Файл: Современные политические режимы (Теоретические проблемы государственно-правовых режимов).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
Первая попытка дать развернутую характеристику тоталитаризма была предпринята Х. Арендт в работе «Истоки тоталитаризма», изданной в 1951 году. Данный академический труд рассматривает массовый террор, связанный с Холокостом и ГУЛАГом.
Основой тоталитаризма является наличие официальной идеологии, которая пыталась вмешаться во все стороны жизни общества и человека. Идеология заменяла религию и делала жителей этой страны беззащитными перед государством.
По мнению Х. Арендт, итальянский фашизм - это классический образец тоталитаризма [2].
В свою очередь нацизм и сталинизм имеют существенные отличия от тоталитаризма. Здесь государство находилось под полным, всесторонним и тотальным контролем со стороны одной политической партии, представляющей либо нацию, как в Германии, либо социальный слой (пролетариат), как в СССР. Фашизм же в Италии при Б. Муссолини ставил государство над партией.
Особо нужно подчеркнуть, что Х. Арендт не считала ленинский режим тоталитарным.
Таким образом, по мнению Х. Арендт, тоталитаризм – это такое государство, которому присущ массовый террор, обеспечивающий состояние всеобщего тотального, пронизывающего все общество контроля и запугивания граждан. Она считала, что тоталитарное общество как бы находится под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора.
Широкое распространение в 50-е годы получила концепция тоталитаризма К. Фридриха и З. Бзежинского.
Основная заслуга исследователей состоит в том, что они в 1956 г. в совместной работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили основные черты тоталитаризма: в тоталитарном государстве присутствует развернутая идеология, которая опирается на официальную доктрину. Она охватывает все жизненно важные стороны человеческой жизни, и ее придерживаются все граждане тоталитарного государства; в стране существует только одна политическая партия; нет политического плюрализма. Эта партия возглавляется, как правило, одним человеком или «диктатором». Партийный аппарат состоит из относительно небольшой части населения (до 10%). Партия предана идеологии и готова способствовать ее распространению. Она строго иерархична и олигархична, стоит над государственным аппаратом либо срастается с ним [37].
Американские теоретики видели роль идеологии в формулировании главной целевой установки всего политического режима: отрицание существующего общества, стремление к его полному разрушению в период реализации своего социального идеала [42].
Кроме того, в тоталитарном государстве присутствует система террористического полицейского контроля, которая поддерживает партию и осуществляет надзор над ней самой, в интересах «вождя».
При тоталитаризме присутствует всеобъемлющий контроль партии над всеми средствами массовой информации в государстве – прессой, радио, кино. То есть в государстве существует строгая цензура. Государственный аппарат осуществляет полный контроль над всеми вооруженными силами.
Партия осуществляет контроль и централизованное руководство над экономикой в государстве. В СССР была такая система экономики – командно-административная или плановая [25].
Исследователи, с помощью сравнения фашистского режима и СССР времен Сталина, выделили самые существенные черты тоталитарного государства, что сделало их концепцию наиболее популярной.
Развернутую характеристику феномена тоталитаризма дает французский философ-гуманист Р. Арон в работе «Демократия и тоталитаризм» [3]. Он выделяет пять черт, присущих тоталитаризму. Первая черта – наличие государственной идеологии. В тоталитарном государстве присутствует идеология, выдвинутая правящей партией, которой она придает статус неоспоримого авторитета и государственной истины. При этом в государстве доступ к политической власти имеет только одна партия. У власти в руках находится полная власть на информацию. Все средства воздействия на умы людей находятся в руках государства.
Возможно создание специальных централизованных организаций телерадиовещания. Радио, телевидение, печать и другие СМИ находятся в руках тоталитарного государства. В экономической сфере все то же самое. Вся экономика, все виды производства и деятельности находятся под контролем государства. Они являются частью государства.
Все виды деятельности носят черты господствующей идеологии. Присутствует террор в области идеологии. Любое незначительное нарушение в любом виде деятельности трактуется как неуважение к идеологии и преступление. За это могут привлечь к серьезной ответственности. Это становится оружием в руках власти и средством террора. За подобные нарушения могут последовать различные санкции, в том числе и идеологические (отстранение от участия в партийной жизни).
В СССР присутствовало преступление, которое назвалось «антисоветская пропаганда» [31].
Р. Арон в своем труде сравнивает итальянский фашизм, советский коммунизм и немецкий национал-социализм. Все эти режимы автор считает тоталитарными.
Основным признаком, объединяющим все эти режимы, ученый выделяет наличие правящей партии. Он пишет: «Режимы стали тоталитарными не в силу какого-то постепенного развития, а на основе первоначального стремления коренным образом преобразовать существующий порядок в соответствии со своей идеологией. У революционных партий есть общие черты, которые приводят к тоталитаризму, есть масштабность устремлений, радикальность позиций и выбор самых крайних средств» [3].
Что касается истоков или причин утверждения тоталитаризма в тех или иных государствах, то следует обратиться к одноименной работе Х. Арендт «Истоки тоталитаризма».
По ее мнению, истоки коренятся в антисемитизме и национализме. В этой связи она выделяет два типа национализма. Первый тип – конкретный национализм. Ему присущи следующие черты: привязанность к особым ценностям (территория, достижения истории или науки и прочее) и абстрактно-метафизический национализм (основывается на идее борьбы и захвата) [2].
Об истоках тоталитаризма писал нобелевский лауреат по экономике Ф. Хайек в работе «Дорога к рабству», которая появилась в свет в 1944 году.
Автор, уже во время второй мировой войны, предупреждает демократические западные страны, что они, сами того не осознавая, уже вступили на «дорогу к рабству». Доказательством он считал распространение государственного регулирования военной экономики. Это регулирование государством давало высокие результаты.
По его мнению, появление тоталитарных режимов после Второй мировой войны, командно-административная (плановая) экономика приведет к скорому восстановлению национального хозяйства всех государств.
Автор считал, что истоки тоталитаризма лежат в социалистических идеях. По его мнению, тоталитаризм не был реакцией на социалистические идеи довоенного времени, а являлся его логичным продолжением.
Истоки тоталитаризма автор видит уже в коллективизме, а также в любой попытке подчинить человека общественным интересам. Он акцентирует внимание на том, что тоталитаризму присуща поддержка коллективных интересов (например, нации - нацизм, государства – фашизм, пролетариат - коммунизм) в ущерб интересам отдельного гражданина [38].
Отсюда вытекают характерные черты тоталитарных режимов: наличие системы подавления, тотальный контроль государства над жизнью граждан, отрицание ценности человеческой личности, наличие цензуры. Ф. Хайек выделил два вида тоталитаризма: «возможный» и «действительный» - оба они обладают опасностью.
К вопросу об истоках тоталитаризма обращался К. Поппер в своём труде «Открытое общество и его враги», изданном в 1945 году. Он считал, что в основе тоталитаризма лежит определенный вид историцизма. Автор писал, что существующие в мире тоталитарные общества опираются на одну из двух версий историцизма, дающих свои тоталитаризмы. [32]. Он разграничивал режимы на правые и левые (см. Приложение 2).
В дальнейшем понятие тоталитаризма уточнялось.
Х. Линц в 70-е годы XX в. проанализировал и отметил следующие признаки тоталитаризма. Тоталитаризму присуща централизованная система государственной власти; правящий класс не отвечает не перед кем; правящая партия не может быть лишена власти никаким способом; она в таком государстве одна, цельная и имеет монопольную и хорошо разработанную идеологию; присутствует идея особой исторической роли партии (нации) [30].
Идеология определяет политику партии. Государство устанавливает рамки, за которыми критика политического режима подлежит преследованию и привлечению к ответственности. Идеология приобретает положения, которые трактуют все события объективной реальности. Кроме того, идеология трактует их универсально. Политические и социальные задачи решаются гражданами при четком направлении их партией.
В концепцию тоталитаризма свою лепту внес М. Кертис в работе «Тоталитаризм», появившейся на свет в 1980 году. Он пишет, что тоталитаризм – особый вид политического режима, который имеет место быть только в современности. В век массовой демократии тоталитарное государство держит население под контролем с помощью разнообразных средств, в особенности применением террора. М. Кертис называет тоталитаризм «тоталитарным синдром» [43]. Как и другие авторы, он выделяет особые черты.
Тоталитаризму присуща официальная идеология. Ее целью является построение политического и социального порядка, а также создание нового типа личности.
Государство стремится установить монопольную власть - контроль над личной жизнью индивидов с целью обеспечения тоталитарного конформизма. Тоталитаризму присущ террор и наличие политической полиции. В тоталитарном государстве происходит жесткая централизация власти, запрещена любая оппозиция правящей партии.
При этом органы государственной власти в своих действиях и терроре неподотчетны никому. Структура партии строго иерархична. Государственные органы состоят из членов правящей партии.
В обществе личные интересы подменены общественными. Все делается на благо общества и совместного будущего. Средства массовой информации находятся в руках власти и подконтрольны ей. Образование находится под влиянием идеологии.
В государстве нет свободных выборов. Они могут выглядеть внешне как демократические. Контроль над армией и всеми видами оружия находится в руках государства. Граждане, как правило, не имеют права выезда за пределы государства. Это может повлечь инакомыслие. Чтобы съездить за границу необходимо иметь хорошие характеристики и получить разрешение.
Экономика является командно-административной и находится под полным контролем государства. Огромный авторитет имеет личность главы государства – вождя [40].
В Советском Союзе очень сильно был распространен культ личности И. Сталина. В кабинете каждого руководителя и должностного лица висел его портрет. И. Сталин умер в 1953 году, по всей стране люди плакали, вся страна погрузилась в траур.
Таким образом, можно сделать вывод, что тоталитаризм обладает своими особыми чертами. Среди гласных признаков тоталитаризма можно выделить: централизацию власти, сращивание партийного и государственного аппаратов, власть находится в руках одной политической партии. В науке и в образовании, и в личном сознании каждого господствует единая государственная идеология, как правило, закрепленная в основных законах государства; присутствует культ личности вождя; экономика командно-административная, контролируется из центра, и прочее.
Государство при тоталитаризме стремится к господству над обществом в целом и над каждой отдельной личностью.
Все законы в государстве созданы для его блага и идеологизированы. Реальные права и свободы граждан отсутствуют, хотя они могут быть провозглашены в законодательстве. Государство разворачивает систему террора как физического, так и психологического.
Тоталитарный режим возникает в государствах при воздействии целого комплекса причин, кроющихся во всех сферах жизни общества.
Установление тоталитарных режимов в различных государствах имеет свои национальные особенности (например, режимы СССР и нацистской Германии).
Изучению тоталитарного режима в СССР уделялось много внимания. Исследования на данную тему выходили в свет за рубежом еще с 30-х гг. В России осмысление тоталитарного прошлого началось лишь в 90-е гг., после распада Советского Союза.
Определить хронологические рамки тоталитаризма в СССР затруднительно, но многие авторы считают, что истоки этого явления были заложены революцией 1917 г., а распад тоталитарного режима произошел одновременно с распадом СССР в 1991 г., но пережитки его остаются и сейчас [36].
Рассматривать этот огромный период и прослеживать эволюцию феномена тоталитаризма нецелесообразно, поэтому авторы останавливаются лишь на том периоде, в котором ярко видны характерные для этого явления черты. «Классический» тоталитаризм сформировался в СССР в 30-е гг.