Файл: Управление запасами (АО «Знаменский сахарный завод»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Модели управления запасами

Цель создания запасов на предприятии — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов, сырья, комплектующих и исключение необходимости непрерывных поставок. Механизм решения данной задачи определяется различными моделями управления запасами. На практике разработано много моделей, приемов и стратегий управления запасами. Выбор их зависит от особенностей производства, состава используемых показателей для целей управления, характера взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, организации сбыта готовой продукции, наличия квалифицированных специалистов в области управления, их технической оснащенности и др.

Как отмечает В.А. Галанов решение обобщённой задачи управления запасами определяется следующим образом[18]:

В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени.

В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

Размер и точка заказа обычно определяются из условий минимизации суммарных затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных. Суммарные затраты системы управления запасами выражаются в виде функции их основных компонент следующим образом (рисунок 6):

Суммарные затраты системы управления запасами

Затраты на приобре-тение

Затраты на оформле-ние заказа

Затраты на хранение заказа

Потери от дефицита

Рисунок 6. Основные компоненты системы управления запасами[19]

Затраты на приобретение становятся важным фактором, когда цена единицы продукции зависит от размера заказа, что обычно выражается в виде оптовых скидок в тех случаях, когда цена единицы продукции убывает с возрастанием размера заказа. Затраты на оформление заказа представляют собой постоянные расходы, связанные с его размещением. Таким образом, при удовлетворении спроса в течение заданного периода времени путем размещения более мелких заказов (более часто) затраты возрастают по сравнению со случаем, когда спрос удовлетворяется посредством более крупных заказов (и, следовательно реже). Затраты на хранение запаса, которые представляют собой расходы на содержание запаса на складе (например, процент на инвестированный капитал, затраты на переработку, амортизационные расходы и эксплутационные расходы), обычно возрастают с увеличением уровня запаса. Наконец, потеря дефицита представляют собой расходы, обусловленные отсутствием запаса необходимой продукции. Обычно они связаны с ухудшением репутации поставщика у потребителя и с потенциальными потерями прибыли.


Рисунок 7 иллюстрирует зависимость четырёх компонентов затрат обобщенной модели управления запасами от уровня запаса.

Суммарные затраты

Затраты на хранение

Затраты на оформление заказа

Закупочная цена

Потери, связанные со штрафами

Минимальные затраты

Оптимальный уровень

Уровень запаса

Суммарные годовые затраты

Рисунок 7. Обобщенная модель управления запасами[20]

Оптимальный уровень запаса соответствует минимуму суммарных затрат. Отметим, что модель управления запасами не обязательно должна включать все четыре вида затрат, так как некоторые из них могут быть не значительными, а иногда учёт всех видов затрат чрезмерно усложняет функцию суммарных затрат.

На практике какой – либо компонент затрат можно не учитывать при условии, что он не составляет существенную часть общих затрат. Этот фактор необходимо иметь ввиду при изучении различных моделей.

Рассмотрим некоторые модели управления запасами.

1. Модель с фиксированным объемом заказа. Само название указывает на главный параметр системы — объем заказа. Он строго зафиксирован и не изменяется ни при каких условиях. Для оптимизации размеров заказов применяются специальные методики и расчетные формулы (например, формула Вильсона). Графическая интерпретация данной модели представлена на рисунке 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Р

Страховой запас

Точка заказа

Т2

В(t’)

А

t

Т1

Р

Р

З макс

Запас

Время, дни

Р

Рисунок 8. Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа[21]

Условные обозначения:

Т1, Т2, …, Тi – величина отдельного i-го периода времени, через который повторяется заказ;

t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа;

Р – размер заказа, для данной системы контроля величина постоянная;

А – период непредвиденного усиления спроса;

В – период, в котором было допущено нарушение установленного срока поставки;

t' – фактический срок поставки в период В.

Как видно из данного рисунка, нормируемыми величинами в рассматриваемой модели являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия графика резко пойдет вниз  участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t > t  участок В графика), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная модель предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.


Как отмечает И.В. Сергеев на практике модель с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях[22]:

  • большие потери в результате отсутствия запаса;
  • высокие издержки по хранению запасов;
  • высокая стоимость заказываемого товара;
  • высокая степень неопределенности спроса;
  • наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества.

Также необходимо отметить, что система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа.

2. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами. В этой системе заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы, например раз в месяц, раз в неделю и т. п. Объем заказа в такой модели рассчитывают так, что при точном соответствии фактического потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до максимального желаемого уровня. Действительно, разница между максимальным желаемым и текущим запасами определяет объем заказа, необходимый для его восполнения до максимального желаемого уровня на момент расчета, а ожидаемое потребление за время поставки обеспечивает это восполнение в момент осуществления поставки. Графическая интерпретация данной модели показана на рисунке 9

Рисунок 9. Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа[23]

Условные обозначения:

Т – интервал времени, через который повторяется заказ;

t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);

Р1, Р2, …, Рi – величина отдельного, i-го заказа;

З макс – предусмотренный нормой максимальный запас;

З ф – фактический запас на момент проверки;

З t – запас, расходуемый за время t, необходимое для размещения и выполнение заказа;

А – период времени с интенсивным спросом;

В – период времени с нулевым запасом.

На данном рисунке интенсивность спроса, характеризуемая углом наклона участков линии, описывающей изменение запасов, в этой модели на данном рисунке является величиной переменной (угол наклона различных участков ломаной  неодинаков). А поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах также будет различна. Естественно, применять эту модель можно тогда, когда есть возможность заказывать партии, различные по величине (например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара эта система не применима). Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был не значителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии не существенности расходов, связанных с выполнением заказа.


Особенностью описываемой модели является также и то, что она допускает возникновение дефицита. Как видно из графика, если спрос резко усилится (то есть график круто уйдет вниз  участок А), то запас закончится до наступления срока подачи заказа. Это означает, что система применима, когда возможные потери от дефицита для предприятия также несущественны.

Подводя итог, отметим, что система контроля с фиксированной периодичность заказа применяется в следующих случаях:

  • условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями;
  • расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики;
  • потери от возможного дефицита сравнительно невелики.

На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т.д.

Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у них взаимных недостатков и преимуществ, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1

Таблица 1

Сравнение основных систем управления запасами

Система

Преимущества

Недостатки

С фиксированным объемом заказа

Меньший уровень максимального желаемого заказа. Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы

Постоянный контроль за наличием запасов на складе

С фиксированным интервалом времени между заказами

Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе

Высокий уровень максимального желаемого запаса. Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы

3. Модель управления запасами «Канбан». На теорию и практику управления запасами существенно повлияла разработанная в начале 70-х годов XX в. фирмой "Тойота" (Япония) внутрипроизводственная система «Канбан». Она позволяет минимизировать длительность производственного цикла, устранить из производственных подразделений фирмы склады сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и сократить до минимально возможных объемы межоперационных запасов.

«Канбан» – метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.

Система «Канбан» работает по принципу прямого пополнения запаса, но при очень небольшом объеме серии запаса. Преимущества такой системы заключаются в том, что, во-первых, производство полуфабрикатов напрямую связано с реальным потреблением, не приводит к дополнительной нагрузке на отдел планирования и позволяет избегать большого объема бумажной работы, а во-вторых, поставляющее подразделение производства действует гибко, и в течение короткого времени пустой контейнер снова наполняется (рисунок 10).


Параметры системы: размер партии; время заказа партии; количество карточек; объем запаса на складе; вместимость контейнера.

Последовательность действий участников системы «Канбан», условия и требования, которые при этом необходимо соблюдать, можно сформулировать как правила «Канбан»[24]:

1. Последующий участок "вытягивает" изделия.

2. Предшествующий участок выпускает изделий ровно столько, сколько ранее "вытянутых".

3. Бракованная продукция не поступает на последующий участок.

4. Количество карточек «Канбан» должно быть минимальным.

5. Объем запаса изделий на складе должен быть минимальным.

6. Колебания спроса компенсируются изменением интенсивности потока карточек «Канбан».

7. Производственные мощности участков должны быть сбалансированы.

8. Дисциплина поставок не допускает нарушений.

Рисунок 10. Схема работы системы «Канбан»[25]

В настоящее время разработаны различные модифицированные версии системы «Канбан». Их можно объединить в следующие типы системы «Канбан»:

• поставка равными партиями при варьировании времени между поставками;

• поставка через равные промежутки времени при варьировании объема партии;

• варьирование объема партии и времени поставки в заданных пределах;

• варьирование типов заготовок в партии при многономенклатурном производстве.

Не менее распространенной моделью управления запасами в настоящее время является модель «Джаст ин тайм» (Just-in-time) – «точно вовремя». По определению А.Н. Стерлиговой, она представляет собой общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла[26].

В рамках системы «точно вовремя» доставка материалов осуществляется непосредственно перед моментом его использования. Данная система представляет собой разновидность системы «Канбан», которая базируется на ряде принципов. Основной из них состоит в том, что экономия на затратах при последовательном сокращении складских запасов всех видов выше, нежели связанные с таким сокращением дополнительные расходы на частую переналадку производства, закупку и запуск в производство малых партий сырья и материалов. Характеризуя особенности данной системы управления запасами, С.В. Саркисов отмечает, что реализация системы «точно вовремя» на производстве состоит в следующем[27].