Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Стратегия кадрового менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль человеческого фактора в управлении.
1.1 Теории управления о роли человека в организации.
1.2 Кадровый менеджмент как система
1.3 Основные модели кадрового менеджмента.
1.4 Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом.
Отличия управление человеческими ресурсами от управления персоналом.
1.5 Задачи кадрового менеджмента на стадии формирования организации.
1.6 Особенности и недостатки традиционных методов кадрового менеджмента
2. Стратегия кадрового менеджмента
В целом, основные отличия современного подхода к персоналу в сравнении с классическим представлены в таблице 1.
Таблица 1.1 – Классический и современный подход к персоналу
Факторы |
Классический подход |
Современный подход |
Активы фирмы |
Физический и денежный капитал |
Физический и денежный капитал и человеческие ресурсы |
Расходы на персонал |
Текущие затраты |
Долгосрочные инвестиции |
Привлечение персонала |
Денежные стимулы |
Активный поиск, реклама, социальные льготы, индивидуальный подход |
Расходы на обучение |
Минимальные |
По критерию «затраты – выгода» с учётом перспективы и социального эффекта |
Формы обучения |
Преимущественно на рабочем месте, «узкая» специализация |
Все формы обучения, включая общее образование |
Социальная инфра- структура фирмы |
Отсутствует |
Отдельные компоненты инфраструктуры, при их создании учитывается эффект |
Стиль руководства |
Преимущественно ав- торитарный |
Гуманный, ситуативный, на основе целевого управления, использования достижений науки и индивидуального подхода |
Организация труда |
Исходя из представ- ления «человек – при- даток машины» |
Гибкая, с учётом индивидуальных профессиональных и личных качеств и потенциала и особенностей группового взаимодействия |
Регламентация действий работника |
Жёсткая |
Различные степени свободы и индивидуальных экономических и морально-психологических стимулов на основе выявления мотивов трудового поведения |
Мотивация к труду |
Индивидуальное материальное стимулирование, угро занаказания |
Сочетание групповых и индивидуальных экономических и морально- психологических стимулов на основе выявления мотивов трудового поведения |
Горизонт планирования развития персонала |
Краткосрочный план |
Вплоть до всего жизненного пути работника |
Функции кадровых служб |
Неимущественно-учётные |
Интегрированная система управления персоналом с преобладанием аналитических, исследовательских и организационных функций |
Оценка эффективно- сти персонала |
Неимущественная по экономическим критериям |
По системе социально- экономических показателей с учётом мнения общественности о качестве трудовой жизни |
Таким образом, можно говорить об определённом синтезе на базе технологии управления человеческими ресурсами модернизированных традиционных и современных подходов. Однако, вобрав в себя достоинства различных подходов, сложившихся в кадровом менеджменте, технология управления человеческими ресурсами не может претендовать на роль своего рода панацеи для всех проблем, с которыми сталкивается в настоящее время менеджер по персоналу, т.к. и у этой достаточно передовой технологии критики находят недостатки.
1.5 Задачи кадрового менеджмента на стадии формирования организации.
Основная задача на этом этапе – поиск товара, который сможет найти свой рынок, своего потребителя и обеспечить достаточный источник поступления средств для существования организации. Однако не всегда молодая организация обладает достаточными ресурсами для начала своего дела. Именно поэтому на стадии формирования существенным становится вопрос поиска источника инвестиций, способов привлечения средств. Для этого организация должна показать потенциальным инвесторам привлекательность предложения, обоснованность инвестиций, вероятность возврата вложенных средств. Одним из способов, который, с одной стороны, может помочь самому руководству сформулировать представление о стратегии и этапах развития организации, а с другой стороны, представить проект потенциальным инвесторам, является бизнес-план.
Если удается найти достаточное количество ресурсов для начала работы, то известно, что администрация организации сталкивается с проблемой кадрового и материально-технического обеспечения производства. Необходимо привлечь новый персонал или провести переориентацию части персонала с подготовки проекта к реализации его в производственной деятельности.
Задачи кадрового отдела – направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, с учетом конкретных условий все организации.
Однако менее всего на стадии формирования обращается внимание на создание самой системы работы с персоналом, формирование корпоративных принципов, а просто системы работы с кадровой документацией. Обычно осознание необходимости кадровой формализации, определения кадровой работы, создания систем хранения информации приходит много позже, в тот момент, когда количество информации превышает мыслимые объемы, когда что-то найти становится определенной проблемой, и когда, к сожалению, кадровая информация теряет свое свойство информации, с ней нельзя работать в период подготовки и оценки управленческих решений.
Основные задачи по управлению персоналом на данном этапе:
Подготовка организационного проекта:
- проектирование организационной структуры;
- расчет потребностей в персонале;
- анализ кадровой ситуации регионе;
- разработка системы стимулирования труда.
Формирование кадрового состава:
- анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
- определение сегмента рынка рабочей силы, из которой целесообразно проводить набор.
Разработка системы и принципов кадровой работы.
- формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;
- формирование самой кадровой службы (организационной структуры, набор состава);
- разработка систем сбора, хранения и использования кадровой информации.
1.6 Особенности и недостатки традиционных методов кадрового менеджмента
Хотя различия даже внутри национальных традиций управления персоналом весьма велики, можно выделить ряд общих характеристик этой практики кадрового менеджмента, сложившихся и получивших распространение в ХХ столетии в корпорациях развитых стран.
1. Большой выбор имеющихся подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что ни единого корпуса профессионального знания, ни общей профессиональной идеологии этой управленческой дисциплины до сих пор так и не сложились.
2. Кадровая работа всегда находилась на первом месте внимания руководителей предприятия. Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации.
3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник статус защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.
4. Управление персоналом говорилась как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.
5. Отсутствие специалистов снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и высших руководителей.
На фоне радикальных изменений в корпоративном менеджменте за последние 15—20 лет удивительным выглядит сам факт, что управление персоналом, представлявшее собой довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет.
2. Стратегия кадрового менеджмента
Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором
успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.
Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочных планов, в которых предписывается что и когда делать и поиск в исходный период решений на многие годы вперед, желание строить на века либо же приобретать на долгие годы все это признаки нестратегического управления.
Видение долгосрочной перспективы очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед. В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в будущем состояние организации, но и это является важнейшей задачеи стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек на дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком — какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач.
Во-первых, стратегическое управление в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации -это не детальное описание ее внутреннего, внешнего положения, а скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, как указывает позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет или нет организация в будущем в конкурентной борьбе.
Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление - это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом стратегическое управление — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководстве вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации очередное, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.