Файл: Порядок и способы заключения договора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому можно говорить о том, что публичный договор это правовой режим (под этим термином в теории понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств), который отражает публичноправовые начала в гражданском законодательстве. Это многоцелевой режим, который включает в себя ряд направлений.

Первое направление - это защита интересов экономически слабой стороны. Слабая сторона - условное обозначение участника договорных обязательств, обладающего значительно меньшим запасом тех или иных организационных, материальных, профессиональных, информационных и других конкурентных, имеющих значение для формирования, осуществления и защиты субъективного права ресурсов в сравнении со своим контрагентом. Именно сопоставление указанных возможностей участников гражданского (торгового) оборота является конституирующим, определяющим критерием установления слабой и сильной сторон в гражданском правоотношении. Напротив, сильная сторона располагает всеми реальными возможностями влияния на контрагента, и в состоянии диктовать партнеру по договору свою волю. [9, с. 51]

Второе направление - создание гарантий функционирования свободного рынка. Близким к ст. 426 ГК РФ по своему характеру является антимонопольное законодательство. Например, в пп. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» содержится следующий запрет навязывать контрагенту условия договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Как видно из уже названного определения, одной из сторон выступает субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность. В ст.2 ГК РФ под этим понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В зависимости от договора, это может быть юридическое лицо (например, по договору энергоснабжения), так и индивидуальный предприниматель (договор розничной купли-продажи). Условно считается, что это экономически сильная сторона. Другая сторона договора наоборот, экономически слабая и именно защитой ее интересов во многом обусловлена конструкция публичного договора.


Следующая особенность - это запрет оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных законом (абз. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ). Сходным с этой нормой является указание на то, что цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (п. 2 ст. 426 ГК РФ), опят же если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отказ от заключения публичного договора допускается только в случае, если у предпринимателя не имеется возможности предоставить соответствующий товар, выполнить работу или оказать услугу. А при необоснованном уклонении от заключения такого этого договора применяются правила о принудительном заключении договоров (п. 2 ст. 445 ГК РФ).

Наиболее полно характеризует публичный договор как специфический правовой режим именно норма, закрепляющая возможность в случае, предусмотренном законом, посредством актов Правительства и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Дополнительной гарантией служит п. 5 ст. 426 ГК РФ, согласно которому, условия договора, противоречащие требованиям об одинаковой цене для одной категории потребителей, а также условия, несоответствующие установленным правилам (п. 4 ст. 426 ГК РФ), являются ничтожными.

Публичный договор заключается путем направления публичной оферты, т.е. предложения, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Таким образом, главное, что следует выделить среди общих особенностей заключения публичного договора, это его направленность на защиту «экономически слабой» стороны в договоре, а также то, что в строгом смысле слова, публичный договор является скорее специфическим правовым режимом, обеспечивающим регулирование обязательственных отношений с участием прежде всего потребителей, а не договором как таковым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Правовое значение заключения договора заключается в том, что в соответствии со ст. 8 ГК РФ договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, а согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и приобретает обязательный характер для сторон с момента его заключения, и это означает, что обязательства из договора возникают исключительно по заключенному договору. Без существования такого факта, как заключенный договор, невозможно настаивать на том, чтобы кто-то исполнил обязательства, возникающие из него, а также невозможно настаивать на выполнении этих обязательств в судебном порядке.


2. Заключение гражданско-правого договора всегда состоит из двух обязательных стадий: оферты и акцепта. Выделяются и иные стадии, которые носят факультативный характер, например, преддоговорные переговоры.

3. Существует два способа заключения договора: добровольный и обязательный. Правовой основой добровольного способа является принцип свободы договора. Обязательный способ своей основой имеет прямое указание в законе, то есть одна сторона в случае прямого указание в законе на заключение договора должна будет это сделать независимо от ее воли.

В целях совершенствования законодательства были выведены следующие предложения:

1. Действующее законодательство, предусматривает массу вариаций отношений между организатором торгов и собственником, не представляет возможности в полной мере понять, кто из участников и в каких случаях является стороной по договору, заключаемому по итогам торгов. Обращая внимание на такое серьезное законодательное упущение и учитывая то, что главным условием является правовая природа отношений собственника и организатора торгов, представляется верным и обоснованным закрепление в ст. 448 ГК РФ следующего способа определения сторон по договору: собственник вещи или обладатель иного имущественного права признается стороной договора в случаях, когда организатором торгов является сам собственник вещи, либо когда договор между собственником и организатором торгов квалифицируется как договор поручения.

2. В случаях, когда отношения между собственником и организатором торгов квалифицируются как договор комиссии, а также в случае принудительного обращения взыскания на имущество, права и обязанности по договору, заключаемому по результатам торгов, приобретает организатор торгов. При этом, если отношения между собственником и организатором торгов носят договорный характер, права и обязанности по договору с победителем торгов будут переданы от организатора к собственнику. В случае же принудительных торгов, стороной по договору так и остается организатор либо лицо, по поручению которого проводились торги»

3. В действующем законодательстве определения понятия «нормально необходимое время» нет. Представляется правильным, что в целях верного и не двузначного применения нормы закона, необходимо выявить определение понятия «нормально необходимое время» и закрепить его в ст. 441 ГК РФ в следующей формулировке: «нормально необходимое время» должно рассматриваться индивидуально в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. При определении «нормально необходимого времени» необходимо учитывать время направления оферты, удаленность адресата оферты, способ передачи оферты, наличие нерабочих, праздничных дней, срок для рассмотрения оферты, срок для пересылки акцепта.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс РФ (части первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изменениями на 3 августа 2018 г.), вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изменениями на 29 июля 2018 г.), третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (с изменениями на 3 августа 2018 г.) и четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изменениями на 23 мая 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301, 1996. №5. Ст. 410, 2001. №49. Ст. 4552, 2006. №52. Ст. 5496

Литература

  1. Белов В.Е. Новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора на торгах // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 1. - С. 17 – 21.
  2. Богданов Е.В. Спорные вопросы заключения гражданско-правового договора // Современное право. - 2017. - № 7. - С. 34 – 39.
  3. Вовк В.Ю. Некоторые спорные вопросы применения норм о публичном договоре в российском законодательстве // Право и общество. - 2013. - № 1. - С. 30 – 34.
  4. Гоголева Ю.А. Понятие и этапы заключения гражданско-правового договора // Экономика и социум. - 2017. - № 10. - С. 120 – 124.
  5. Давыдова Г.Н. Юридические процедуры заключения гражданско-правового договора // Научные труды РАЮН. - 2014. - Вып. 9. - С. 502 – 510.
  6. Демин А.А. Договор как источник гражданско-правового регулирования // Юридическая наука и практика: проблемы современности и перспективы развития: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2013. - С. 30 – 36.
  7. Комарицкий В.С. Особенности заключения публичного договора // Гражданское общество. Право. Суд: сборник статей. – М., 2014. - С. 51 – 57.
  8. Кулаков В.В. Гражданско-правовые договоры: актуальные проблемы правового регулирования отдельных видов. – М.: Юрлитинформ, 2014.
  9. Ломакина Е.В. Гражданско-правовой договор как регулятор общественных отношений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - №3. - С. 108 – 114.
  10. Лукачева К.В. Практические особенности заключения гражданско-правовых договоров // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2017. - С. 128 - 133.
  11. Манске В.А., Безрядин Д.Н. Заключение гражданско-правового договора в обязательном порядке // Социально-экономические проблемы совершенствования управленческой деятельности: теория и опыт. Сборник трудов научно-практической конференции. – М., 2017. - С. 106 – 110.
  12. Самохвалов А.О. Гражданско-правовой договор. Понятие и стадии заключения // Вестник магистратуры. - 2016. - № 12. - С. 135 – 141.
  13. Сапунова А.О. К вопросу об оферте как стадии заключения гражданско-правового договора // Теория и практика современной науки.- 2017. - № 4. - С. 750 - 755.
  14. Фомовская Л.Г. Некоторые теоретические аспекты гражданско-правового договора как основы экономического развития России // Конституция России: глобальное, национальное, региональное: международная научно-практическая конференция. – М., 2013. - С. 176 - 182.
  15. Шайдуллина В.К. Гражданско-правовой договор и его условия // Право и государство: теория и практика. - 2014. - №9. - С. 33 – 38.
  16. Шевченко Е.Е. Заключение гражданско-правовых договоров: проблемы теории и судебно-арбитражной практики. – М.: Инфотропик Медиа, 2012.