Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
1.2. Организационная структура управления предприятием
1.3. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов.
Рисунок 1.2. Контекстная диаграмма автоматизации по учёту поставок топлива потребителям
2. Информационное обеспечение задачи
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Используемые классификаторы и системы кодирования.
2.3. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.4. Характеристика результатной информации
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
3.2 Характеристика базы данных
3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
3.4 Описание программных модулей
Вторым результирующим документом является отчёт о доставке. Документ формируется в том случае, если поля «Код статуса оплаты» и «Код статуса заказа» равны 1, что символизирует выполнение заказа и поступление оплаты за него. Он содержит в себе информацию о покупателе, дату доставки, состав заказа, сумму, данные о водителе, доставившем груз. Отчёт составляется на основе данных из товарной накладной, а также данных из таблицы «Статус оплаты», из которой берётся сумма оплаты.
Рисунок 2.4. Форма создания товарной накладной.
Рисунок 2.5. Форма создания товарной накладной.
Программное обеспечение
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
На рисунке 3.1 представлено дерево функций.
Дерево функций представляет собой иерархическую структуру. Все действия (функции) программного продукта можно разделить на подмножества основных функций.
Основные функции управления и обработки данных свойственны как информационным системам любой специализации, так и именно данному модулю. Они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Эти функции организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в конкретной предметной области.
В число основных функций входит ведение справочников, ввод данных и создание отчётов. Эти функции являются основополагающими в данной информационной системе.
Ведение справочников отвечает за просмотр данных в справочнике, внесение новых записей, а также редактирование или удаление старых и/или неактуальных записей.
Ввод данных представляет собой форма для создания различных документов: ввода информации о заказе, формировании товарной накладной.
Создание отчётов использует данные, полученные из предыдущих пунктов, для создания окончательного отчёта о проделанной работе и предоставления его управляющему лицу.
Служебные функции несут вспомогательный характер. В их число входит проверка пароля, календарь, архивация и очистка, помощь и настройки.
Рисунок 3.1. Дерево функций информационной системы
На рисунке 3.2 изображен сценарий диалога.
Разработка структуры сценария диалога представляет собой выявление состава функций, их иерархии и выбора средств организации взаимодействия пользователя с программой. Структура сценария диалога дает возможность определить состав его кадров, содержание каждого из кадров, а также их соподчиненность. Развитие диалога во времени можно рассматривать как последовательность переходов системы из одного состояния в другое. Ни одно из этих состояний не должно быть тупиковым, т.е. пользователь должен иметь возможность перейти из любого текущего состояния диалога в требуемое (за один или несколько шагов). Для этого в ходе разработки интерфейса необходимо определить все возможные состояния диалога и пути перехода из одного состояния в другое ― разработать сценарий диалога.
Сложность разработки сценария определяется в основном двумя факторами ― функциональными возможностями создаваемого приложения (то есть числом и сложностью реализуемых функций обработки информации) и степенью неопределенности возможных действий пользователя. Степень неопределенности действий пользователя зависит от выбранной структуры диалога. Наибольшей детерминированностью обладает диалог на основе меню, наименьшей – диалог типа «вопрос-ответ», управляемый пользователем. При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.
3.2 Характеристика базы данных
Рисунок 3.2. Сценарий диалога
В таблицах содержатся все данные о заказах. Коды ключевых полей присваиваются автоматически. При просмотре таблиц и справочников через графический интерфейс программы поля, имеющие присвоенные классификаторы, автоматически выводят текстовую информацию, т.е. если в таблице «Статус оплаты заказа» полю «Код статуса оплаты» присвоено значение «0», то в графическом интерфейсе будет выведено «Не оплачен».
В таблице 7 представлено описание структуры записей таблицы «Список заказов». Таблица имеет 3 ключевых поля, присваиваемых автоматически.
Таблица 7
Описание структуры записей таблицы «Список заказов»
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код заказа |
Kod_zak |
char |
5 |
Ключевое поле |
Код заказчика |
Kod_chel |
char |
5 |
|
Код оплаты |
Kod_opl |
char |
5 |
|
ФИО заказчика |
FIO_zak |
varchar |
50 |
|
Телефон заказчика |
Phone |
char |
15 |
|
Адрес |
Address_zak |
varchar |
50 |
|
Дата поступления заказа |
Date_zak |
Datetime |
||
Срок доставки |
Date_fin |
Datetime |
Таблица 8 представляет собой описание структуры записей таблицы «Состояние заказа».
Таблица 8
Описание структуры записей таблицы «Состояние заказа»
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код заказа |
Kod_zak |
char |
5 |
Ключевое поле |
Код водителя |
Kod_vod |
char |
5 |
|
Код базы |
Kod_base |
char |
5 |
|
Код оплаты |
Kod_opl |
char |
5 |
|
Код состояния заказа |
complete |
int |
Описание справочника «Список баз поставщиков» представлено в таблице 9.
Таблица 9
Описание структуры записей таблицы «Список баз поставщиков»
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код базы |
Kod_base |
char |
5 |
Ключевое поле |
Наименование организации |
Name_org |
char |
20 |
|
Адрес |
Address_org |
varchar |
30 |
|
Доступное топливо |
Toplivo_avail |
varchar |
20 |
В таблице 10 приведено описание записей таблицы «Состояние оплаты»
Таблица 10
Описание структуры записей таблицы «Состояние оплаты»
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код заказчика |
Kod_zal |
char |
5 |
Ключевое поле |
Код оплаты |
Kod_opl |
char |
5 |
|
Код водителя |
Kod_vod |
Char |
5 |
|
Код базы |
Kod_base |
char |
5 |
|
ФИО заказчика |
FIO_zak |
varchar |
50 |
|
Код состояния оплаты |
Oplata |
int |
||
Сумма |
Sum |
money |
В таблице 11 приведено описание записей таблицы «Статус оплаты»
Таблица 11.
Описание структуры записей таблицы «Список водителей»
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код водителя |
Kod_vod |
Char |
5 |
Ключевое поле |
Статус водителя |
Vod_status |
int |
||
ФИО водителя |
FIO_vod |
Char |
5 |
|
Вместительность бака (л) |
Liters |
Int |
||
Ставка |
Stavka |
Money |
На рисунке 3.3 изображена ER-модель.
ERM (Entity-relationship model, модель сущность-связь) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области. С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями. ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма сущность-связь (ER-диаграмма) (англ. entity-relationship diagram, ERD).
Сущность (таблица, отношение) — это представление набора реальных или абстрактных объектов (людей, вещей, мест, событий, идей, комбинаций и т. д.), которые можно выделить в одну группу, потому что они имеют одинаковые характеристики и могут принимать участие в похожих связях. Каждая сущность должна иметь наименование, выраженное существительным в единственном числе. Каждая сущность в модели изображается в виде прямоугольника с наименованием/
Связь — это некоторая ассоциация между двумя сущностями. Одна сущность может быть связана с другой сущностью или сама с собою. Связи позволяют по одной сущности находить другие сущности, связанные с ней. В предложенной модели большинство связей имеют вид один-ко-многим.
Рисунок 3.3. ER-модель базы данных
3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
В таблице приводится описание функций модулей.
Таблица 12.
Описание функций модулей
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
1 |
Глобальный модуль |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры |
2 |
Модуль безопасности |
Содержит процедуры и функции, обеспечивающие ввод и проверку пароля, вход пользователей в систему, напоминание о необходимости смены пароля, автоматический выход из системы при отсутствии пользователя на рабочем месте. |
3 |
Модуль инициализации интерфейса программы |
После успешного входа в систему, запускает программу, используя настройки прав доступа для учетной записи пользователя |
4 |
Модуль справочника «Справочники» |
Содержит процедуры и функции, позволяющие просматривать и редактировать справочники |
5 |
Модуль «Ввод данных о заказе» |
Содержит процедуры и функции для добавления данных о заказе в таблицу «Список заказов» |
6 |
Модуль взаимодействия с базой данных |
Содержит процедуры и функции, используемые для установления соединения с базой данных, а также управляющие операциями чтения, записи и редактирования данных |
Продолжение таблицы 12.
7 |
Модуль «Отчёты» |
Содержит процедуры и функции для создания отчётной документации |
8 |
Модуль «Оплата заказа» |
Используется для получения данных об оплате заказа, а также расчёта суммы заказа. |
9 |
Модуль «Отправка документа» |
Содержит процедуры и функции для отправки документа по электронной почте или факсу |
10 |
Модуль «Печать документов» |
Обеспечивает предварительный просмотр, настройку параметров документов и печать на принтере |
11 |
Модуль справочника «Список баз поставщиков» |
Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника |
12 |
Модуль справочника «Список водителей» |
Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника |
13 |
Модуль документа «Товарная накладная» |
Содержит процедуры и функции для создания документа формы ТОРГ-12 |