Файл: Органы нотариального сообщества: нотариальная палата субъекта Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности
1.1 Правовые основы нотариальной деятельности
1.2 Финансирование нотариата. Налогообложение нотариальной деятельности
1.3 Государственный контроль за деятельностью нотариата
Глава 2. Органы нотариального самоуправления
2.1 Федеральная Нотариальная Палата
Это тем более оправдано, когда такая деятельность осуществляется от имени государства, что имеет место при совершении нотариальных действий".
Нотариат представляет собой негосударственный институт, наделенный властными полномочиями по выполнению публичной государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Данное положение не нарушает конституционные положения об осуществлении государственной власти органами государства, поскольку "Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти".
Во всех странах Европы (кроме Португалии) нотариусы обязательно являются членами нотариальных палат своих стран. "Ни один нотариус не имеет права заниматься нотариальной деятельностью, не вступив предварительно в свою палату, так как в противном случае все действия, совершенные им до вступления в палату, признаются не имеющими силы".
Постановление Конституционного Суда РФ и положения Основ законодательства о нотариате дают ответ и на еще один весьма актуальный вопрос о возможности создания в одном субъекте Российской Федерации нескольких нотариальных палат.
Нотариальные палаты имеют публично-правовое предназначение, которое проявляется, прежде всего, в том, что они контролируют исполнение нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства.
Изложенное приводит к вполне обоснованному выводу о недопустимости существования в одном субъекте Российской Федерации нескольких альтернативных нотариальных палат, поскольку это нарушило бы действенный контроль над нотариальной деятельностью.
Данная позиция поддержана и Верховным Судом Российской Федерации, оставившим в силе решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй Мурманской нотариальной палаты и обязавшим управление юстиции администрации Мурманской области исключить ее из государственного реестра некоммерческих организаций.
Статья 25 Основ законодательства о нотариате определяет полномочия нотариальной палаты, которые могут быть детализированы ее уставом.
Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.
Законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.
В соответствии со ст. 26 Основ высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.
Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.
Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов палаты.
Нотариальной палате принадлежит право истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
Нотариальная палата вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса.
Должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев правовые основы деятельности Нотариальной Палаты субъекта РФ мы пришли к выводу, что в основном ее деятельность похожа на деятельность Федеральной нотариальной палаты условно кончено же.
Заключение
Возникновение нотариата исторически было обусловлено становлением гражданского общества, необходимостью обеспечения его субъектам реальной возможности осуществления их прав и выполнения обязанностей.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Приведенное законодательное положение вместо определения термина "нотариат" указывает на цели нотариата - защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц - и на способы достижения данных целей. Не содержится легального определения термина "нотариат" и в положениях иных актов российского законодательства.
Рассмотрев правовую природу нотариата, можно сделать некоторые обобщенные выводы.
Во-первых, нотариат выполняет некоторые полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.
Во-вторых, нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.
В-третьих, наряду с частноправовым содержанием деятельности, нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как правового института, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.
В-четвертых, особенность российского нотариата - наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в Российской Федерации выражается в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии ("латинскому нотариату"). Сохранение государственного нотариата объясняется, на наш взгляд, лишь замедленными темпами преодоления исторически сложившихся традиций и трудностями материально-технического плана.
Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости.
Итак, обозначим основные выводы по работе.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариат в России имеет долгую историю, но только сравнительно недавно сама организация, система и деятельность нотариальных органов стали походить на традиционный нотариат латинского типа, призванный отвечать потребностям демократического общества с рыночной экономикой.
Основная линия реформирования нотариальной системы направлена на то, чтобы сделать нотариат полноценным и полновесным инструментом превентивного правосудия - способом защиты прав граждан и юридических лиц без обращения их в суд.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)//"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)//"Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,
4. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)//"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)//"Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,
6. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)//"Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532,
7. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)// Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
8. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)// "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
9. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)//"Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145,
10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930,
11. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431,
12. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации.- 18 октября 1999г. - №42. - Ст.5005.