Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности (Признаки права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, перечисление в ГК РФ тех или иных видов вещных прав, вряд ли мож­но назвать целесообразным, поскольку факт отнесения (или неотнесения) законом того или иного имущественного права к числу вещных, если оно обладает свойствами вещного ха­рактера, не имеет какого-либо существенного значения. Гораздо более логичным представ­ляется вариант, если законодатель непосредственно в ГК РФ закрепит определение вещного права и тем самым обозначит основные признаки (свойства), позволяющие признать за тем или иным имущественным правом характер вещного. Отсутствие такого легального опреде­ления порождает ряд проблем, возникающих при толковании некоторых норм ГК РФ и иных актов гражданского законодательства. Запутанность и противоречивость законода­тельства объективно создает препятствия для эффективной реализации права[6].

Конкретизация вещных прав и определение за тем или иным имущественным правом характера вещного необходимо для обеспечения обладателя вещного права необходимой защитой от нарушений его права. Важность такой защиты обусловлена неограниченным числом лиц, которые потенциально могут нарушать интересы обладателя вещных прав[7].

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен перечень защиты гражданских прав, в том числе иму­щественных и иных вещных прав. В литературе предлагается следующая классификация способов защиты вещных прав:

  • способы, обеспечивающие восстановление оспоренных или нарушенных прав (при­знание сделок недействительными, восстановление положений, существовавших до нару­шения прав и пр.);
  • способы, обеспечивающие пресечение возможных нарушений прав (признание оспариваемой сделки недействительной, признание недействительности акта органов госу­дарственной власти или местного самоуправления; феномен негаторного иска и пр.);
  • способы, которые позволяют подтверждать (признавать) защищаемые права или прекращать (изменять) обязанности (изменение или полное прекращение правоотношений, присуждение к исполнению обязанностей в натуре и пр.)[8].

В теории защиты вещных прав широко распространены понятия виндикационных и негаторных исков, которые зародились еще в римском праве.

Негаторные иски, как способы защиты права собственности и иных вещных прав, тре­буют устранять любые имеющиеся нарушения, даже при отсутствии связи с лишением вла- дения[9]. Негаторный иск направляется как с требованием устранить имеющиеся препятствия, мешающие осуществлению прав собственности, так и с целью предотвращения ожидаемых, возможных нарушений.


Негаторный иск позволяет собственнику или субъекту другого вещного права доби­ваться ликвидации созданного ему препятствия (например, снос строения, осуществление обрезки разросшегося дерева и пр.), совершение действий, обеспечивающих право пользо­вания имуществом согласно его предназначению в полных объемах.

Объект искового требования — ликвидация длящихся нарушений, имеющихся на мо­мент его предъявления. Негаторный иск оформляется в любое время, пока присутствует нарушение. Правоотношения по негаторным искам, в отличие от тех, которые возникают по виндикационным искам, не подвергаются действию исковой давности.

Виндикационные иски предоставляют возможность истребования имущества из чужих незаконных владений. Для оформления таких исков, необходимы следующие условия: утра­та собственником владения вещью; индивидуальная определенность вещи; чужое, незакон­ное владение, данной вещью; отсутствие между ответчиком и истцом обязательственных правовых отношений по поводу имущества — объекта спора.

Лицом, которое имеет право обращаться с подобным иском, выступает лишь собствен­ник и прочие обладатели ограниченных вещных прав.

Соответственно, к ограничительным условиям виндикации относятся факт добросо­вестности приобретателя, факт возмездности приобретения и выбытие из владения соб­ственника вещи по его волеизъявлению.

Однако система защиты права собственности и иных вещных прав не ограничивается только данными двумя исками. Собственник и владелец вправе использовать все законные способы защиты, как предусмотренные ст. 12 ГК РФ, так и не названные в ней.

Вопросы защиты прав собственности и иных вещных прав были актуальны всегда, од­нако в настоящий момент представляют наибольший интерес. Теперь, когда в собственности граждан и юридических лиц находятся самые разнообразные материальные объекты, возни­кает много спорных вопросов относительно правового регулирования отношений собствен­ности. Поэтому вопросы защиты права собственности и иных вещных прав имеют острей­шую практическую значимость для обеспечения прав граждан и требуют дальнейшего научного осмысления.

1.2. Признаки права собственности.

Пределы осуществления права собственности являются древнейшим институтом гражданского права, который имеет широкую востребованность на практике. На протяжении истории их перечень неоднократно менялся, что напрямую зависело от экономических потребностей государства, подходов к реализации социальных задач и степени защищенности частной собственности.


Первые упоминания об институте пределов осуществления права собственности относятся к римскому частному праву, что подчеркивает его правовую зрелость. Но если исходить из фактической значимости института данного института для российской правовой системы, то можно установить, что актуальные для развития общественных отношений кондиции он получил относительно недавно. Это обуславливает потребность в понимании сущности данного правового явления. Учитывая данное суждение, рассмотрим общие положения гражданского законодательства РФ, а также правовые позиции, изложенные в доктрине гражданского права.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ одним из важнейших элементов гражданской правоспособности, что подчеркнуто прямым законодательным закреплением, выступает право иметь имущество на праве собственности[10]. Категория собственности является базисной дефиницией гражданского права, и генерирует на себе общественные отношения, находящиеся в статическом состоянии. Исходя из наиболее общего доктринального понимания право собственности представляет собой отношение субъекта гражданского права к определенным материальным объектам, как к принадлежащим ему. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет его правовую сущность.

Что касается содержания интересующего нас понятия, то в соответствии с п. 1 ст. 209 ГК оно представлено правомочиями владения, пользования и распоряжения имуществом. Данную триаду полномочий законодатель допускает использовать через совершение любых правомерных действий, в частности путем отчуждения своего имущества в собственность иных лиц либо передачи отдельных прав владения, пользования или распоряжения, с сохранением при этом за собой титула собственника.

Вместе с тем, фактический характер общественных отношений требует наличия правовых механизмов, которые бы определяли границы реализации данных правовых возможностей. Это бы обеспечило:

-защищенность права собственности от нежелательного воздействия неуправомоченных лиц;

-использование материальных объектов по их целевому назначению в соответствии с общественными потребностями;

-необходимый баланс экономических отношений.

По нашему мнению, необходимость реализации данных задач стала причиной законодательного закрепления пределов осуществления права собственности.

Теоретик Меркулов В. В. в своих исследованиях также подчеркивает значение пределов осуществления права собственности, отмечая, что «объем и границы данного права в значительной мере определяют содержание гражданской правосубъектности, которая, в свою очередь, создает необходимые условия для приобретения и реализации различных субъективных прав».


Пределы осуществления права собственности имеют нормативное закрепление в положениях Конституции, а также Гражданского кодекса РФ. При этом, выверенного определения данной правовой категории они не содержат.

Пункт 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Правовые нормы пункта 2 ст. 36 Конституции РФ имеют более частный характер и закрепляют, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовой вектор, заданный Конституцией, получил дальнейшее развитие в отраслевом законодательстве.

Гражданский кодекс РФ определяет пределы осуществления гражданских прав (ст. 10). Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В понимании сущности пределов осуществления права собственности помогает гражданско-правовая доктрина.

В пределах осуществления права собственности в доктрине выделяют качественный и количественный характер. В первом случае, который и реализуется в ранее названных нормах, следует говорить о пределах возможного поведения собственника-гражданина по осуществлению правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении принадлежащих ему благ. Во втором случае, пределы осуществления права собственности рассматриваются как категория, генерирующая на себе принадлежность только определенных материальных благ, и в строго определенных количествах.

Позиции ученых на понятие пределов права собственности принципиальным образом не расходятся.

Цивилист В.П. Камышанский видит в пределах осуществления права собственности установленный законом или иными правовыми актами фиксированный объем допустимых действий в четко обозначенных границах. По мнению ученого, «пределы внешней свободы собственника определяются границей между добром и злом как нравственных критериев любого общества». При этом исследователь подмечает, что данная мера внешней свободы собственника не носит постоянный и неизменный характер. Она меняется в зависимости от степени развития общества, особенностей становления национального самосознания, уровня правовой культуры граждан и ряда других условий.


Цивилист Г.А. Гаджиев в качестве границ права собственности понимает предусмотренные законом запреты, определяющие пределы свободы действий собственника в отношении принадлежащего ему имущества.

По мнению В. И. Курдиновского, граница права собственности находится там, где его осуществление приводит к нарушению личных прав других лиц или же вещных прав на другие вещи.

К. И. Скловский при изучении права собственности подчеркивал «искусственность» его границ, и утверждал, что «в самом этом праве не заложено никаких пределов, которые могли бы его ограничить. Все ограничения собственности возможны только извне и устанавливаются законом».

Принципиальностью обладает вопрос соотношения пределов осуществления права собственности и ограничений этого права. Ученые разделились на два лагеря - цивилистов, отожествляющих данные правовые категории, и цивилистов, которые их разделяют.

К сторонникам первой позиции можно отнести ученых Белова В.А. и П.В. Крашенинникова. Белов В.А. использовал категорию пределов права собственности как обобщающее понятие и выделял нижние и верхние пределы права собственности. При этом, к верхним ученый относил случаи ограничения права собственности, а под нижними пределами понимал бремя собственника.

Схожую позицию занимает П.В. Крашенинников, который в своих исследованиях пределы называет общими стеснениями права, а ограничения -частными. По мнению ученого, пределы - это более широкое понятие, которое включает в себя ограничения.

Теоретик В. П. Грибанов, в свою очередь, отделял пределы осуществления права собственности от ограничений гражданских прав. Ограничения гражданских прав, по мнению ученого, обуславливается возможностью внешнего воздействия третьих лиц с сферу правового господства собственника (в установленных законом случаях и в строго определенных целях), тогда как пределы права собственности не предполагают такого правового потенциала «несобственников».

Позиции об отграничении двух дефиниций придерживается Б.С. Эбзеев, рассуждая об основных правах. Под пределами основных прав, зафиксированных в Конституции, ученый понимает границы признаваемой и защищаемой Конституцией свободы индивидов и их ассоциаций. Что касается ограничений основных конституционных прав, то под ними Б. С. Эбзеев понимает «... допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина».

Учитывая выше изложенное, делаем вывод, что под пределами осуществления права собственности являются очерченные законом границы деятельности управомоченных лиц по реализации возможностей, заложенных в праве. Данное определение соответствует положения гражданского законодательства, а также позициям доктрины гражданского права. Пределы осуществления права собственности соотносятся с ограничениями этого права. Считаем, что данные категории являются тесно связанными друг с другом, поскольку пределы осуществления права собственности могут устанавливаться и с помощью правовых ограничений, установленных законом или договорными конструкциями.