Файл: Современные политические режимы (Теоретические проблемы государственно-правовых режимов).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
2.2 Авторитарный режим
Авторитарный политический режим – такой режим, при котором определенным авторитетом обладает политический лидер. Он не такой крайний, как тоталитаризм. Присутствуют некоторые демократические институты (см. Приложение 3).
Авторитаризм является самым распространенным политическим режимом за историю человечества.
Немецкий исследователь в области политологии Берг-Шлоссер Д. выделяет следующие виды авторитарных режимов [5].
Первый вид – абсолютистские монархии, сохраняющие строгую приверженность своим традициям (например, Эфиопия до 1947 года и другие). Это режимы, в которых власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, нет разделения властей, политической конкуренции, присутствует господствующая идеология правящего класса.
Второй вид – традиционные авторитарные режимы олигархического типа (страны Латинской Америки и другие). В государстве у власти находятся несколько крупных семейств. Власть сосредоточена в их руках. Как правило, смена лидеров происходит в результате политического переворота. Он может происходить как мирным путем (Тунис), так и вооруженным путем (Ливия). Могут использовать выборы с фальсифицированными результатами. Элита тесно связана с церковью и военными лицами.
Третий вид – гегемонистский авторитаризм новой олигархии. Данный политический режим появился как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии.
Компадорская буржуазия – это буржуазия экономически отсталых, зависимых стран. Она осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком в этих государствах. Такие режимы существовали, например, при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 – 1985 годы), в Тунисе, Камеруне.
Четвертый вид авторитарного режима – социалистический авторитарный режим. Название носит условный характер и подчеркивает страны «социалистической ориентации» (Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла и другие). В указанных государствах были широко распространены социалистические идеи.
Пятый вид авторитаризма – военные режимы (например, режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине и прочие). В данных государствах лидер был представителем военного класса. Политический лидер совмещал в себе роли главы государства, а также главнокомандующего армией.
Отдельно выделяются военные режимы, как вид авторитарных режимов.
Военный режим – это один из видов авторитарных режимов, где власть принадлежит военным. Кроме того, власть может осуществляться верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства.
Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. В качестве примеров подобных режимов можно привести режимы Зияуль Хака в Пакистане и Амина в Уганде.
Указанные режимы, как правило, возникают в результате государственных переворотов, которые сопровождаются отменой конституции, роспуском парламента, запретом оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета [8].
Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности.
Особым видом военного режима является авторитарно-бюрократический режим. Конкурентная олигархия представляет собой открытый и достаточно легитимный режим при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов.
Еще одним видом авторитарного режима является популистский режим. Он основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию.
Некоторые ученые выделяют авторитаризм развития. Его основные, главные черты в отличие от «традиционного», это не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации [30].
Исторически авторитаризм существовал в различных странах в разные эпохи – античность, восточная деспотия и тирания и прочее. Авторитарные режимы сохранились и в настоящее время. Некоторые исследователи в качестве авторитарного режима рассматривают режим В.В. Путина.
Теория авторитаризма была впервые высказана в начале XIX века Ж. де Местром и Л. де Бональдом. Далее идеи авторитаризма стали принимать форму идеологии.
Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики; его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).
В XIX веке авторитаризм стал течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать.
Затем авторитаризм стал рассматриваться как средство национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г. Трайчке).
О. Шпенглер считал, что авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию.
В первой половине ХХ века появилась доктрина французского политика Ш. Морраса. Он считал, что индустриализация, проникновение государства в общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики – объективные и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм стал принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов.
В послевоенные годы появились новые представления об элитарном и технократическом авторитаризме, где роль авторитарного правления отводится высшей администрации государства, которая обладает превосходящей другие уровни политической системы высокой профессиональной компетенцией.
В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества.
Таким образом, авторитаризм – политический режим, при котором присутствует авторитет политического лидера. Лидер может совмещать в себе военные функции, может привлечь к управлению государством своих сторонников.
Но при авторитаризме сохраняются определенные права личности, не такая жесткая цензура, возможны некоторые свободы и попустительства. Авторитарный режим, по моему мнению, является более мягким, нежели тоталитарный политический режим, выглядит гораздо предпочтительнее тоталитарного.
В современном мире авторитаризм как явление продолжает расширяться во всех сферах и новых формах. Это обусловлено низким уровнем политической культуры, психосоциальными факторами реакционного характера, которые присущи населению многих стран.
В настоящее время продолжают существовать авторитарные государства (например, режим Президента Лукашенко в Белоруссии).
2.3 Демократический режим
Демократия – в переводе с латинского означает «власть народа». Это самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима. Он характерен для стран с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обуславливает свободу предпринимательства и частную собственность [9].
Демократический политический режим – это такой режим, при котором власть в государстве функционирует на основе мнения населения страны и прямого или косвенного его участия в управлении государством. Как правило, при демократическом политическом режиме провозглашается и правовое государство.
На каждом историческом периоде великие мыслители задумывались о том, какой же режим лучше для управления государством. Многие из них приходили к выводу о том, что приемлемей всего для государства разновидности демократического политического режима. Различные авторы также вносили новые признаки и черты к понятию «демократия», перерабатывали и совершенствовали ее теорию.
В демократическом режиме источником власти является народ – то есть политическая линия государства идет в угоду народа. Поэтому традиционно, на протяжении многих веков, идеалом политического режима считается демократический государственно-правовой режим [28].
Демократические идеи высказывались еще в период античности такими философами, как Аристотель, Платон, Демокрит, Пифагор и другими. Но ближе всего к современному понятию демократии и более комплексно его рассмотрела пролетарская или социалистическая теория. Она возникла в XIX веке в противовес буржуазной (либеральной) демократии. На первый план она ставила гражданскую свободу.
Данная теория основывается на марксистском (формационном) подходе к истории. Согласно ей, демократия и свобода предусматриваются только для определенного класса в обществе – пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет речи [30].
Теория «плюралистической демократии» появилась в 60-70 годы XX века (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен).
Современное буржуазное общество состоит из взаимодействующих «страт». Страты – по сути, слои. Они возникают в результате общности тех или иных интересов. Поскольку эти интересы не антагонистичны (не противоречивы), то и отношения между стратами лишены антагонизма.
Не вполне осуществимой является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Теория элитарной демократии появилась в конце 70-х - 80-е годы XX века. К ней примкнули несогласные с некоторыми идеями теории «плюралистической демократии». Представителями данной теории являются Г. Парсонс, Р.Даль и другие.
Она соединила в себе черты теории элит и теории «плюралистической демократии». С точки зрения данной теории, элита – лучшая часть общества, избранная часть общества. У власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся).
Ранняя теория элит, не имея ничего общего с демократическими теориями, отрицала способность масс к управлению. Теория элитарной демократии исходит из понимания демократии, где есть свободное соперничество претендентов за голоса избирателей, как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу, особенно во время выборов.
Суть концепции элитарной демократии заключается в идее плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты.
Существует еще одна теория демократии – партисипаторная демократия. Теория партисипаторной демократии опирается на институты и ценности либерально-демократической модели общества. Ее представителями были Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж, которые своей задачей ставят достижение более действенной свободы и равенства, чем это есть в действительности и в отличие от других либерально-демократических концепций. Избрания легальным путем тиранического правления можно избежать вследствие некомпетентности большинства народа. Демократия участия сочетает черты прямой и представительной демократии [30].
Еще одной теорией демократии является теория корпоративной демократии, возникшая одновременно с появлением организаций бизнеса и рабочего класса, которые защищали интересы не отдельных предпринимателей или рабочих, а корпоративные интересы всех членов соответствующих организаций. Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентное правление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей, а также партий. Кроме того, корпорации имеют право представлять всех работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в роли арбитра.
Форма демократии по своей сути есть исторически сложившиеся способы или средства выражения и выявления воли и интересов различных слоев общества. Выделят две основные формы демократии: представительную и прямую.
Прямая демократия – означает то же самое, что и демократия непосредственная. Известный политолог, Коток В.Ф. считает, что непосредственная демократия – это инициатива и самодеятельность народных масс в управлении государством.
По мнению политолога Фарберова Н.П. «прямое народовластие есть прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля» [8].
Сопоставление воли народа и формируемого им органа власти – главная черта представительной демократии. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом власти в полном объеме и в соответствии с волей. В результате представительной демократии формируется орган, как правило, это парламент.
Формами непосредственной демократии являются референдум, выборы, обсуждение законопроектов, правотворческая инициатива и прочее.
Таким образом, демократический режим – самый приемлемый режим для существования современных государств. В настоящее время должны учитываться интересы каждого. Власть должна принимать законы, которые действительно необходимы для конкретного государства. Законы должны улучшать положение граждан, а не продвигать интересы власти.