Файл: Роль мотивации в поведении организации(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время организации пытаются правильно мотивировать своих сотрудников, чтобы улучшить производительность труда. Но зачастую менеджеры, занимающиеся этим, сами не разбираются в основных понятиях и методах данного процесса. Ведь суметь вызвать мотивацию у себя и мотивировать других – очень важная составляющая залога успеха. Разумеется, организации берут на работу, прежде всего, тех сотрудников, кто остро в ней заинтересован (и, конечно же, имеет нужную квалификацию). В первое время сотрудник очень быстро и тщательно выполняет свои обязанности, но со временем пыл утихает, и тут перед руководителями и возникает задача - промотивировать сотрудника так, чтобы он и дальше продолжал активно работать. 

Актуальность и важность проблемы мотивации труда и удовлетворенности сотрудников с каждым годом возрастает в компаниях по всему миру. Было проведено множество исследований с целью выяснения влияния удовлетворенности сотрудников работой и мотивации на общую производительность компании; между первым и вторым была выявлена значительная степень взаимозависимости. 

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.  Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда.


Цель работы - изучение процесса мотивации, как наиболее значимой функции управления деятельностью организации.

Задачами данной курсовой работы, являются:

- рассмотреть психологические аспекты мотивации человека к труду;

- изучение теоретических основ мотивационных аспектов деятельности предприятия;

- провести анализ экономического состояния компании;

- выявить недостатки в организационной деятельности предприятия;

- разработать стратегию устранения организационных и экономических недостатков.

глава 1Теоретические основы организации труда и мотивации на предприятии

1.1 Организация труда на предприятии и управлением им

Труд – сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания полезных продуктов производства, вещей, оказания услуг, переработки, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей.

Труд с точки зрения содержания - процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения потребностей.

Труд с точки зрения формы - процесс расходования энергии. Выделяют следующие функции труда:

1. участие наряду с другими факторами производства в производстве благ, направленных на удовлетворение потребности человека;

2. формирование общественного богатства и развития общества (также наряду с другими факторами производства);

3. развитие всего человеческого сообщества, науки и культуры, общественного прогресса;

4. формирование человека;

5. способ самовыражения личности;

6. обеспечение безопасности жизни человека и общества, окружающей среды, сохранение природы, социальной среды.

Социальная роль труда заключается в развитии и совершенствовании производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Экономической ролью труда является то, что вследствие трудовой деятельности происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, а также происходит прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.


Под организацией труда на предприятиях понимается конкретные методы и формы соединения людей и техники в процессе труда. Труд людей в процессе производства организуется под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому организация труда имеет две стороны: социально-экономическую и естественно-техническую. Названные стороны тесно и плотно связаны между собой и, находясь в постоянном взаимодействии, определяют содержание процесса организации труда.

Исходя из особенностей решаемых задач, в содержании организации труда отмечают ряд элементов (направлений), основные из которых являются:

– кооперация и разделение труда, которые предполагают научно-обоснованное распределение сотрудников по объединенным в определенную систему рабочим местам, механизмам, машинам, трудовым функциям, а также в соответствующую группировку и комбинирование сотрудников в производственные коллективы;

– нормирование труда, которое предполагает тщательный расчет норм затрат труда на производство услуг и продукции в качестве основы для определения эффективности производства и организации труда;

– обслуживание и организация рабочих мест, которая охватывает их рациональное оснащение и планировку, эффективную систему обслуживания рабочих мест, рационализацию и аттестацию рабочих мест;

– организация подбора персонала и его развитие, которые включают в себя: планирование персонала, найм персонала, профотбор и профориентацию, разработку и реализацию концепции развития персонала (планирование карьеры, квалификационный рост и т. п.);

– улучшение условий труда, которое предусматривает устранение вредности производства, тяжелых эмоциональных, психологических и физических нагрузок, формирование системы безопасности и охраны труда, внедрение эстетики в производственную среду;

– оптимизация режимов отдыха и труда, эффективное использование рабочего времени;

– рационализация трудовых процессов, внедрение оптимальных методов и приемов труда, которые будут включать в себя изучение трудовых процессов с использованием разных технических средств и способов, отбор наиболее рациональных методов и приемов труда, их совершенствование и внедрение путем организации производственного обучения, инструктажа;

– обновление и расширение научно-технической информации;

– укрепление дисциплины труда, которое предусматривает комплекс мер по усилению трудовой и производственной дисциплины, развитие творческой инициативы и иных форм активного участия работников в жизни предприятий, формирование чувства ответственности сотрудников.


Ключевую роль в организации труда занимает вознаграждение за труд, т.е. его оплата. Безусловно, что человек включается в производственный процесс по экономическим соображениям, для заработка на жизнь. Поэтому заработная плата выступает одновременно звеном, которое соединяет человека с фактором эффективной организации труда и средствами производства.

Из огромного количества других причин, которые вызывают многообразие конкретных форм организации труда на предприятиях, следует выделить ряд основных. К таковым относятся:

– во-первых, главный фактор: систематическое совершенствование технологии и техники; научно-технический прогресс;

– во-вторых, система организации производства;

– в-третьих, особенности экологической среды и психофизиологические факторы;

– в-четвертых, факторы, которые связаны с характером задач, которые решаются в различных звеньях системы управления производством.

Организация труда имеет тесную связь с организацией производства. Представляя собой составную часть организации производства, организация труда сосредотачивает в себе проведение мер, которые связаны с рациональным использованием рабочей силы. Наряду с этим организация производства, которая охватывает весь процесс выпуска продукции, требует обеспечить увязку указанных мер с наиболее выгодным использованием всех других ресурсов – материалов, сырья, орудий производства и т.п. При этом решаются вопросы: технического оснащения использования и расстановки использования оборудования, комбинирования производственных процессов, организации, специализации, организации работы вспомогательных и основных служб предприятия, обеспечения производства транспортом, энергией, материалами, сырьем и т.п.

Следует здесь заметить, что в современной литературе и в хозяйственной практике широко употребляется также понятие «организация управления».

Управление является необходимым и очень важным звеном в системе общественного производства и особой и важной трудовой функцией в системе общественной организации труда. Управление персоналом содержит в себе следующие моменты:

– определение необходимого количества кадров с учетом развития предприятия, производственного объема продукции, услуг;

– формирование состава кадров, его количества и качества (система комплектования и расстановка);

– политика кадров, то есть взаимосвязь с внешним и внутренним рынками труда, перераспределение и переподготовка кадров, высвобождение;


– система профессиональной и общей подготовки кадров;

– адаптация персонала к работе на предприятии;

– оплата, стимулирование труда, система моральной и материальной заинтересованности;

– оценка деятельности, аттестация кадров, ее направленность по результатам труда на поощрение, а так же продвижение работников и важности конкретного работника для предприятия;

– система развития кадров – это подготовка и переподготовка, улучшение использования работников на производстве, обеспечение их профессионально-квалификационный рост благодаря планированию трудовой карьеры;

– непосредственные отношения между работниками и между администрацией, работниками и общественными организациями;

– деятельность кадровой службы как функционального органа, который несет ответственность за обеспечение предприятия необходимой рабочей силой и за надежные социальные гарантии защиты работника.

Из этого следует, что планирование, формирование, распределение и рациональное использование персонала является основным содержанием управления кадрами.

Главные цели управления персоналом [12, c. 114]:

– формирование высококвалифицированного персонала, ответственного за порученное дело с современным экономическим мышлением и развитием чувства гордости за профессию;

– обеспечение коллективом социальной эффективности.

Для успешного выполнения поставленных целей требуется решение следующих задач [5, c.113]:

–обеспечение предприятия в необходимых объемах рабочей силой с требуемой квалификацией;

– достижение правильного соотношения между организационно-технической структурой производственных резервов и структурой трудового потенциала;

– полное и эффективное использование возможностей работника и производственного коллектива в общем итоге;

– гарантия условий для высокопроизводительного труда, самодисциплины и высокого уровня организованности на производстве, заинтересованности, обеспечение выработки у работника привычки взаимодействовать и сотрудничать;

– обеспечение закрепления работника на предприятии, и образование стабильного коллектива для возможности окупаемости средств, затрачиваемых на привлечение, развитие персонала;

– обеспечение реализации потребностей, желаний и интересов работников в отношении содержания и условий труда, возможности профессионально-квалификационного, должностного продвижения, вида занятости и т.п.;

– согласование производственной задачи и социальных вопросов, таких, как балансирование интересов предприятия и работников, социальной и экономической эффективности;