Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

банкротом в производство и

признании

заявления обоснованным

арбитражным судом в отношенииовитшерстоб должника вводится процедураинешагояп

наблюдения. И только

после

рассмотрения дела по существу судом

принимается решение о введении основнойвяосзан процедуры (финансовое

оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), следующейесосущтвлени

за процедурой наблюдения. Указанныйпяринимаютс

порядок часто

критикуется

ввиду

того, что длительность процедуры наблюдения, срок которой, в соответствииыинтерес со ст. 51 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности

(банкротстве)», не превышает семиютсользуисп месяцев, снижает стоимость активов

имущества должника и ведет к увеличению необоснованных расходов, которые возмещаются за счет должника1.

С указанным мнением стоило бы согласиться, поскольку, основнойчисл целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведение финансового анализа для установления возможности/невозможности восстановить его платежеспособность. Подготовительнаяду функция наблюдения, которая реализовывается через проведение временным управляющимнениме финансового анализа состояния должника, в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», может быть проведена через привлечение управляющим специалиста.

Также разъяснение указанной нормы приводится в п. 10 Постановления

Пленумащиселедую ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с

принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «О

несостоятельности

(банкротстве)», а

именно: «согласно п. 5 ст. 20.3 Закона полномочия, возложенные в

соответствии с Законом на арбитражного управляющего в деле о

банкротстве, не могут быть переданы иныморежсковон лицам. Вместе с тем

арбитражный управляющий для обеспечения

возложенных

на него

обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами

профессиональной деятельности или соглашением арбитражного

управляющего с кредиторами»2.

Кроме того, Верховный Арбитражный Суд Российской

Федерации

указывает судам на то обстоятельство, что при применении указанных норм


необходимо учитывать положения п. 5 ст. 20.3 Федерального закона «О

1Хохлова Т.В. Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2013. № 2. С. 84.

2Вестник ВАС РФ. 2009. № 9.

несостоятельности (банкротстве)», который не содержит запрета на передачу

арбитражным управляющимлучаесв третьим лицам полномочий, принадлежащих

ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника».

Следовательно, временный управляющий может привлечь специалиста для составления финансового анализа с оплатой его услуг за счет должника.

Ф.В. Яковенко в своем анализе отмечает, в процедуреинтерес наблюдения как есть достоинства, так и недостатки, древаныгулироуостоинством по мнению автора отмечается – окончательное решение о наиболее подходящей процедуре принимается более демократическимнениобразом и на основе большого объема

информации, собранной в рамках этойнеаблюденипроцедуры, благодаря проведенному

анализу финансового состояния должника и установлению размеров требований кредиторововоригт для целей голосования на первомкачеств собрании кредиторов, но а в качестве недостатка является рискжникодол снижения стоимостибосйо бизнеса должника из-за задержек в период наблюдения.

Подобного мнения, придерживается И.М. Шевченко отмечая:

«основные недостатки процедуры наблюдения – невозможность

о

быстрог

принятия решений в делах о банкротстве, что для таких дел имеет

первостепенное значение, а также связанный с риск снижения

м

эти

стоимости бизнеса должника из-за издержек в период наблюдения» 1.

ртэыкспе

опровс

Таким образом, следуя, выше изложенных мыслей, лучший результат для кредиторов достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей

бизнеса должника, покатвбеанкротс стоимость этого бизнеса не упала вследствие

возбуждения производства по делу о банкротстве.

Опасения по поводу процедуры наблюдения связаны также с сохранением руководством должника своих полномочийненегшв, хотя и под контролем временного управляющего, так как во взаимоотношениях

1Яковенко Ф.В. Задачи арбитражных судов при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц // Вестник ВАС РФ. 2015. № 4. С. 35.

указанных лиц довольно часто возникают проблемы, о чем свидетельствует и судебная практика.

Таким образом, в совокупностиос иных мер, направленных на Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О


е

совершенствовани

несостоятельностиинициироват (банкротстве)» было бы правильным отказаться от

процедуры , что способствовало бы упрощению этого

я

наблюдени

законодательства и ускорению производства по делу о банкротствеооднак.

После принятия заявления о признании должника банкротом и проверки обоснованности требований заявителя при наличиисогласи признаков банкротства должно сразу же приниматься решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а не определение о введении наблюдения.

2.2. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление регламентировано главой 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно указанного Федерального закона финансовое оздоровлениежа–

процедура, применяемая в

деле

о банкротстве к должнику в целях

восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

М.В. Игнатьев в своеймиработе рассматривает финансовое оздоровление

не какодну из стадий банкротства, а как программу, указывая: «программа

финансового оздоровления является комплексом мер, направленных на

выработку всеми кредиторами

единых

условий проведения

реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния»1.

был

По мнению Э.З. Дибровой и В.В. Коуровой финансовое оздоровление –

процедура, которая предоставляет должнику дополнительные возможностифаэто

1Игнатьев М.В. Институт банкротства юридических лиц // Человек и труд. 2016. № 12. С. 7.

для восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую направленность законодательства1.

пассивно

По сути, финансовое оздоровление является оздоровительной процедурой, котораянсприменяется к должнику, имеющему

й

возможность в течение определенного времени требования

ь

удовлетворит

кредиторов самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов –

арбитражных управляющих.

Срок финансового оздоровления согласно ч. 6 ст. 80 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» – не более двух лет.

По мнению Т.М. Жуковой этот срок, оказаться нереальным в

т

може

сложныхряегламентаци


ситуациях, когдадурпроце

финансовое оздоровление связано с

осуществлением крупномасштабных На это можно возразить: врядпеересмотр

2.

ли должно вводитьсямифинансовое

й

мероприяти

оздоровление, если состояние должника свидетельствует о его

о

очевидн

невозможности расплатиться с кредиторами в течение двух лет. Обращает на

себявя внимание п. 2 ст. 92 Федерального «О несостоятельности

а

закон

(банкротстве)», в котором установлен максимальный совокупный срок

финансового оздоровления и внешнего , также равный двум

я

управлени

годам. Это означает, что кредиторы, решая на первом собрании вопрос о

должника, фактически находятся перед выбором,управлени восстановительную процедуру вводить целесообразнее – активную.

е

судьб

пассивнуюил

какую

Родионова Н.В. отмечает следующие основные направления

и

е

угроз

реализации политикиоесйв предприятия3:

антикризисного управления при

банкротства

1Диброва Э.З., Коурова В.В. Банкротство и финансовое оздоровление предприятий

// Молодой ученый. 2012. № 12. С. 193.

2Жукова Т.М. Особенности процедуры финансового оздоровления при банкротстве юридических лиц // Юридические науки. 2014. № 1 (123). С. 347.

3Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент при банкротстве юридических лиц // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 19.

  1. Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с

целью раннего обнаружения его кризисного развития;

в

признако

  1. Определение масштабов кризисного состояния предприятия;
  2. Исследование основных факторов, развитие предприятия;

х

обуславливающи

  1. Создание и реализация плана антикризисного управления.

кризисное

О.М. Спиридонова отмечает, что финансовое состояние – это

комплексное понятие, характеризующееся системойоопределенног показателей,

отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовоймеконкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых

ресурсов в условияхняоти рыночной экономикияявляетс всегда сопровождается

образованиемослп и расходованием денежных средств, картина финансового

состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия1.


рытиоетк

По мнению В.Г. Беляевастуществуе, именно финансовый необходимо

з

анали

использовать при разработке методики антикризисного управления.

Результатом такого анализа должен план по выведению предприятия из

ь

быт

кризиса. План внешнего управления должен быть разработан

м

внешни

управляющим не позднее одного месяца с моментаосововоелн должен предусматривать меры по

ю

восстановлени

должника и сроки внешнего управления2.

овленуостан

своего назначения и платежеспособности

Таким образом этап финансового оздоровления – это комплексное, понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительнойдел диагностики кризиса до методов по его устранению и

е

системно

преодолению. , вызвавшие кризис на предприятии, могут бытьнизопна

ы

Причин

1Спиридонова О.М. Концепция несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации // Юриспруденция. 2015. № 1. С. 79.

2Беляков В.Г. Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления при банкротстве. СПб., 2011. С. 84.

различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее состояние предприятия оказывают управленческие факторыз.аее

влияни

на Именно

неэффективность управления следует отнести к характерной для

е

е

наиболе

современных предприятийяявляетс проблеме. В законодательствеос существуют

необходимые механизмылииквидаци для осуществления финансового . Для

я

оздоровлени

разработки программы реабилитации предприятия (плана внешнего

и

управления) внешний управляющий должен финансового состояния и деятельности предприятия.

провест

2.3. Внешнее управление

полноценный анализ

В научных источниках внноинме ешнее управление рассматривается как

процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему1.

С.А. Карелина отмечает, что сущностью этапа внешнего управления является введение моратория или приостановления исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательныхщенастоя платежей) на удовлетворение требований кредиторов. Указанная льгота при предоставлении ее должнику дает возможность использовать суммы, которые предназначены для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих