Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4445

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"АNTOR LogisticsMaster" предоставляет возможность не только обрабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени, но и четко организовать структуру рабочих процессов, что повышает эффективность работы компании в целом.

Основная задача программного продукта "АNTOR LogisticsMaster" — повысить эффективность работы персонала предприятия и автотранспорта за счет автоматизированной подготовки плана доставки продукции. Система помогает диспетчеру сформировать набор рейсов и маршрутов движения, отвечающий следующим требованиям:

  • минимальный суммарный пробег всех автомобилей по всем маршрутам;

  • максимальная загрузка каждого транспортного средства;

  • минимальное использование арендованного транспорта и так далее.

Использование системы "АNTOR LogisticsMaster" обеспечивает [1.7]:

  • быстрый расчет эффективного плана доставки, включая расчет загрузки каждого автомобиля и его маршрут;

  • сокращение времени планирования рейсов;

  • снижение расходов на обслуживание автопарка;

  • повышение эффективности использования автотранспорта;

  • значительное упрощение задач, стоящих перед диспетчером;

  • контроль нецелевого использования автотранспорта;

  • создание сопроводительных документов;

  • интеграцию с корпоративной системой предприятия.

Система "АNTOR LogisticsMaster" автоматически формирует отчетные документы по результатам планирования рейсов. В число стандартных входят следующие отчеты:

  1. Описание маршрута содержит подробное описание каждого рейса с указанием времени и протяженности пути следования автомобиля при обслуживании клиентов.

  2. Расписание маршрутов. Отчет предназначен для диспетчера и содержит информацию обо всех запланированных рейсах.

  3. Маршрутный лист для каждого рейса содержит данные о водителе, государственный номер автомобиля, название получателя и его адрес, вес и объем груза, планируемое время прибытия к клиенту, общее время на линии, протяженность маршрута.

  4. Заказы содержат информацию об очередности доставок, название получателя и его адрес, номера автомобиля, данные о водителе.

  5. Подробное описание маршрута предназначен для водителя и содержит название и адрес получателя, вес груза и фрагмент карты с нанесенным на нее маршрутом следования.

  6. Отчеты могут быть настроены в соответствии с требованиями клиента и при необходимости экспортированы в информационную систему заказчика.

Таким образом, "АNTOR LogisticsMaster" является достаточно хорошо развитой и функциональной системой, но, как и "TopLogistic", больше подходит для планирования ежедневных рейсов по развозу готовой продукции. Также, одним из её недостатков является более высокая стоимость в сравнении с другими продуктами. Тот же функционал, но «завязанный» на специфике рассматриваемого предприятия можно легко реализовать в собственной разработке, и в долгосрочной перспективе это решение может оказаться более выгодным. Из преимуществ можно отметить хорошо продуманный интерфейс и детализированные отчеты.


      1. «1С-Логистика: Управление перевозками»

«1С-Логистика: Управление перевозками» — совместное решение фирмы «1С» и компании "AXELOT" на технологической платформе «1С: Предприятие 8», предназначенное для автоматизации транспортной логистики с целью повышения рентабельности грузоперевозок. Система разработана на основе изучения мирового опыта и анализа потребностей российских предприятий.

Система предоставляет возможности управления процессом перевозки товарно-материальных ценностей по цепи «поставщик — склад — клиент». Отличительной чертой программы является легкость и простота адаптации к условиям работы практически любого предприятия, специфике его технологических и организационных требований.

Задачи, решаемые с помощью «1С-Логистика: Управление перевозками»:

  1. Увеличение объемов перевозимых грузов при неизменном количестве задействованных транспортных средств.

  2. Снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза за счет более эффективной комплектации транспортных средств.

  3. Снижение доли холостых пробегов в общем пробеге транспортных средств.

  4. Повышение качества и точности выполнения заказов на перевозку.

  5. Обеспечение контроля над местоположением транспортного средства и состоянием груза в процессе перевозки.

  6. Организация обмена информацией между подразделениями компании, участвующими в процессе перевозки.

  7. Сокращение затрат на персонал.

  8. Автоматическое формирование товаросопроводительной и путевой документации.

  9. Получение актуальной отчетности по различным показателям эффективности для принятия управленческих решений.

«1С-Логистика: Управление перевозками» позволяет автоматизировать следующие функции [1.8]:

  1. Управление потребностями в перевозке грузов: регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение.

  2. Управление заданиями на перевозку грузов: регистрация и контроль исполнения заданий на перевозку грузов, которые могут формироваться на основании потребностей в перевозке грузов.

  3. Управление транспортировкой груза: формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях и контроль над выполнением рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством.

  4. Управление ресурсами: регистрация и контроль исполнения заявок на выделение транспортных средств.

  5. Получение аналитической отчетности для оценки ключевых показателей эффективности выполненных перевозок по видам транспортных средств и проведения анализа накопленных статистических данных.

Данная система содержит весь необходимый функционал для планирования грузоперевозок и, кроме того, с ее помощью можно автоматизировать не только рабочее место диспетчера, но также и рабочие места менеджеров по продажам, менеджеров по закупкам, руководителей транспортных подразделений. Для решения наших задач, очевидно, этот функционал будет несколько избыточным. Помимо этого, внедрение данной системы часто сопровождается большими трудностями, связанными, прежде всего, с закрытостью кода от модификации — даже малейшее изменение алгоритмов превращается в гигантскую проблему. Сама же программа достаточно неплохо написана и содержит много интересных задумок, как в плане программирования, так и в функционале. В теории ее можно использовать как шаблон, если бы не было проблем с лицензиями.


Также стоит отметить ее высокую стоимость — к примеру, лицензия на 5 рабочих мест обойдется в сто тысяч рублей. Кроме того, из-за наличия обширного функционала потребуется много времени на обучение диспетчеров работе с программой, что приведет к лишним затратам денежных средств. Идеальным вариантом была бы такая программа, которая решает лишь задачи по планированию грузоперевозок и не требует серьезных вложений или затрат времени.

Таким образом, данная система не подходит для решения задач по автоматизации рассматриваемого предприятия.

В Таблице 1.1 приведено сравнение всех трех программных продуктов.

Таблица 1.1 — Сравнение программных систем для автоматизации управления грузоперевозками

Критерий

"TopLogistic"

"АNTOR LogisticsMaster"

«1С-Логистика:

Управление перевозками»

Преимущества

Наличие полезного функционала по оптимизации перевозок и встроенный GPSмониторинг

Хорошо продуманный интерфейс и

детализированные отчеты

Можно автоматизировать

рабочие места менеджеров по продажам, менеджеров

по закупкам, руководителей транспортных подразделений

Недостатки

Больше подходит для планирования коротких маршрутов ежедневных доставок

малогабаритных грузов

Ориентация на один склад, на котором производится загрузка, с последующей разгрузкой в точках доставки

Закрытость кода, сложность внедрения и избыточный функционал

Стоимость

-

-

Примерно 120 000 руб. (лицензия на 5 рабочих мест)

    1. Постановка задачи на разработку ЭИС

Дальнейший путь совершенствования существующей технологии управления грузоперевозками может заключаться в разработке экономической информационной системы (ЭИС) для планирования рейсов (Рисунок 1.5).



Организационноэкономическая сущность задачи:

  1. Повышение производительности труда диспетчера.

  2. Упрощение планирования грузоперевозок.

  3. Сокращение ошибок.

  4. Повышение эффективности грузоперевозок.

  5. Снижение трудоемкости работы диспетчера.




Цель:

Разработка ЭИС для планирования

грузоперевозочных рейсов на

рассматриваемом предприятии.




Требования к программному обеспечению:

  1. Удобный интерфейс.

  2. Простота обучения.

  3. Низкие системные требования к компьютеру.

  4. Наличие функционала по подбору заявок, расчету себестоимости, планированию бюджета рейсов






ЭИС для планирования грузоперевозочных рейсов






Входная информация:

Заявки на грузоперевозку от клиентов


Выходная информация:

  1. Краткосрочный план бюджета рейсов.

  2. План-график рейсов.

  3. Отчет по рентабельности автотранспорта.

  4. Отчет по пробегу автотранспорта.

  5. План-фактный отчет по издержкам рейсов.

  6. Отчеты по себестоимости заявок и рейсов.





Рисунок 1.5 — Постановка задачи на разработку ЭИС

ЭИС должна выполнять следующие функции:

  • предоставлять удобные для пользователя возможности планирования рейсов. Сюда входит учет заявок клиентов и текущих рейсов, а также функционал по подбору заявок с попутным грузом;

  • производить предварительный расчет себестоимости грузоперевозки на основании заказа клиента;

  • формировать развернутые отчеты о планируемых расходах, рейсах, статистике использования автотранспортных средств (например, «наилучшее соотношение выручка/затраты» по определенному автомобилю или водителю);

  • формировать маршруты движения на карте и выводить их на печать с целью информирования о них водителей.

Главным экономическим эффектом от внедрения ЭИС для планирования рейсов является сокращение числа рутинных операций и повышение прибыли за счет функционала по подбору заявок с попутным грузом.

В итоге у предприятия появятся следующие возможности и преимущества:

  • повышается производительность труда диспетчера и, следовательно, повышается эффективность грузоперевозочной деятельности, выраженная в том, что у диспетчера появляется возможность принять большее число заявок от клиентов в течение рабочего дня;

  • снижается количество ошибок, неизбежно допускаемых диспетчером при «механическом» характере работы;

  • улучшаются условия труда диспетчеров, а значит, частично решаются социально-бытовые проблемы «ключевых» сотрудников компании;

  • более точные прогнозы предстоящих затрат на грузоперевозку позволят улучшить ситуацию с планированием бюджета и уменьшить вероятность негативных случаев, связанных с превышением себестоимости над доходом от реализации услуги по перевозке груза.

  1. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Новая технология выполнения выбранной функции управления

Новая технология управления грузоперевозками будет заключаться в автоматизации функций, которые раньше выполнялись вручную: прием заявок и их обработка, распределение автотранспортных средств по заявкам (то есть планирование рейсов) и создание отчетов. На диаграмме нулевого уровня представлена новая технология управления грузоперевозками в виде «черного ящика» (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 — Диаграмма нулевого уровня новой технологии управления

По сравнению с диаграммой нулевого уровня, представлявшей существующую технологию управления грузоперевозками, в данной диаграмме появились новые составляющие:

  1. ЭИС планирования грузоперевозок — система, разрабатываемая для автоматизации процессов управления грузоперевозками на рассматриваемом предприятии. Является ключевым компонентом новой технологии управления грузоперевозками.

  2. Краткосрочный план бюджета — новый тип отчета, представляющий информацию о планируемом движении денежных средств. Его основная задача — помочь в управлении предприятием путем предоставления оперативной информации о планируемых затратах.


В процессе детализации диаграммы нулевого уровня была получена диаграмма первого уровня (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 — Диаграмма первого уровня новой технологии управления

По сравнению с диаграммой первого уровня, представлявшей существующую технологию управления грузоперевозками, в данной диаграмме появилось множество отличий, связанных с появлением нового «механизма» — разрабатываемой ЭИС. При этом, соответственно, количество функций управления грузоперевозками сократилось с пяти до четырех. Рассмотрим последовательно все эти функции, используя диаграммы второго уровня.

Прием заявок от клиентов заключается во вводе данных о заявке, таких как заказчик, маршрут, дата и время прибытия в ключевые точки маршрута, описание груза и его параметры, в ЭИС (Рисунок 2.3). После приема заявок рассчитывается их плановая себестоимость. Данная функция целиком выполняется с помощью ЭИС, освобождая диспетчера от рутины. Принятие к выполнению или отклонение заявки осуществляется на основе данных ее себестоимости, и в отличие от существующей технологии, может выполняться более оперативно. А следствием оперативности является возможность принять большее количество заявок за то же время.

Рисунок 2.3 — Детализация функции «прием заявок»

Формирование рейсов является неким аналогом функции «распределения транспортных средств» на диаграмме существующей технологии управления, но с некоторыми существенными изменениями. Детализируя данную функцию, получим диаграмму второго уровня (Рисунок 2.4). Сначала заявки распределяются по рейсам. Рейс представляет собой комбинацию из автомобиля и водителей. Распределение осуществляется по принципу «как будет удобнее», то есть первоначально заявки распределяются на основе предпочтений диспетчера, но не все, а лишь небольшая их часть. Далее проводится подбор заявок с попутным грузом к заявкам рейса, то есть ЭИС помогает диспетчеру распределить оставшиеся заявки по рейсам наиболее выгодным образом (в плане накладных затрат). Накладные затраты связаны, например, с прибытием в первую контрольную точку маршрута заявки — ее выполнение еще не началось, но уже появились затраты топлива, времени и прочие затраты.

Рисунок 2.4 — Детализация функции «формирование рейсов»

Расчет себестоимости рейсов выполняется целиком с помощью ЭИС и проводится в два этапа:

  1. Расчет себестоимости всех заявок, входящих в рейс.

  2. Расчет косвенных затрат.

Информация о себестоимости рейсов является основанием для формирования отчета о планируемых затратах (краткосрочного плана бюджета). План бюджета обычно состоит из доходов и расходов, но так как рассчитать доходы значительно проще, чем оценить расходы, то основной упор делается на наиболее точное планирование расходов.