Файл: Понятие жизненного цикла организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА I.  АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие жизненного цикла организации

Организация с точки зрения управления – это определенная экономическая система. В теории управления модель жизненного цикла является одним из популярнейших инструментов, применяемых при описании процесса развития любой экономической системы. Модель жизненного цикла предоставляет возможность анализировать отдельные факторы, оказывающие влияние на эффективность организации. Разнообразие типов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на разных уровнях управления организации.

Каждая организация, находящаяся в процессе развития и функционирования, проходит через различные этапы жизненного цикла.

Жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую компания претерпевает, взаимодействуя с внешней средой [6, с. 264]

Жизненный цикл организации – это совокупность этапов, которые организация переживает во время ее функционирования: через становление, развитие, стагнацию, и приходит к возрождению либо к ликвидации. [1, с. 384]

Каждый этап имеет конкретные цели, атрибуты, стиль руководства и организацию работы.

Модель жизненного цикла организации представляет собой ломаную линию с определенными точками перегиба. Это своего рода этапы, которые можно разделить на длинные или базовые, а так же короткие или промежуточные. Длинные этапы графика жизненного цикла могут быть обозначены как линии, короткие как точки. В целом модель жизненного цикла организации представляет собой последовательность: возникновение, становление, развитие, стагнацию, возрождение или ликвидацию. [8, с. 16]

Возникновение. Организация создается учредителями (владельцами) с целью ведения бизнеса и прибыли, предоставления услуг некоммерческого характера или выполнения определенных функций. Учредители и организаторы определяют организационно-правовую форму и функции, выполняемые на основе их интересов. Основной задачей организации на этом этапе является выживание. Для коммерческой организации – выход на рынок; для некоммерческой организации – освоение механизма и технологии предоставления услуг или выполнения функций, указанных в учредительных документах. В течение этого периода организация управляется одним человеком.


Становление. Это один из опасных этапов жизненного цикла организации, особенно для коммерческих организаций: во-первых, опытная управленческая команда еще не сформирована; во-вторых, поставщики и покупатели еще не знают о новой организации на рынке; в-третьих, конкуренты, как правило, создают дополнительные барьеры для получения ниши на рынке. Основной целью на данном этапе является расширение рынка, ускоренный рост. Для коммерческой организации не менее важными целями являются также получение прибыли, укрепление позиций на рынке, повышение конкурентоспособности и т.д.

Развитие. Оно осуществляется на основе существующей системы и структуры управления. Организация разрабатывает новые рынки, новые продукты, другие сферы деятельности, увеличивает объемы производства и прибыль. На этом этапе переход к более современным формам и структурам. Этот переход может быть осуществлен либо постепенно, либо резко, сопровождаемый как количественными, так и качественными изменениями.

Стагнация. На данном этапе руководитель организации удовлетворен результатами, достигнутыми в прошлом. Он ослабил интерес к изменениям внешней среды, восстановлению организации, децентрализации власти и ответственности. Он удовлетворен нынешней системой управления. На этом этапе бюрократия в системе управления укрепляется, а текучесть кадров растет. Новые идеи и предложения по повышению эффективности деятельности организации гибнут в громоздких структурах управления. Основная цель на данном этапе – сохранить достигнутые результаты.

Ликвидация или возрождение. Этот этап характеризуется убыточностью, неплатежеспособностью и неустойчивостью организации. В течение этого периода у нее есть две альтернативы: возрождение или ликвидация. Процесс ликвидации организации очень хорошо регулируется в гражданском праве. Организация может быть ликвидирована по решению собственников или по решению суда. Однако, если на этом этапе владельцы введут новую антикризисную команду в организацию, может начаться этап возрождения. С этой целью новая команда должна перестраивать не только систему управления, но также процессы производства продуктов (предоставление услуг). Главная цель на данном этапе – активизация организации.

В общем, жизненный цикл организации может быть представлен на рисунке ниже.

Рисунок 1.1 – Модель жизненного цикла организации [10, с. 75]


В зависимости от стадий жизненного цикла: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация (спад), возрождение либо ликвидация формируются особенности управления самой организацией, которые могут быть представлены в виде таблицы ниже.

Таблица 1.1 – Особенности управления на этапе жизненного цикла

№ п/п

Стадия жизненного цикла

Главная цель

Особенности

Возникновение

Выживание, выход на рынок

Руководство осуществляется одним лицом

Становление

Ускоренный рост, захват рынка, получение прибыли

Стиль руководства - жесткий

Развитие

Систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального

имиджа

Наличие в руководстве опытных администраторов, зарождение бюрократизма

Стагнация

Сохранение достигнутых

результатов

Текучесть кадров, отсутствие молодых

квалифицированных специалистов, развитая бюрократия в управлении

Возрождение

либо ликвидация

Оживление бизнеса за счет инноваций, сплоченности персонала, изменения структуры управления и т.п.

Появление лидера, способного перестроить всю систему управления организацией и бизнесом. При отсутствии такового организация ликвидируется

Источник: составленно автором.

1.2. Концепции моделей жизненного цикла организаций

Сколько в современном мире организаций, столько и разных типов жизненного цикла можно выделить.

Существуют определённые разногласия относительно количества стадий жизненного цикла организации, их названий и характеристик. Одни авторы предлагали модели из трёх стадий, другие считают, что стадий должно быть четыре, есть модели, содержащие пять и более стадий. На сегодняшний день существует множество концепций описывающих жизненный цикл организации. Каждая из этих моделей предлагает различные основания для изменений. [18, с. 3-26]

Рассмотрим самые популярные концепции жизненного цикла организации.

А. Даунс: «Движущие силы роста». Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных путей возникновения комитетов, Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия – борьба за автономию – возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания». Вторая стадия – стремительного роста – включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия – замедления – характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур [16].


Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие». Разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они предложили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение – создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность – развитие устойчивости и репутации; и зрелость – достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются от стадии к стадии.

Б. Скотт: «Стратегия и структура». Эта модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной (как он это называет – «шоу одного человека») до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов [5, с. 111-119].

У. Торберт: «Ментальность членов организации». В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития.

Ф. Лиден: «Функциональные проблемы». На стадиях своего развития организации имеют различные функциональные проблемы – проблема адаптации к окружающей среде, приобретение ресурсов, достижение целей и поддержка образцов поведения. Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. В основном это достигается через инновации. Второе – это приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. В третьих, придается особое значение постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии придается значение поддержанию поведенческих паттернов и институализации структур. [19, с. 654].

Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура». Указанные исследователи строят свою модель развития организаций на тщательной разработке организационной структуры, в соответствии с этим они предлагают три основных стадии развития – стадия простых систем, устойчивая стадия организации и стадия разработки структур. После выхода этой работы, социальные организации стали рассматривать как «открытые» системы, которые характеризуются взаимодействием с внешней средой. Главные предпосылки успеха организации отыскиваются не внутри, а вне ее. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации [13, с. 304].


И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации». Эта модель является эволюционно-телеологической моделью организационного развития, рассматривающая указанный процесс как некий аналог процессов в развитии биологического организма. Процесс организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.

Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель». В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий вышеперечисленные модели. Основной акцент в своем выделении четырех стадий развития они делают на эффективности деятельности организации и её критериях на различных стадиях [27, с. 53-64].

Несмотря на то, что в основе каждой из описанных моделей лежит своя уникальная идея, тем не менее, в каждой из них заложен смысл, отражающий сущность развития. «Развитие – это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому» [28, с. 56-58].

Отечественные исследователи и консультанты рассматривают жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения. Они выделяют четыре этапа жизненного цикла организационного развития, для каждого из которых характерна определенная система взаимоотношений между сотрудниками, организацией и внешней средой [32, с. 47].

Этап «Тусовка»: преобладают неформальные отношения, «общинный» менталитет, равноправие, идеологическое лидерство и дружеское управление.

Этап «Механизация»: повсеместная формализация отношений, процессов и процедур. Организация переходит к регулярному менеджменту. Значительно углубляется разделение труда, составляются подробные должностные инструкции и правила внутреннего распорядка. Большое значение придается стандартизации и утилитарности. Нововведения встречают существенное сопротивление.

Этап «Внутреннее предпринимательство»: главной задачей организации, которая фактически представляет собой несколько разных бизнесов, становится повышение эффективности деятельности. Имеет место широкое делегирование полномочий, децентрализация власти, внутренние предпринимательские инициативы сотрудников и подразделений, которые регулируются детально разработанной политикой и стратегией организации. Важнейшими ценностями становится профессионализм сотрудников, способность добиться поставленной цели максимально эффективным образом. Часто формируются командные отношения и способы работы.