи создания нового товара, включая прогноз его рыночной привлекательности при продаже опытных партий. Целью инновационного проекта является получение подтверждения технических, технологических и коммерческих параметров планирования дальнейшего бизнеса, т. е. обоснование бизнес-плана инвестиционного проекта серийного производства, сбыта и послепродажного обслуживания разработанного товара.[2]
2.2. Модель «время до прибыли». Парадигма 10-Р
В традиционном подходе к управлению разработкой новых продуктов успех измеряется скоростью и стоимостью вывода продукта на рынок, т.е. модель «время до вывода на рынок». Однако, в условиях современной высокой конкурентоспособности и нестабильности рынка более удобно применение метода «время до прибыли», который затрагивает как период затрат, так и период возврата инвестиций. Эта модель открывает для проектного менеджера несколько новых дверей. Добавление дополнительных источников ценности к содержанию проекта может увеличить время или стоимость вывода продукта на рынок или исполнение внутренних проектов, уменьшающих затраты. Однако она может сократить время достижения прибыли. В подходе «время до вывода на рынок» проектный менеджер управляет затратами проекта, в подходе «время до прибыли» объектом управления становится движение денег (кэш фло).
Управление проектом по модели «время до вывода на рынок» заглядывает вперед только до времени выдачи продукта. От проектных менеджеров не ожидается, что они должны быть озабочены той прибылью, которую принесет продукт. В модели «время до прибыли» команда управления проектами мотивируется достижением бизнес целей. Содержание проекта включает будущие продажи, и команда управления проектом отслеживает вероятность достижения бизнес целей. Традиционный подход к управлению проектами предлагает рассматривать каждую фазу проекта как отдельный независимый проект. Цели проекта рассматриваются только в начале фазы и не пересматриваются в процессе реализации фазы по мере поступления дополнительной информации. В модели «время до прибыли» проектный менеджер постоянно контролирует вероятность достижения бизнес целей, поскольку все проектные решения базируются на критерии максимизации будущей прибыли.
Если мы собираемся включить дополнительные ценности в наши инновации, то где нам нужно их искать? В парадигме 10-Р, предложен список источников ценности, которые следует использовать для усиления привлекательности инновационных продуктов. Десять источников выражены словами, в которых на английском языке Р – первая буква:
• Positioning (Позиционирование) – как идентифицировать новый продукт и отличить его от продуктов конкурентов. Это позволит клиентам ясно идентифицировать, что они получат от вас такого, чего они не смогут получить от других.
• Planning (Планирование) – как организовать разработку продукта. Клиенты будут ожидать, что свойства и функции будут представлены в запланированные сроки и при ожидаемых затратах. Это позволит им подготовиться к тому, чтобы получить те преимущества, которые вы обещаете.
• Partnering (Партнерство) – как идентифицировать и использовать поддержку стратегических партнеров, которые могут сделать новое предложение привлекательным для рынка. Немногие компании могут рассчитывать на статус «лучших в своем классе» во всех аспектах ценности. Партнерство с компаниями, которые делают что-то лучше, позволяют компаниям предложить выдающиеся ценности своим клиентам.
• Producing (Производство) – как идентифицировать и использовать возможности, которые понадобятся для успешного проникновения на рынок. Разработка продуктов и услуг мирового класса требует интеграции как внутренних разработок, так и аутсорсинга. Выдающееся производство обеспечивает превосходство целого над суммой частей.