Файл: Современные политические режимы (Теоретические проблемы государственно-правовых режимов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе исторического развития человеческого общества демократии свойственные особые черты. К ним относится определение руководителя государства народом, посредством выборов; единственным законным источником власти является народ; общество - самоуправляемая структура.

Особым видом демократии является представительная демократия. Она предполагает исполнение властных полномочий через представителей, избранных народом (в России – это, например, депутаты Государственной Думы).

Понятие «демократический государственно-правовой режим» тесно связано с понятием «правовое государство».

Правовому государству присущи следующие черты.

Во-первых, высшей ценностью такого государства является человек с его правами и свободами. Права его неотчуждаемы и гарантируются этим государством.

Кроме того, в правовом государстве реализуется принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.

В настоящее время абсолютно демократических режимов не существует, а идеал демократического государства закреплен в современных конституциях.

Среди недемократических политических режимов исследователи выделяют, как правило, авторитарные, тоталитарные, фашистские, нацистские, деспотические и прочие (см. Приложение 1).

Авторитаризм в буквальном переводе с латинского означает «власть», «влияние». Данное понятие было впервые использовано в работах Франкфуртской школы неомарксизма. Оно означало набор особых социальных черт политической культуры и массового сознания. Авторитаризм понимают в двух смыслах.

Во-первых, как социально политическую систему, которая основывается на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых, авторитаризм понимают, как социальную установку или черту личности, при которой принято полагать, что в обществе должна существовать строгая преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Авторитарный режим предполагает еще и такие черты, как отсутствие свободных выборов. Авторитаризм, как правило, характеризуется захватом власти и диктатурой политического лидера.

Термин «тоталитаризм» появился в 20-е годы XX века для обозначения режима Бенито Муссолини в Италии в работах итальянских политиков и публицистов Джованни Джентиле[1] и Джованни Амендола. Их целью было указать отличия от других деспотических режимов (деспотизма, тирании и т.д.). В статье «Доктрина фашизма»[2], написанной Б.Муссолини, автор рассматривает государственный режим в Италии в межвоенный период и называет его тоталитаризмом.


Тоталитаризм, по его мнению, это общество, в котором государственная идеология оказывает решающее влияние на граждан: «Tutto hello Stato, niente al di fuori dello Statto, nulla contro lo Statto».[3]

Муссолини и его сторонники придавали термину «тоталитаризм» положительную окраску, высшей ценностью в их работах считается тоталитарный дух, тоталитарная воля и тоталитарное государство.

Первые попытки целостного осмысления данного явления были предприняты отечественными и западными исследователями в 30-е гг., такими как П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым, П.А. Сорокиным, С. Франком и др.

Первым исследователем, посвятившим свой труд тоталитаризму, является Ф. Боркенау в работе «Тоталитарный враг»[4], 1939 года издания.

Комплексное изучение западными исследователями тоталитарного режима получило развитие в 40-е годы и продолжилось в последующем.

За основу был взят сравнительный анализ режимов фашистской Италии, нацистской Германии и коммунистического СССР.

В 40-е гг. появились такие труды как «Дорога к рабству»[5] Ф. Хайека, «Открытое общество и его враги»[6] К. Поппера.

Именно с 40-х гг. термин «тоталитаризм» стал широко употребляться в политологии и приобретать негативные черты. В 1946 г., вместе с Фултоновской речью Черчилля, началась «холодная война», проявившаяся в противоборстве двух систем в политическом, экономическом и идеологическом плане. Концепция тоталитаризма заняла в нем центральное положение и была противопоставлена демократическим ценностям Запада.

В 50-е гг. в западной политологии происходит становление, тaк называемой, «классической» теории тоталитаризма. Трактовка термина «тоталитаризм» на Западе была дана в законодательстве Соединенных штатов (например, в законах «Об эмиграции и гражданстве» 1952 года и «О борьбе с коммунизмом» 1954 года).

В соответствии с ними, чертой тоталитарного государства является присутствие единой, обладающей диктаторской властью, политической партии. Эта партия срослась с аппаратом государства.

Еще одной чертой является подавление любой оппозиции, в том числе и вооруженным способом. Кроме того, не признаются государством основные права и свободы.

В 1952 году в Соединенных штатах произошло совещание, где обсуждались проблемы тоталитаризма. На данном совещании окончательно оформилась вся концепция тоталитаризма, были разработаны основные его черты. Тоталитарное общество – закрытое общество, в котором все, даже воспитание детей, находится под контролем государства [4].


Среди работ, относящихся к 60-70-м годам, можно отнести работы Р. Арона «Демократия и тоталитаризм»[7], Л. Шапиро «Тоталитаризм»[8].

На вторую половину 80-х - начало 90-х гг. приходится становление «тоталитаристики» в России. Это было связано с необходимостью научного переосмысления прошлого, особенно периода 30-х - начала 50-х годов, связанного с именем И. В.Сталина.

Происходит также знакомство российских исследователей с трудами зарубежных авторов, которые переводят на русский язык. Отечественные исследователи стали строить свою работу уже с учетом опыта, накопленного зарубежными авторами.

В России концепцию тоталитаризма активно разрабатывали Ю.Н. Дaвыдoв, Я.И. Гилинский, Н.В. Зaглaдин, К.С. Гaджиев, Э.Я. Бaтaлoв,

А.В. Гoлубeв, Г.Ю. Курскoва, П.Е. Студников, Ю.Г. Сумбатян и другие.

В конце 80-х гг. в РСФСР прошла конференция под эгидой «Тотaлитaризм как исторический фенoмен». На ней обсудили основные проблемы, связанные с феноменом тоталитаризма. Материалы конференции были опубликованы в сборнике «Тоталитаризм как исторический феномен»[9].

В начале 90-х гг. в свет вышел основательный труд сотрудников института всеобщей истории РАН «Тоталитаризм в Европе XX века». Данная работа показывает феномен тоталитаризма в комплексном и полном освещении.[10]

Монография содержит главы, посвященные истории тоталитаризма в СССР, Германии, Италии; положению религии и искусства в условиях тоталитаризма; тенденциям тоталитаризма в Испании, Португалии, Восточной Европе и др.

На сегодняшний день проблематика тоталитаризма продолжает активно разрабатываться.

В политико-исторических трудах данное явление рассматривается с различных сторон. Среди современных исследователей можно выделить таких, как Завьялов Ю.С.[11], Клюкина Е.А.[12], Курскова Г.Ю.[13], Лоскутов В. А.[14],

Лутфуллин P.P.[15], Жилицына О.В.[16] и др.

Но в последнее время отсутствуют серьезные, комплексные исследования на эту тему. Сегодня термин «тоталитаризм» рассматривается неоднозначно, проблематика продолжает активно разрабатываться.

В политико-исторических трудах данное явление рассматривается с различных сторон.

Некоторые ученые рассматривают тоталитарный режим как власть Сталина в СССР [2]. Другие применяют термин к характеристике политических режимов в Германии и Италии [37]. Отдельные авторы вообще отрицают существование в истории такого явления, как тоталитарный политический режим.


В частности, британские ученые пишут, что «тоталитаризм есть абстракция, под которую не подходит ни одно реальное государство» [44]. Присутствуют отрицательные оценки тоталитарного режима, вплоть до того, что тоталитаризм играл исключительно деструктивную роль [21].

Но все больше можно слышать точки зрения о том, что тоталитаризм явление неоднозначное, и что именно он способствовал восстановлению СССР после революции и гражданской войны [26].

Существует определение тоталитарного режима, как режима жесткого насилия репрессий, которые характеризуют политический строй государства. Этой позиции придерживается Х. Арендт. По ее мнению, тоталитарный режим является системой массового террора, обеспечивающего в стране атмосферу всеобщего страха [2].

Схожа с ней позиция и Н.А. Власенко, который определяет тоталитаризм как режим, при котором государство осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом и опирается на применение насилия или угрозу его применения [9].

Такое определение тоталитаризма раскрывает лишь одну его сторону – применение насилия и репрессий, но нельзя при этом не упоминать и о других не менее важных чертах.

Другую позицию высказывает А.А. Мажирина: «Тоталитаризм в своем идеальном виде – это ничем не ограниченная власть, это работа всего общества как предельно отлаженного механизма на достижение единой цели» [27].

Наиболее распространенная позиция - это толкование термина «тоталитаризм» как политический режим, где присутствует абсолютный контроль государства над всеми сферами жизни общества. Данной позиции придерживаются Н.И. Матузов, А.В. Малько[17], В.С. Ковалев[18], А.Б. Венгеров[19].

Они раскрывают данный термин как крайнюю форму авторитарного режима с «всеохватывающей, все контролирующей, всепроникающей властью».

На мой взгляд, тоталитарное государство – это в первую очередь диктаторское государство.

Относительно области применения термина следует отметить следующее: на сегодняшний день понятием «тоталитаризм» или тоталитарный государственно-правовой режим обозначают режимы: Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР, Бенито Муссолини в Италии.

Чертами, характерными для тоталитаризма, также обладали режим генерала Франко в Испании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в КНДР, Пиночета в Чили, Салазара в Португалии, Хо Ши Мина во Вьетнаме и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие тоталитаризм применяется для определения одной из форм государственно-правовых режимов, где государству принадлежит главная роль и ему подчинены все сферы жизни человека и общества.


Классическими тоталитарными государствами принято считать гитлеровскую Германию и сталинский СССР. Но тоталитарному государственно-правовому режиму присущи особые черты.

В настоящее время существуют тоталитарные государства. В качестве примера можно привести политический режим Северной Кореи (КНДР). В настоящее время туда ограничены даже туристические поездки.

2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

2.1 Тоталитарный режим

Тоталитаризм как особый государственно-правовой режим возник в 20-е гг. в Италии, его создал Б. Муссолини и его соратники.

На тот момент Италия находилась в глубоком кризисе: после войны подорвана экономика, резко упал уровень жизни населения, а попытки властей вывести страну из кризиса не давали результатов.

Среди населения возникло недовольство, и на фоне этого быстро разрослось новое – фашистское движение, стремившееся соединить идею национального спасения с идеей социальной справедливости. Это было массовое радикальное движение правой ориентации.

Придя к власти, Муссолини начал наступление на демократические институты в государстве. Все ветви власти оказались сосредоточены в одних руках. Под контроль партии и государства попали профсоюзы. Вслед за политической сферой контроль государства распространился и на экономику.

Д. Джентиле утверждал, что «фашистское государство – это и есть квинтэссенция тоталитаризма» [11].

Утверждение гитлеровских порядков в Германии несколько усилило интерес к феномену тоталитаризма, так как национал-социализм и фашизм во многом перекликались. Но, в отличие от фашизма, национал-социализм имел более внушительную идеологическую базу.

Бурный всплеск интереса к феномену тоталитаризма пришелся на 50-60е годы, в этот период в зарубежной историографии появляются «классики» тоталитаризма.

Авторы, исследователи тоталитаризма, в этот период дают развернутую характеристику данному государственно-правовому режиму, при этом выделяют его конкретные черты, взаимно дополняя друг друга.

К ним следует отнести труды таких крупных ученых, как Ф. Хайека «Дорога к рабству», К. Поппера «Открытое общество и его враги», Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и З. Бзежинского «Тоталитарная диктатура и автократия» и другие.