Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО ТД «МАВР).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • предыдущий успех организации не отвечает современным условиям;
  • работники не удовлетворены общим состоянием дел в организации;
  • образ основателя (учредителя) организации и его репутация под сомнением[13].

Другая возможность изменения культуры появляется, когда организация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют настроения работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис. Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации. Изменить культуру легче в малой организации, так как в ней общение руководителей с работниками более тесное, что увеличивает возможности распространения новых ценностей.

Чем шире распространена культура в организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.

Чем больше существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:

  • анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;
  • разработку специальных предложений и мер.

Даже там, где условия для изменений благоприятны, руководителям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время. Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.


Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль[14].

В зависимости от характера влияния организационной культуры на общую результативность деятельности предприятия мы выделяем «позитивную» и «негативную» организационную культуру.

Позитивная - стимулирует результативность деятельности предприятия (ее признаки: личностно-ориентированная, интегративная, стабильная) либо его развития (личностно-ориентированная, интегративная, нестабильная).

Негативная - препятствует эффективному функционированию предприятия и его развития (ее признаки: функционально-ориентированная, дезинтегративная, стабильная, либо нестабильная).

Механизмы влияния организационной культуры на деятельность предприятия заключаются в том, что работники прогнозируют развитие ситуации, относительно чего они оценивают и выстраивают модели своего поведения. Реализуя их в деятельности, они усиливают те или иные тенденции и создают таким образом адекватные им ситуации.

Позитивная культура характеризуется следующим:

1. Восприятием сотрудником себя как субъекта, чья профессионально-трудовая деятельность влияет на общую результативность деятельности предприятия и определяет стратегию его развития.

2. Осознанным принятием личной ответственности за общий продукт совместной деятельности организации. Это в совокупности, порождает добросовестное отношение к своим производственным обязанностям как норму поведения работника, регулируемую общественным мнением, негативно настроенным к проявлениям фиктивно-трудовой активности.

3. Ориентацией сотрудника на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности. Реализаций такого рода ориентации формирует у работников ощущение своей ответственности за качество продукта собственной деятельности и порождает заинтересованность в его повышении. Профессионально-трудовая деятельность приобретает творческий характер, даже если объективно она таковым и не обладает, что создает общую атмосферу увлеченности своим трудом.


4. Позитивной оценкой влияния профессионально-трудовой деятельности на личностное развитие.

5. Ощущением взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег. Повышается эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.

Позитивная организационная культура, ассимилирует положительные мифы, основанные не на манипулятивно-психологической пропаганде, «разоблачение» которых существенно ухудшает отношения работников к организации, а отражающие реальное положение дел. Мифы позитивной организационной культуры, отражая тенденции развития сферы ценностей организации, ориентируют сотрудников на построение соответствующих им моделей поведения, реализация которых в деятельности стимулирует эффективность деятельности предприятия.

Изучение методов управления, применяемых в Японии, позволяет предположить, что достигнутые высокие уровни совершенства и успех их организаций частично объясняются сложившейся культурой организации, которая поощряет участие служащих в общем производственном процессе, дает гарантии занятости и приветствует открытые взаимосвязи. Основывать организационное развитие на имеющейся организационной культуре можно, если не оставлять без внимания следующие правила поведения:

  • организационная культура инерционна, поэтому организационные изменения, вероятно, растянутся во времени;
  • необходимо досконально разобраться в старой оргкультуре, так как важно знать исходные позиции изменений;
  • необычайно важна личностная вовлеченность и поддержка сотрудников и групп, имеющих идеи насчет того, что стоит изменить, и желающих принять участие в изменениях;
  • важно выбрать в организации наиболее эффективно работающую субкультуру и использовать ее в качестве исходной позиции для введения инноваций;
  • не стоит «атаковать» старую культуру, намного перспективнее вместе с сотрудниками организовать поиск путей ее использования в проекте новой организационной структуры[15].

Выводы. Таким образом, теоретические аспекты организационной культуры заключаются в определении ее сущности, основных элементов и характеристик, через которые она проявляется. Организационная культура не является статичной и претерпевает изменения вместе с организацией в ходе ее организационного развития под влиянием внешних и внутренних факторов. Для проведения целенаправленных изменений в процессе организационного развития необходим четкий план предстоящих изменений, немаловажную роль в котором играет совершенствование организационной культуры. Именно она оказывает огромное влияние на организационный климат предприятия и способствует повышению эффективности его деятельности.


Организационно-экономическая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом МаВР» было зарегистрировано 29 ноября 2002 г. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия. Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «МаВР». Сокращенное наименование: ООО «Торговый дом «МаВР». Общество является коммерческой организацией и обладает универсальной правоспособностью. Общество является юридическим лицом, имеет собственную печать, штампы, фирменные бланки и другие атрибуты юридического лица, вправе открывать расчетные и иные счета. Место нахождения и почтовый адрес общества: г. Абакан, ул. Пушкина, 196.

Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам его участников. Участники Общества несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности. Для достижения уставных целей Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • торгово-закупочная деятельность;
  • розничная и оптовая торговля комбикормами, мукой, продуктами питания, ликероводочными изделиями, товарами народного потребления, автомобилями и др. товарами, оборот которых не запрещен законодательством РФ;
  • хранение, и реализация горюче-смазочных материалов;
  • хранение товаров и связанные с ней услуги;
  • оказание транспортных услуг (перевозка грузов автомобильным транспортом и транспортная экспедиция, а также перевозка пассажиров);
  • организация и проведение выставок, ярмарок;
  • оказание посреднических и маркетинговых услуг;
  • оказание услуг в сфере общественного питания;
  • иные виды деятельности не запрещенные действующим законодательством.

Учредителем Общества является гражданин России Ромашов Владимир Михайлович. Уставный капитал Общества состоит из одной доли размером в 10000 (десять тысяч) рублей, принадлежащей гр. Ромашову В.М. и составляет сумму в размере 10000 рублей.

В настоящее время менеджмент ООО ТД «МаВР» направлен на повышение рентабельности предприятия и техническое перевооружение на основе самых современных перерабатывающих технологий. Одним из главных приоритетов руководство ООО ТД «МаВР» считает проведение правильной кадровой политики: главный ценный актив — это трудовой коллектив с его мастерством и профессиональными навыками. Компания располагает собственной оснащенной лабораторией, штатом высококвалифицированного персонала, что позволяет компании отслеживать качество выпускаемой продукции на всех стадиях технологического процесса, начиная с момента поставки качественного сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Современные технологии позволяют производить продукцию, долго сохраняющую естественное содержание витаминов, белков и других компонентов, представляющих энергетическую ценность продуктов. Для колбасного производства на предприятии установлены высококопроизводительный куттер Seydelmann (Германия), термокамеры Mauting (Чехия), шприцы фирмы Frey, клипсаторы Tipper technopack и другие лучшие образцы технологического мясоперерабатывающего оборудования мирового рынка.


Таким образом, на сегодняшний день ООО ТД «МаВР» является современным, высокотехнологичным предприятием с большим количеством работающих и разветвленной организационной структурой. Для целей данной работы последняя представляет особый интерес.

Характеристика организационной структуры ООО ТД «МаВР».Для всесторонней характеристики данного предприятия рассмотрим его организационную структуру. Схема организационной структуры ООО ТД «МаВР» представлена в Приложении 1. Как видно из представленной схемы организация имеет сложную структуру: одни подразделения имеют производственный характер (колбасный, консервный цеха, цех полуфабрикатов), другие подразделения носят вспомогательный характер (лаборатория, бухгалтерия, транспортный отдел и т.д.). Внутри каждого подразделения довольно четко прослеживается иерархическая структура (руководители среднего звена, оперативные работники, вспомогательный персонал).

В целом, так как ООО ТД «МаВР» является обществом с ограниченной ответственностью, высшим органом управления на данном предприятии является общее собрание акционеров. Оно собирается один раз в год и в компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы:

  • определение основных направлений деятельности Общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • изменение устава Общества, в том числе изменение размера уставного капитала Общества;
  • образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
  • избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) Общества;
  • утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
  • принятие решения о распределении чистой прибыли Общества между участниками Общества;
  • утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность Общества (внутренних документов общества);
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации Общества.

Генеральным исполнительным директором ООО ТД «МаВР» является Ромашов В.М., который осуществляет общее руководство организацией, определяет стратегическое направление развития, решает другие вопросы, находящиеся в рамках его компетенции.

В непосредственном подчинении генерального исполнительного директора ООО ТД «МаВР» находятся коммерческий директор, директор по производству, главный бухгалтер организации и охрана.

В ведении коммерческого директора находятся вопросы реализации готовой продукции. Ему непосредственно подчиняются начальник торгового отдела, транспортный и экономический отдел во главе с главным экономистом. Оперативными работниками данных подразделений ООО ТД «МаВР» являются торговые представители, операторы заявок, экономисты, слесари-ремонтники, механики, водители. К вспомогательному персоналу можно отнести грузчиков, уборщиков, газосварщиков, электриков и т.д.