Файл: Современные политические режимы (Теоретические проблемы государственно-правовых режимов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Политические режимы, сформировавшиеся в различных государствах и в различные исторические периоды, всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. К настоящему времени сформировалось огромное количество научных исследований по данной теме. Несмотря на данный факт, многие положения данного вопроса вызывают дискуссии. Исходя из этого, вопрос типологизации политических режимов требует более глубокого анализа.

Это касается толкования самого понятия «политический режим», а также характерных черт отдельных видов политических режимов.

Кроме того, у исследователей возникает вопрос, почему, например, в похожих государствах сформировались разные политические режимы и какими причинами это вызвано.

В отношении России данная проблема имеет практический интерес, поскольку в нашем государстве на протяжении исторического развития существовали абсолютно различные политические режимы.

Понимать причины формирования того или иного государственно-правового режима необходимо для того, чтобы выработать действенные механизмы, которые помогут формировать демократические режимы и воспрепятствовать формированию тоталитарных или авторитарных порядков.

Объектом данного исследования выступают закономерности функционирования государства.

Предметом работы являются государственно-правовые режимы.

Целью курсовой работы является всесторонняя характеристика и комплексный анализ государственно-правовых режимов.

Цель предполагает решение ряда исследовательских задач:

– изучение и анализ теоретических проблем государственно-правовых режимов;

– определение понятия государственно-правового режима;

– рассмотрение основных видов государственно-правовых режимов и их черт;

– анализ особенностей государственно-правовых режимов в различных государствах;

– рассмотрение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов на примере различных государств.

Термин «политический режим» появился на западе в XIX веке, в широкое употребление вошел в XX веке.

В 30-е годы XX века о политических режимах говорили отечественные и западные исследователи, например, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С. Франк, Ф. Боркенау. В 40-е годы XX века появились такие труды как «Путь к рабству» Ф. Хайека, «Открытое общество и его враги» К. Поппера.

В 50-70-е годы пoявляются работы X. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитaрная диктатурa и aвтократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм», Л. Шапиро «Тоталитаризм».


В 80-х - начале 90-х гг. вопросами государственно-правовых режимов стали заниматься в России И.М. Клямкин, Ю.Н. Дaвыдoв, Я.И. Гилинский, Н.В. Зaглaдин, К.С. Гaджиев, Э.Я. Бaтaлoв, А.В. Гoлубeв, Г.Ю. Курскoва, П.Е. Студников, Ю.Г. Сумбатян и др. Среди современных исследователей можно выделить таких как Завьялов Ю.С., Клюкина Е.А., Курскова Г.Ю., Лоскутов В. А., Лутфуллин P.P., Жилицына О.В., Мачкув Е., Раевский П.Н., Юдина Т.Ф., Мажирина А.А. и другие.

Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, абстрагирования и др., а также частнонаучных или специальных методов: сравнительно-исторического, формально-логического, метода правового моделирования, метода периодизации и других исторических и юридических методов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

1.1 Понятие государственно-правового режима

Политический режим в переводе с французского языка означает «управление».

Политический режим представляет собой то, какими методами, средствами и способами осуществляется управление в государстве.

Политический режим является составной частью формы государства, наряду с такими элементами как форма правления и форма государственного устройства.

Политический режим представляет собой совокупность средств и методов, на основании которых правящие элиты проводят экономическую, политическую, социальную и идеологическую политику в государстве.

К такой политике относятся способы и методы осуществления власти, партийная система, способы голосования, способы и принципы принятия решений. Все эти составляющие образуют конкретный политический порядок государства в определенный исторический период [4].

Под политическим (государственно-правовым) режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, следует понимать «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период» [18].


В современной английской литературе данный термин употребляется с отрицательной оценкой. Им обозначают авторитаризм. Центральной чертой понятия «политический режим» является конкретный метод осуществления политической власти.

Кроме того, важным признаком является степень участия граждан в управлении государством, а также тем, есть ли в обществе политический

плюрализм и политическая свобода. Также оценивается фактическое состояние правового статуса личности. Сам термин «политический режим» впервые прозвучал на Западе в XIX веке.

В общее употребление термин вошел во второй половине XX века. Основными видами государственно-правовых режимов являются авторитарный, тоталитарный и демократический режимы, а также исследователи выделяют их разновидности.

Ученые в области теории государства и права в настоящее время насчитывают в мире около 140-160 различных политических режимов. Не все они значительно отличаются.

В связи с этим и сформировалось множество подходов к классификации политических режимов.

В американской политологии чаще употребляется термин «политическая система», который считается шире по смыслу. Кроме того, наряду с термином «политический режим», используется термин «государственно-правовой режим». Термин «государственно-правовой режим» уже понятия «политический режим», так как оно не включает различные политические идеи, господствующие в обществе, степень реализации прав и свобод граждан и политические организации внутри страны.

В российской юридической науке к термину «государственный режим» есть два подхода. В широком смысле термин «политический режим» отождествляется с термином «политическая система».

Сторонники этой концепции считают, что политический режим шире, чем система власти и способы и методы управления обществом и государством. В узком смысле, данный термин употребляется для определения совокупности приемов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.

В науке теории государства и права традиционно считается, что политический режим – самая главная составляющая формы государства, так как она влияет на два других элемента (форму правления и форму государственного устройства).

В настоящее время некоторые исследователи отмечают то, что на современном периоде исторического развития составные элементы формы государства не имеют влияния друг на друга. Форма правления и форма государственного устройства – это внешнее выражение государства.


Политический режим – это внутреннее выражение черт конкретного государства. Считается, что исторически первой формой политического режима является деспотия.

Деспотия – в переводе с греческого языка – неограниченная власть. Это такой политический режим, при котором вся полнота государственной власти принадлежит единственному правителю – монарху.

Деспотия считается разновидностью авторитаризма. Первые деспотии возникли в древневосточных государствах – Древнем Египте, Древней Месопотамии, Ассирийской империи и прочих. Деспотия предполагает полное бесправие населения государства, отсутствие любых прав и свобод, а также жесткое пресечение выражений любого несогласия.

В современной науке выделяют два подхода к определению политического режима: институциональный и социологический.

Институциональный подход иначе называется политико-правовым или формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти.

При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя.

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  1. Режим слияния властей — абсолютная монархия.
  2. Режим разделения властей — президентская республика.
  3. Режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как дополнительная. Считается, что в ней классифицируются не столько режимы, сколько типы правительственных структур.

Г. Лассуэлл, американский политолог, считал, что политический режим – это есть не что иное, как способ легитимизации политической власти. По его мнению, политические режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе.

Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается вправе считаться политическими режимами.

При рассмотрении политического режима с точки зрения социологического подхода, главное внимание уделяется происхождению власти и социальным условиям ее функционирования. Также оцениваются и осмысляются связи между обществом и государством. Политический режим рассматривается как баланс между интересами общества и государства.


В основе каждого режима лежит система социальных связей. Поэтому политический режим не изменить сменой действующего законодательства и принятием новых нормативно-правовых актов. Для смены политического режима необходимо предварительно сменить сложившиеся общественные устои.

Социологический подход к определению политического режима приводит к слиянию и отождествлению данного термина с термином «политическая система».

Ярким представителем данного направления является французский политолог М. Дюверже. Исследователь рассматривал политический режим как структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой [12]. Его последователем является Ж.-Л. Кермонн, чье определение было приведено выше.

В рамках социологического подхода в настоящее время появилось значительное многообразие различных исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов.

Базовым подходом к типологизации политических режимов считается выделение демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права.

В рамках институционального подхода определяется разница между терминами политический режим и государственный режим.

Таким образом, понятия государственно-правовой и политический режим можно отождествить и определить, как совокупность приемов, способов и методов, а также форм осуществления государственной власти. Также данный термин включает различные политические концепции, взгляды и традиции, сложившиеся в обществе.

Если рассматривать указанные категории с точки зрения их различий, то можно сказать, что термин «политический режим» по своему смысловому содержанию является более широким.

Основные виды государственно-правовых режимов и их черты

В самом общем виде все государственно-правовые режимы можно подразделить на демократические и недемократические (антидемократические) режимы.

Демократические политические режимы в настоящее время присутствуют в большинстве государств.

Демократический режим – такой политический режим, при котором власть принадлежит народу прямо либо через представителей.

Демократический режим или демократия буквально с греческого означает «народовластие».

Характерной и главной чертой демократического режима является принятие государственных решений через народ. По сути, единственным источником власти в демократическом государстве является народ (прямо либо через представителей).