Файл: Органы нотариального сообщества: нотариальная палата субъекта Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность государственной нотариальной конторы финансируется полностью за счет бюджетных средств. Это означает, что оплата расходов по обеспечению нотариуса помещением, оргтехникой, канцелярскими товарами, выплата заработной платы нотариусу и другим сотрудникам государственной нотариальной конторы производятся из средств государственного бюджета. За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации. Полученные нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, при осуществлении нотариальной деятельности денежные средства поступают в государственный бюджет.

Несколько иные правила действуют в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, в качестве оплаты за работу правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Именно в этом и состоит понимание нотариальной деятельности в широком смысле: это и совершение самого нотариального действия и вся многосторонняя, многоплановая деятельность по обеспечению совершения нотариального действия.

Предпринимательский характер нотариальной деятельности противоречил бы самой ее сущности как публичной, осуществляемой от имени государства - Российской Федерации деятельности по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. Правоохранительная по сути деятельность нотариата не может осуществляться на возмездной основе, что характерно для предпринимательской деятельности в рамках частноправовых отношений, так как нотариальная деятельность реализуется в рамках публичных правоотношений, лишенных коммерческого характера.

Признаки нотариальной деятельности взаимно дополняют друг друга и при ее характеристике должны рассматриваться в комплексе, неразрывном единстве. Только совокупность всех рассмотренных признаков позволяет считать деятельность нотариальной.


Таким образом, понятия "нотариальная деятельность" и "нотариальные действия" не тождественны. Осуществление нотариальных действий - только один, хотя и важнейший, признак нотариальной деятельности, требующий рассмотрения его в совокупности с остальными признаками.

Итак, предметом правового регулирования нотариального права в сфере осуществления нотариальной деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства нотариусами и иными уполномоченными лицами нотариальных действий. Одна из сторон этих отношений - всегда нотариус или иное лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия. Другой стороной могут быть граждане и юридические лица, обратившиеся за совершением нотариального действия.

Отличительная особенность общественных отношений данной группы - наличие в них признака диспозитивности (при публичном характере нотариальной деятельности в целом), возникновение и осуществление правоотношений в зависимости от воли заинтересованных субъектов. Данный принцип служит отражением принципа диспозитивности в гражданском материальном праве, требования которого предопределяют необходимость совершения большинства нотариальных действий. Диспозитивный характер общественных отношений в сфере нотариальной деятельности проявляется, например, в том, что граждане и юридические лица сами решают, обратиться ли им к нотариусу; самостоятельно определяют содержание сделки, подлежащей нотариальному удостоверению.

Таким образом, предмет нотариального права следует понимать широко: к нему относятся не только общественные отношения, возникающие в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, но и общественные отношения, возникающие в связи и по поводу нотариальной деятельности и организации нотариата в целом.

Помимо общественных отношений по осуществлению нотариальных действий, предметом нотариального права являются также организационно-управленческие отношения в сфере нотариата и нотариальной деятельности. Объект правового регулирования в данной области - вертикальные отношения, одной из сторон которых обязательно является субъект, обладающий способностью принуждать к исполнению своих предписаний (государство в лице уполномоченных органов, нотариальные палаты субъектов Российской Федерации). Положение субъектов организационно-управленческих отношений в сфере нотариата и нотариальной деятельности определяется на основе формулы: "власть - подчинение".


Организационная структура Российского нотариата представляет систему органов и должностных лиц: Министерство юстиции РФ; министерства юстиции республик в составе РФ; управления юстиции субъектов РФ; нотариальные палаты; государственные нотариальные конторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые, в соответствии с законодательством, наделены правом совершать в определенных случаях нотариальные действия.

Полномочия органов, которые входят в эту систему, неодинаковы.

С учетом изложенного в группу общественных отношений по государственному регулированию нотариата и нотариальной деятельности входят:

) отношения по определению правовых основ деятельности нотариата и осуществления нотариальных действий нотариусами и иными уполномоченными лицами;

) по финансовому воздействию на систему нотариата и на осуществление нотариальной деятельности. Данное воздействие реализуется государством в двух направлениях: с одной стороны, финансирование государственных нотариальных контор (бюджетные правоотношения), а с другой, - налогообложение нотариальной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой (налоговые правоотношения);

) по государственному контролю за деятельностью нотариусов.

Таким образом, рассмотрев разнообразные общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления нотариальной деятельности, можно сделать вывод о том, что предметом нотариального права является целый комплекс общественных отношений, которые, взятые в совокупности, не могут быть отнесены к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений, входящих в предмет нотариального права, не составляют органически единого отношения, тем не менее, они тесно взаимосвязаны и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Нотариальное право имеет комплексный предмет правового регулирования, включающий в себя как общественные отношения по совершению нотариальных действий, так и организационно-управленческие отношения в сфере нотариальной деятельности, подразделяющиеся на внутренние и внешние организационно-управленческие отношения.

Нотариальное право имеет сложный, комплексный предмет, включающий в себя, во-первых, общественные отношения по производству нотариальных действий в процессе нотариальной деятельности, и, во-вторых, организационно-управленческие отношения в сфере нотариальной деятельности, конечной целью которой и является нотариальное действие.


Первая группа отношений, составляющих предмет нотариального права, - отношения по осуществлению нотариальной деятельности посредством отдельных нотариальных действий. Метод правового регулирования отношений в рамках данной группы можно определить как императивный, но с элементами диспозитивности.

Такой сложный, составной метод предопределен особенностями нотариальной деятельности, прежде всего, одним из важнейших ее признаков - публичностью. На нотариат возложено осуществление полномочий по исполнению одной из функций государства - защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальная деятельность, таким образом, опосредует эту функцию, осуществляется от имени государства - Российской Федерации и имеет публичный характер. Для регулирования отношений по осуществлению нотариальной деятельности применяется публично-правовой метод.

Использование именно императивного метода в данном случае совершенно оправданно, поскольку в результате реализации через отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности властных полномочий государства нотариально заверенным копиям документов, нотариально удостоверенным сделкам, иным результатам совершения нотариальных действий придается официальный, публичный характер, что является необходимым условием для реальной, действенной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Публичный характер нотариальной деятельности и императивный метод ее правового регулирования сочетаются в сфере выполнения отдельных нотариальных действий с некоторыми признаками диспозитивности при регулировании поведения сторон нотариального действия.

Организационно-управленческие отношения, входящие в предмет нотариального права, в качестве одной из сторон обязательно имеют субъекта, наделенного властно-распорядительными полномочиями: государство в лице компетентных уполномоченных органов (органов юстиции, налоговых органов, органов судебной системы) или соответствующую нотариальную палату. Такой субъектный состав, основанный на неравенстве сторон правоотношения, предопределяет существование в данном случае императивного, публичного метода правового регулирования.

Таким образом, комплексность предмета правового регулирования предопределяет сложность метода нотариального права. Говоря о методе правового регулирования как о способе воздействия на регулируемые отношения, следует иметь в виду, что поскольку предмет нотариального права составляет не однородное отношение, а комплекс тесно связанных между собой отдельных видов общественных отношений, постольку и метод правового регулирования нотариального права является в основном императивным, но с отдельными элементами диспозитивности.


В методе правового регулирования нотариального права сочетаются элементы дозволения, запрета и предписания. Применительно к тому или иному виду общественных отношений, входящих в предмет нотариального права, и с учетом содержательной стороны этих отношений будет применяться и конкретное сочетание элементов правового регулирования.

Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности (п. «л» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

К сожалению, действующее законодательство о нотариате не содержит специальных статей разделяющих компетенцию субъектов РФ и федерации, что за последнее десятилетие не раз приводило к спорам. В этой связи, важно заметить, что компетенция и пределы ведения субъектов РФ строго определены и не могут трактоваться расширительно. Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ, а также международные соглашения РФ. Нормы, закрепляющие права и обязанности нотариусов закреплены в налоговом законодательстве (НК РФ), законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве.

Немаловажное значение в правовом регулировании деятельности нотариата играет практика Конституционного суда Российской Федерации.

Положения Основ о нотариате неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ по жалобам граждан, запросам полномочных органов на проверку соответствия норм Основ положениям и принципам Конституции Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что за время прошедшее с момента разработки и принятия Основ - российское законодательство стремительно изменялось и совершенствовалось. Акцентируем внимание на том, что Основы принимались не только до принятия Конституции РФ, но и до десятков, сотен законодательных актов, в том числе основных кодифицированных законов, законов, определяющих построение органов управления в РФ (в частности местного самоуправления). С момента принятия Основ изменились и принципы формирования государственных органов.

Нотариат - это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности.