Файл: Органы нотариального сообщества: нотариальная палата субъекта Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Финансирование нотариата. Налогообложение нотариальной деятельности

Изучая особенности финансирования нотариальной деятельности в Российской Федерации нами было замечено, что они определяются важностью нотариальной деятельности для нормального функционирования правового государства, уникальностью природы нотариата - института гражданского общества, выполняющего публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, неоднородностью правового статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах или занимающихся частной практикой.

Можно выделить следующие принципиальные положения, характеризующие финансирование нотариальной деятельности в России на современном этапе:

 отличие принципов финансирования в зависимости от природы нотариата: государственного или частнопрактикующего;

 бюджетное финансирование деятельности государственных нотариальных контор, в том числе при возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного при осуществлении нотариальной деятельности;

 самофинансирование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, в том числе самостоятельное обеспечение содержания помещения нотариальной конторы и нотариального архива, полная имущественная ответственность за профессиональные ошибки;

 законодательное регулирование размеров государственной пошлины, взимаемой при совершении нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальных тарифов, взимаемых нотариусом, занимающимся частной практикой;

 законодательно закрепленная возможность пользования льготами при оплате нотариальных действий при совершении нотариального действия не только нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, но и нотариусом, занимающимся частной практикой;

 обеспечение нотариусами как налогоплательщиками стабильного поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды.

Вопрос о финансировании нотариальной деятельности решается законодателем по-разному в зависимости от категории нотариуса: работающего в государственной нотариальной конторе или занимающегося частной практикой.


В соответствии со ст. 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, составление и изготовление документов, дачу консультаций правового характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Государственные нотариальные конторы содержатся за счет бюджетных отчислений.

Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или тарифа, иными словами, неоплаченное нотариальное действие - недействительно.

При совершении нотариальных действий вне пределов нотариальной конторы размер государственной пошлины (тарифа) увеличивается в полтора раза.

Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении только обязательных по закону нотариальных действий, но не распространяются на оплату составления проектов документов, выдачу копий, выполнение технической работы, консультации правового характера как нотариусами государственных нотариальных контор, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.

В том случае, когда льготы при оплате нотариального действия применяются при обращении лица за совершением нотариального действия к нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, соответствующий бюджет просто не получает определенную часть дохода.

Сложнее обстоит дело при применении льгот нотариусами, занимающимися частной практикой.

Денежные средства, полученные частнопрактикующим нотариусом, поступают в его собственность только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Причем часть этих денежных средств расходуется нотариусом на решение целого ряда вопросов, необходимых для нормального функционирования нотариальной конторы и обеспечения нотариальной деятельности.

В связи с рассмотрением финансовых аспектов деятельности нотариусов важен вопрос о налогообложении деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой. В период становления современного российского нотариата данный вопрос решался неоднозначно. Неоднократно вопрос налогообложения нотариусов, занимающихся частной практикой, становился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который признавал неконституционными положения законов о тарифах страховых взносов в Пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, устанавливающие повышенный их размер для частнопрактикующих нотариусов.


Деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, как уже говорилось, не является предпринимательством или какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. Исходя из этого, вряд ли обоснованно избранное законодателем регулирование, уравнивающее частнопрактикующих нотариусов с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли, а также не дифференцирующее тарифы страховых взносов в зависимости от получаемого заработка (дохода).

В настоящее время нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются налогоплательщиками двух видов налогов: налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Делаются попытки заставить нотариуса платить и налог на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаются доходы, полученные налогоплательщиками в налоговом периоде. При этом неполученные нотариусами суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, не должны включаться (как не полученные) в доход нотариусов и, следовательно, подлежать налогообложению.

При исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц частнопрактикующие нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

С точки зрения нотариального права закрепляемый действующим налоговым законодательством статус частнопрактикующего нотариуса как плательщика налога на добавленную стоимость вызывает недоумение.

На наш взгляд, совершенно неправомерно приравнивание частнопрактикующего нотариуса в вопросе налогообложения к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность. Такое положение вещей полностью игнорирует особую природу нотариата как института, осуществляющего от имени Российской Федерации публичную деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Требование уплаты нотариусами, занимающимися частной практикой, налога на добавленную стоимость не учитывает их статус как лиц, выполняющих публично-правовые функции. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не направлена на извлечение прибыли; нотариусы не оказывают услуг, а несут публичную обязанность. Следовательно, плательщиками налога на добавленную стоимость и налога с продаж частнопрактикующие нотариусы быть не могут.


Кроме того, как показывает практика, существующая система налогообложения частнопрактикующих нотариусов имеет достаточно низкую экономическую обоснованность, поскольку общие суммы взимаемых налогов явно не соответствуют уровню дохода подавляющего большинства нотариусов, особенно в регионах с невысокой нуждаемостью в совершении нотариальных действий и низким уровнем дохода населения. Такая ситуация не способствует развитию системы нотариата, серьезно затрудняет для нотариусов возможность совершенствовать материально-техническую базу профессиональной деятельности, приобретать необходимую правовую литературу и современные электронные правовые системы.

Статус частнопрактикующего нотариуса как плательщика налогов, отличается некоторой двойственностью: с одной стороны, нотариус, занимающийся частной практикой, при налогообложении приравнивается к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (что противоречит, на наш взгляд, принципу публичности нотариальной деятельности), а с другой стороны, на него не распространяется ряд налоговых льгот, в частности, при определении налоговых вычетов, установленных для предпринимателей.

Рассмотрев данный подпункт мы пришли к выводу, что правовое регулирование финансирования и налогообложения деятельности нотариусов в последние годы носит ярко выраженный репрессивный характер.

1.3 Государственный контроль за деятельностью нотариата

Изучая нотариальную деятельность, нами уже было отмечено, что она представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени РФ (ст. 1 Основ).

Такая характеристика нотариальной деятельности предопределяет важнейшую черту системы нотариата и составной элемент ее дальнейшего функционирования - подконтрольность государству.

Построение и функционирование системы контроля в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности определяются уникальностью самого института нотариата.

Прежде всего, нотариат организуется и функционирует по правилам, установленным государством, поскольку осуществляет публичную функцию государства. Передавая нотариату полномочия по выполнению этой функции, государство сохраняет за собой право контроля над соответствием деятельности нотариата по выполнению возложенных на него полномочий установленным им правилам. Таким образом, государство обоснованно и закономерно имеет право контролировать организацию и деятельность нотариата.


Но, несмотря на осуществление публичной функции, нотариат является институтом гражданского общества, функционирующим относительно автономно от государства, без необоснованного вмешательства каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц в свою деятельность.

Целый ряд вопросов своей деятельности нотариат как независимый от государства институт полномочен решать самостоятельно, следовательно, он же должен контролировать процесс выработки необходимых решений и их исполнение.

Следовательно, наряду с контролем со стороны государства, существует и внутренний контроль самого нотариата как института гражданского общества.

Необходимость контроля за организацией и деятельностью нотариата не вызывает сомнений. Любая профессиональная деятельность, независимо от своего характера - публично-правового или частноправового - в той или иной степени нуждается в контроле. Виды и способы такого контроля имеют особенности в зависимости от содержания и характера деятельности.

Необходимость контроля за организацией нотариальной деятельности и производством нотариальных действий предопределяется важностью функции нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Реализация многих прав и свобод субъектов правоотношений возможна исключительно посредством нотариальных действий, например, при нотариальном удостоверении сделок и доверенностей, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Кроме того, специфика нотариальной деятельности такова, что последствия ненадлежащего выполнения нотариусами профессиональных обязанностей могут проявиться спустя достаточно продолжительное время; например, не разъяснив при удостоверении сделки сторонам сделки содержания их действий и их правовые последствия, нотариус способствует заключению сделки, исполнение которой будет затруднительно или вообще невозможно, провоцирует длительное и дорогостоящее судебное разбирательство между сторонами сделки.

Сложность состоит еще и в том, что отрицательные последствия несоблюдения нотариусом правил совершения нотариального действия могут быть вообще неустранимы. Так, после смерти завещателя любые ошибки в нотариально заверенном завещании исправить невозможно, не говоря уже об утрате экземпляра завещания или принятых на хранение документов из-за несоблюдения правил их хранения.

Теоретически контроль в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности можно подразделить на виды по различным основаниям.