Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности (далее также – институт аудита) в Российской Федерации в интересах повышения ее роли в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Концепция призвана обеспечить:

1) оценку современного состояния института аудита и основных проблем его развития;

2) определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования и осуществления аудиторской деятельности;

3) реализацию потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы Российской Федерации;

4) определение необходимых мероприятий по достижению цели дальнейшего развития аудиторской деятельности, последовательности и сроков их осуществления.

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, разработки и издания соответствующих регулирующих актов, осуществления организационных, образовательных, просветительных, информационных мероприятий.

Основными итогами развития института аудита являются:

  • устойчивое функционирование рынка аудиторских услуг, имеющего значительный потенциал для дальнейшего развития;
  • формирование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности;
  • создание институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка;
  • организационное оформление аудиторской профессии;
  • создание современной системы регистрации аудиторских организаций, аудиторов;
  • создание современной системы профессиональной аттестации аудиторов;
  • создание всеобъемлющей системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и воздействия на тех из них, которые нарушают установленные требования и правила;
  • создание условий, обеспечивающих информационную открытость рынка аудиторских услуг;
  • создание системы независимого от аудиторской профессии общественного надзора за институтом аудита;
  • соответствие, в основном, института аудита в Российской Федерации международно признанной модели.

По состоянию на 1 января 2018 г. в сфере аудиторской деятельности задействовано 4,4 тыс. аудиторских организаций и 21,5 тыс. аудиторов, в том числе 0,7 тыс. индивидуальных аудиторов. Основное количество аудиторских организаций и аудиторов сосредоточено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Более 80,0% аудиторских организаций осуществляют деятельность свыше пяти лет. Более 90% аудиторских организаций относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.


В 2017 г. аудиторские организации, индивидуальные аудиторы оказали услуг на общую сумму 56,1 млрд.руб. На протяжении 2011-2017 гг. отмечался ежегодный рост объема услуг, оказанных аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (от 0,5 до 4,7 % в год). В указанном объеме услуг 49,2% приходится на услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, 4,0% - на сопутствующие аудиту услуги, 46,8% - на прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Рынок аудиторских услуг характеризуется стабильно высокой концентрацией деятельности. На долю первых 50 аудиторских организаций по величине дохода приходится порядка 65% объема оказанных услуг, порядка 14,9 % обслуживаемых клиентов, в том числе 28,5% общественно-значимых клиентов. Аудиторские организации, расположенные в Москве (35,4 % общего количества аудиторских организаций), обеспечивают порядка 79% общего объема оказанных услуг по проведению аудита.

Аудиторская деятельность, а также задачи, полномочия и функции аудиторских организаций, аудиторов, их профессиональных объединений и органов регулирования и надзора регулируются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Завершается создание условий для перехода к применению международных стандартов аудита на территории Российской Федерации. Кроме того, в качестве инструмента регулирования аудиторской деятельности используются разного рода рекомендации, обобщения практики и аналогичные документы.

Основными институтами аудиторской профессии и аудиторского рынка являются: саморегулируемые организации аудиторов, единая аттестационная комиссия, Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство[25].

Единая аттестационная комиссия является некоммерческой организацией, созданной совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов для проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее – квалификационный экзамен).

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности создан Совет по аудиторской деятельности. Он является независимым от аудиторской профессии органом, основными функциями которого являются: рассмотрение вопросов государственной политики и рекомендация к утверждению проектов нормативных правовых актов в сфере аудиторской деятельности; одобрение правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов; определение областей знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене; рассмотрение обращений и ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности. В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности создан его Рабочий орган, ставший форумом выработки аудиторским сообществом согласованных решений по вопросам развития аудиторской деятельности.


Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, в частности: принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов; государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

В результате создания саморегулируемых организаций аудиторов и введения обязательного членства в них аудиторских организаций, аудиторов завершилось организационное оформление аудиторской профессии. Посредством обязательного членства в саморегулируемых организациях аудиторов на все аудиторские организации, аудиторов распространяются атрибуты, обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторской деятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимости аудиторов и аудиторской организаций; подконтрольность; имущественная ответственность перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.

Создана и устойчиво работает система регистрации аудиторских организаций, аудиторов. Коммерческая организация и физическое лицо приобретают право осуществлять аудиторскую деятельность (участвовать в ней) с даты внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций, который ведется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов. Сведения, содержащиеся в этом реестре, обобщаются в его контрольном экземпляре, который предназначен исключительно для удовлетворения информационных потребностей потребителей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц. Сведения, содержащиеся в реестре, практически в полном объеме размещены и систематически обновляются на официальных Интернет-сайтах саморегулируемых организаций аудиторов, а сведения, содержащиеся в контрольном экземпляре реестра, - на официальном Интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации.

Система профессиональной аттестации и непрерывного повышения квалификации аудиторов включает:

1) проверку квалификации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в форме комплексного тестирования и письменной работы. Организация квалификационного экзамена в высокой степени отвечает признанным в мире международным стандартам;


2) обязательное ежегодное прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации минимальной продолжительностью не менее 120 часов за каждые три последовательных календарных года;

3) подтверждение саморегулируемыми организациями аудиторов соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации[26].

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Помимо этого аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых организаций, проверяются уполномоченным надзорным органом.

Наряду с этим действует система воздействия на аудиторские организации, аудиторов, нарушающих установленные требования и правила. Во всех саморегулируемых организациях аудиторов созданы специализированные органы, осуществляющие рассмотрение дел о применении мер воздействия в случаях нарушения аудиторскими организациями, аудиторами требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Главной целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации является формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

1) повышение качества аудиторских услуг;

2) повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

3) повышение престижа аудиторской профессии.

Решение указанных задач предполагает целенаправленное осуществление комплекса регуляторных, организационных и иных мер по:

1) совершенствованию основ функционирования рынка аудиторских услуг;

2) совершенствованию системы регулирования аудиторской деятельности;

3) развитию институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка;

4) совершенствованию системы профессиональной аттестации и непрерывного повышения квалификации аудиторов;

5) развитию системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также мер ответственности;

6) повышению уровня вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность.

Реализация мер по всем направлениям развития обеспечивает достижение главной цели дальнейшего развития аудиторской деятельности. Реализация мер по конкретному направлению развития может непосредственно влиять на решение одной или нескольких задач и опосредованно – на решение других.[27].


Выработаны приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности[28].

Оценивая реальное состояние аудиторской деятельности в России, прежде всего следует отметить неудовлетворённость результатами аудита одного из основных участников бизнеса - инвесторов, поскольку направленность аудита на формирование мнения о достоверности отчётности за истекший период не помогает инвестору принять решение о целесообразности нового вложения средств в определённый бизнес, так как для этого ему необходима информация об устойчивости развития экономических субъектов, о будущей доходности данных субъектов, а не только и не столько о прошлом.

Следует подчеркнуть, что односторонняя информация о достоверности отчётности не устраивает и собственников, то есть участников бизнеса, уже вложивших средства в его организацию. Они также заинтересованы в понимании перспектив развития своего бизнеса с чётким представлением о том, какие для этого необходимы затраты, какую отдачу они от этого получат и в какие сроки.

Учитывая, что стоимость аудиторских проверок достаточно высока, а их результат нередко носит формальный характер и связан в большой мере с технической стороной учёта, заинтересованность в аудиторских проверках существенно снизилась. Масштабы этой работы ограничились в основном проведением обязательного аудита. Принятие решений о повышении стоимостной планки обязательного аудита в России (стоимость активов, объём выручки) значительно сократило число экономических субъектов, которые должны проводить аудиторскую проверку в обязательном порядке, что привело к существенному снижению выручки аудиторских организаций от этого вида деятельности.

Наблюдается снижение престижа аудиторской профессии. Общее число аудиторов в России с 2012 г. сократилось с 26,8 тыс. чел. до 20,8 тыс. чел. к 2018 г. Всё это определило необходимость принятия мер по изменению сложившейся ситуации и существенной перестройки аудиторской деятельности в России[29]. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г., началась активная работа по подготовке Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в России[30].

В ней должны быть определены приоритетные направления и основные этапы реализации мер по усилению роли аудита в формировании единой надёжной, достоверной информации, которая позволяет получить представление о состоянии бизнеса, устойчивости и перспективах развития экономических субъектов, снизить информационный риск при принятии финансовых решений, что будет способствовать более тесной и устойчивой интеграции во всех сферах национального хозяйства.