Файл: Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании..pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В КОМПАНИИ
1.1 Роль и значение логистики в деятельности предприятия
1.2 Теоретические аспекты разработки логистической стратегии
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА СХОАО «БЕЛОРЕЧЕСНКОЕ»
2.1 Характеристика предприятия и автотранспортного цеха СХОАО «Белореченское»
2.2 Особенности логистического процесса на предприятии
2.1 Характеристика предприятия и автотранспортного цеха СХОАО «Белореченское»
СХОАО «Белореченское» - постоянно развивающееся современное производство. Оно уверено смотрит в будущее, чутко реагирует на изменение рынка товаров и услуг, осваивает новые технологии, уделяет должное внимание социальной сфере.
История СХОАО «Белореченское» начинается с 1967 года. Это была небольшая птицефабрика со среднегодовым поголовьем кур-несушек 64 тыс. голов, годовым производством яиц 4910 тыс. штук и численностью работников 139 человек. За весь период существования предприятие пережило множество структурных и организационных преобразований. В марте 1972 года началось строительство новой птицефабрики на 850 тысяч кур-несушек. В 1984 году было создано производственное объединение по птицеводству. С февраля 1993 года преобразовано в Сельскохозяйственное открытое акционерное общество «Белореченское».
Сегодня в СХОАО «Белореченское» производится 545,4 млн. куриных и 12 млн. перепелиных яиц (доля среди производителей Иркутской области – 70%), 28 тыс. тонн молока и молочных продуктов (30%), 3 тыс. тонн мясных полуфабрикатов и колбас, 25 тыс. тонн овощей и картофеля (20%). Из ассортимента продуктов питания, входящих в продовольственную корзину для трудоспособного населения, 87% производится в СХ ОАО «Белореченское». Удельный вес его валовой продукции в общем объеме сельхозпредприятий региона составляет 30%. В рейтинге 300 наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий России СХОАО «Белореченское» по общеэкономическому рейтингу занимает 17-е место, по производству куриных яиц – 2-е место, по производству молока – 5-е место.
Автотранспортный цех (АТЦ) СХОАО «Белореченское» существует с образования предприятия. Первые транспортные средства были предназначены для перевозки птицы. С развитием предприятия, расширилось производство яиц, мяса птицы. В связи с этим потребность в ТС увеличилась.
Стали появляться автобусы для доставки людей на рабочие места, трактора и комбайны для сезонов посевной и уборочной поры.
С присоединением ферм и молокозаводов появилась потребность в перевозке сырого молока и готовой продукции. Приобретение автомобилей-цистерн и автомобилей-рефрижераторов позволило повысить сохранность груза за счет исключения воздействия на груз окружающей среды, снизить долю ручного труда при выполнении погрузо-разгрузочных работ, уменьшить расходы на тару и упаковку.
С организацией структуры самообслуживания и безотходного производства стали приобретать специализированный подвижной состав, приспособленный для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов и оборудованный различными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими сохранность грузов и механизацию или автоматизацию выполнения погрузо-разгрузочных работ (ЗСК, бензовозы, самосвалы, лесовозы и пр.).
Количество автомобилей на 01.09.2012 г. составило 407 единиц. Из них: 70 ед. – фургоны и рефрижераторы; 11 ед. – автомобили-цистерны для перевозки сырого молока; 22 ед. – седельные тягачи; 88 ед. – самосвалы; 15 ед. – кормовозы; 42 ед. – спец. техника; 29 ед. – автобусы; 104 ед. – легковые автомобили; 26 ед. – трактора. Структура производственных фондов представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 - Структура основных производственных фондов АТЦ СХОАО «Белореченское»
Основными заказчиками являются:
Сектор промышленного стада кур-несушек. Сектор производства яйца, яичного порошка, пастеризованного яйца. Цеха приготовления кормов, переработки яиц.
Сектор по производству продукции растениеводства (зерно, картофель, лук, морковь, свекла, капуста, грибы, ягоды, кормовые культуры, саженцы).
Сектор по выращиванию молодняка, племенная ферма, инкубатор, маточное стадо.
Сектор по производству продукции животноводства.
Молочные заводы.
Цех по производству колбасных изделий и мясных полуфабрикатов.
Сектор по переработке отходов с помощью калифорнийских червей и эффективного использования экологически чистого удобрения биогумуса.
Эксперементально-механическое и производственно-техническое подразделения.
Сторонние покупатели услуг.
Списочная численность АТЦ на 31.12.2016 г. составила 255 человек. Из них: 195 человек – водители, 22 человека – трактористы, РММ – 10 человек, ИТР – 23 человека, вспомогательных рабочих – 5 человек. Организационная структура АТЦ представлена на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 – Организационная структура
АТЦ СХОАО «Белореченское»
2.2 Особенности логистического процесса на предприятии
СХОАО «Белореченское»
В СХОАО «Белореченское» «семь правил логистики» осуществляются на каждом этапе логистической цепи «снабжение – производство – сбыт». Транспорт участвует на каждом из вышеперечисленных этапов.
Служба снабжения предприятия устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая экономические и технические вопросы, связанные с поставкой товаров.
Целью службы материально-технического обеспечения предприятия является получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников.
Отдел МТО выполняет работы по заключению договоров, контролю за его исполнением, организации доставки и организации складирования.
Основная задача отдела МТО – правильный выбор поставщиков.
Задачи производственной логистики на СХОАО «Белореченское» касаются управления материальными потоками внутри предприятия, когда создаются материальные блага или оказывают такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и т.д. Эти процессы происходят на этапах производства и переработки продукции.
Служба сбыта предприятия решает следующие задачи:
- планирование процесса реализации;
- организацию получения и обработки заказов;
- выбор вида упаковки, принятия решения о комплектации и выполнение других операций непосредственно предшествующей отгрузке;
- организация процесса отгрузки;
- организация доставки и контроль за транспортированием;
- организация послереализационного обслуживания.
На балансе предприятия на конец 2016 года числится три распределительных центра – в п. Белореченский, в городах Ангарск и Иркутск; оптово-розничные склады в городах Иркутской области, а также за пределами региона.
Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от месторасположения этих складов на обслуживаемой территории.
При формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий:
- изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели системы распределения;
- разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через систему распределения;
- составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе, а также на отдельных участках;
- изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема движения материальных потоков в пределах системы распределения;
- разрабатываются варианты построения систем распределения с одним или несколькими распределительными центрами, расположенными на определенных участках обслуживаемой территории. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов;
- выбор для реализации одного из разработанных вариантов. Критерием выбора вариантов является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат приведенных к единому годовому измерению.
2.3 Особенности транспортной логистики на предприятии
Стремясь повысить эффективность своей работы, предприятия всегда пытались контролировать технологические стадии, которые предшествуют основному производству или следуют за ним.
СХОАО «Белореченское» в ходе своей хозяйственно-производственной деятельности постоянно сталкивается с необходимостью определения наиболее рационального способа доставки своей продукции потребителям.
Для обеспечения транспортировки своей продукции используется два основных вида транспорта: железнодорожный и автомобильный. К услугам железнодорожного транспорта предприятие прибегает достаточно редко, в случае заключения договора на поставку продукции значительного объема и на дальние расстояния, т.е. когда автомобильным транспортом доставку осуществлять нецелесообразно.
С введением в штат предприятия отдела транспортной логистики стали осуществляться методы поддержания автомобиля в технически исправном состоянии на более высоком уровне:
1 Своевременное и обязательное проведение ежедневных осмотров (ЕО) в целях выявления мелких неисправностей и их устранение. Выявленные своевременно недостатки или неполадки в работе грузовой техники позволяют точно определить основную неисправность, а проведенная диагностика обеспечивает предприятию возможность содержать свой автопарк в исправном состоянии и значительно снизить расходы на ремонт, а водителю автомобиля предоставить безопасность на дороге и меньший расход ГСМ.
2 Выполнение качественных ремонтных работ. Для этого создана большая ремонтная база с новейшими средствами технического обслуживания и ремонта. Их применение позволило улучшить условия производства работ, сократить затраты труда и повысить качество работ. Техническое оснащение мастерских и высокий уровень квалификации ремонтных бригад позволяют производить ремонт любой сложности, обеспечивая гарантированное качество работ.
3 Применение качественных расходных материалов и запасных частей, соответствующих ГОСТам. В состав СХОАО «Белореченское» входит отдел материально-технического обеспечения, в обязанности которого входит решение задач, связанных с закупками товара, его доставкой и временным хранением. Доставку и хранение осуществляют АТЦ и склады ГСМ и зап.частей, находящиеся на территории АТЦ, соответственно. Именно отдел МТО является тем структурным подразделением предприятия, в задачи которого входит принятие решений о закупке товаров, выборе наиболее подходящих поставщиков, заключение контрактов и договоров на поставку выбранных товаров и т.д. Функции отдела МТО многочисленны, и важность этой службы для работы всей организации БСХОАО сложно переоценить, т.к. в огромной степени эффективная работа предприятия зависит от того, насколько грамотно и правильно организована его закупочная деятельность.
4 Своевременное выполнение ТО-1, ТО-2 и СО.
5 Эксплуатация автомобилей в предназначенных для него дорожных условиях и выполнение норм перевозки грузов, установленных заводом-изготовителем.
На предприятии осуществляется планирование и разработка маршрутов на определенный период. На основании утвержденного плана на перевозку груза АТЦ, грузоотправитель (Усольский, Сосновский молокозаводы, яйцесклад, склад полуфабрикатов и пр.) и грузополучатель (оптово-розничные склады, магазины и т.д.) заключают между собой договора на перевозки. Договор на автомобильные перевозки грузов являются соглашением, по которому одна сторона (автотранспортный цех) обязуется принять к перевозке и доставить груз другой стороне от места отправления до места назначения. Другая сторона обязуется предъявить груз к перевозке, обеспечить его погрузку и выгрузку и оплатить стоимость перевозки (если грузоотправитель – сторонний заказчик). При заключении договоров на оказание транспортных услуг, стороны руководствуются Уставом предприятия, основными действующими законоположениями, инструкциями и другими нормативно-правовыми документами.
Ежемесячно по транспортному участку составляется материальный отчет, в котором отражаются расходы, понесенные в разрезе транспортных средств (Приложение 1). Согласно отчету за сентябрь, наибольшую статью расходов на транспорте составляют расходы на топливо.
Анализ и расчеты по эффективности грузоперевозок на предприятии производит отдел планово-экономической и аналитической работы. Так, к примеру, производились расчеты о выгодности использования собственного автотранспорта по сравнению с привлечением сторонних перевозчиков по маршруту. В курсовой работе рассчитана эффективность оптимизации грузоперевозок по маршруту Иркутск – Владивосток – Иркутск (Приложение 2).
До внедрения отдела транспортной логистики в состав предприятия, в АТЦ применялась децентрализованная перевозка грузов. При таких перевозках грузополучатели заказывали подвижной состав (ПС) в АТЦ самостоятельно, организуя вывоз груза для своих цехов и подразделений без согласования очередности перевозок с грузоотправителями (поставщиками грузов). Получатели грузов самостоятельно выполняли погрузо-разгрузочные работы, имея для этого определенный штат грузчиков, экспедиторов и агентов по снабжению. Недостатками такой организации являлось снижение использования ПС в связи с тем, что организацией перевозочного процесса занимались грузополучатели, а не специалисты автотранспортного цеха; увеличивались непроизводительные затраты, повышенная себестоимость перевозок и др.