Файл: Роль мотивации в поведении организации(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
глава 1Теоретические основы организации труда и мотивации на предприятии
1.1 Организация труда на предприятии и управлением им
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «САНТАРЕС»
2.1 Организационно-экономический характер организации
2.2 Анализ системы мотивации персонала ООО «Сантарес»
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ
3.1 План устранения недостатков в организации ООО «Сантарес»
Однако организация получает убытки от реализации услуг на протяжении 2017-2018 гг. Так, убыток от текущей деятельности в 2017 году – 3326 тыс. руб., в 2017 году – 3726 тыс. руб.
Положительную динамику показывает показатель прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности. В 2017 году – прибыль составила 210 тыс. руб., в 2018 году – 221 тыс. руб., что позволяет говорить о положительной динамике в данном направлении деятельности. Однако прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности не позволяет покрывать убытки, получаемые по основной деятельности и как результат, ежегодно сумма убытка организации растет.
Сопоставляя показатели рентабельности ООО «Сантарес» в 2017-2018 гг., можно сделать вывод об отрицательной динамике показателей финансовых результатов, что позволяет заключить, что организация работает не достаточно эффективно.
Таким образом, можно заключить, что основные финансовые показатели работы ООО «Сантарес» с каждым годом ухудшаются. Это обусловлено отсутствием государственной поддержкой организации.
B таблице 2.3 представим показатели профессионального обучения работников исследуемого предприятия за 2016-2018 гг.
Таблица 2.3 – Показатели профессионального обучения работников ООО «Сантарес» за 2016 – 2018 гг. , чел.
Показатели |
Годы |
Динамика 2018г к 2016 г |
|||
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Абс. |
% |
|
Среднесписочная численность работников |
215 |
202 |
174 |
-28 |
15,9 |
Обучено работников |
5 |
6 |
4 |
-1 |
11,1 |
Работники, прошедшие повышение квалификации |
3 |
4 |
3 |
0 |
0 |
Работники, прошедшие переподготовку |
1 |
0 |
2 |
2 |
100 |
Работники, прошедшие профессиональную подготовку |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
Анализируя таблицу с показателями обучения работников, можно заметить, что количество человек, прошедших обучение снизилось на 2,1 %.
В зависимости от характера выполняемой работы и занимаемой должности критерии оценки аттестуемых специалистов дифференцируются. Для оценки руководителей на первый план выдвигаются такие критерии, как высокая квалификация, практический опыт, организаторские способности, логическое мышление, профессиональное честолюбие, принципиальность и др.
В ООО «Сантарес», в штатном расписании отдела кадров 1 специалист. Отдел кадров ООО «Сантарес» выполняет следующие функции:
- определение общей стратегии управления персоналом;
- планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;
- привлечение, отбор и оценка персонала;
- оценка и аттестация персонала предприятия;
- повышение квалификации персонала и его переподготовка;
- система продвижения по службе (управление карьерой);
- высвобождение персонала;
- построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
- реализация социальной политики и социальных услуг;
- управление затратами на персонал и т.д.
Таким образом, ООО «Сантарес» укомплектовано высококвалифицированными кадрами. Численный состав предприятия с каждым годом мало пополняется молодыми кадрами. Текучесть кадров на предприятии небольшая, однако, наблюдается тенденция увеличения коэффициента текучести кадров. Это можно оценить как негативное изменение. Увольнение работников на предприятии в основном происходит вследствие невыполнения должностных обязанностей.
2.2 Анализ системы мотивации персонала ООО «Сантарес»
Дальнейшее исследование системы управления персонала ООО «Сантарес» проводилось методом мини-опроса для выяснения мнения о кадровой политике предприятия в области управления карьерным ростом персонала и мотивации на исследуемом предприятии.
Форма анкеты для опроса представлена ниже на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Анкета для опроса сотрудников ООО «Сантарес»
Примечание - Источник: собственная разработка
В анкетировании приняло участие 32 сотрудника (82,6 %), методом случайной выборки.
На основании ответов данной анкеты будет заметно наличие слабых сторон в реализации кадровой политики в области карьерного роста персонала данного предприятия.
Анкетный опрос показал, что причины увольнения являются следующие обстоятельства: 30 % не устраивает заработная плата, 17 % условия труда, 10 % конфликт с руководством, 15 % не видят перспективы профессионального роста, карьеры, 18 % считают, что на предприятии не развита система социальных льгот.
Результаты опроса показали наличие у работников неудовлетворенности распределением вознаграждения, что влечет за собой снижение производительности труда, нарушение дисциплины, увольнение сотрудников. У некоторой части сотрудников (30 %) отсутствует чувство сопричастности. А поскольку человек - существо социальное, то одним из наиболее сильных психологических удовлетворений, которые приносит работа, является чувство принадлежности к чему-либо. Некоторые люди считают, что работа позволяет им осознать себя как личность. Возникающее у сотрудников чувство вовлеченности в процессы - это не просто вопрос самого предприятия - это и эмоциональная реакция. Для тех, кто работает в коллективе уже давно, эта связь будет являться чем-то историческим. Для других будут иметь значение психологические причины.
Проанализировав результаты проведенного анкетного опроса, можно сделать вывод, что причинами ухода явилось увольнение за недостаточно ответственное отношение к работе со стороны сотрудников. Но большую долю занимает отсутствие заинтересованности руководителей в развитии, обучении, продвижении кадров, мотивации персонала.
Для выявления проблем мотивации трудовой деятельности, было проведено исследование удовлетворенности трудом персонала ООО «Сантарес». Был выбран метод анкетного опроса как наиболее простой и эффективный метод.
Суть опроса состояла в следующем: сотруднику назывался определенный критерий, по которому сотрудник должен был дать положительную либо отрицательную оценку удовлетворения.
Анкетный опрос проводился конфиденциально с небольшими группами людей (по 10 человек, отдельно по каждой категории персонала предприятия) в три этапа.
На первом этапе исследования была проведена диагностика методом анкетного опроса.
На втором этапе проводились аналитические процедуры.
На третьем, заключительном этапе исследования, составлялся отчет о полученных результатах.
В таблице 2.4 отражены полученные результаты по 1-ой группе.
Таблица 2.4 – Результаты анкетирования административно-управленческого персонала ООО «Сантарес» от 10.02.2019 г.
Показатели |
Результаты опроса |
|
Неуд., % |
Удовл., % |
|
Размер заработной платы (отмена соц. выплат) |
10 |
90 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
30 |
70 |
Перспективы профессионального и служебного роста |
19 |
79 |
Взаимоотношения с непосредственным руководителем |
3 |
97 |
Окончание таблицы 2.4 |
||
Информированность на предприятии |
25 |
75 |
Важность и ответственность выполняемой работы |
6 |
94 |
Условия труда |
9 |
91 |
Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне |
2 |
98 |
Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей (престиж) |
2 |
98 |
Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе |
19 |
81 |
Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе |
28 |
72 |
Соответствие работы вашим способностям |
9 |
91 |
Работа как средство достижения успеха в жизни |
18 |
82 |
Итак, можно заметить, что административно-управленческий персонал показывает высокую степень удовлетворенности системой мотивации. Это связано со сплоченностью управленческой команды ООО «Сантарес». Особенно хотелось бы обратить внимание на 97 %-ую удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным руководителем, важностью и ответственностью выполняемой работы, ее надежностью, престижностью. Также хочется отметить, что 91 % управленцев ООО «Сантарес» считает, что выполняемая работа соответствует их способностям.
В следующей таблице (таблица 2.5), представлены результаты исследования 2-ой группы – офисных служащих юридического офиса предприятия.
Таблица 2.5 – Результаты анкетирования офисных служащих ООО «Сантарес» от 10.02.2019 г.
Показатели |
Результаты опроса |
|
Неуд., % |
Удовл., % |
|
Размер заработной платы (отмена соц. выплат) |
60 |
40 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
54 |
46 |
Перспективы профессионального и служебного роста |
56 |
44 |
Взаимоотношения с непосредственным руководителем |
33 |
67 |
Информированность на предприятии |
25 |
75 |
Важность и ответственность выполняемой работы |
36 |
64 |
Условия труда |
51 |
49 |
Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне |
49 |
51 |
Окончание таблицы 2.5 |
||
Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей (престиж) |
29 |
71 |
Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе |
13 |
77 |
Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе |
29 |
71 |
Соответствие работы вашим способностям |
41 |
59 |
Работа как средство достижения успеха в жизни |
46 |
54 |
По результатам данной таблицы, видно, что офисные служащие предприятия выявили меньшую степень удовлетворенности системой мотивации.
Самыми высокими показателями степени удовлетворенности явились лишь показатели престижности, возможности проявления инициативы и взаимоотношений с коллегами по работе. Они составили 71 % , 71 % и 77 % соответственно.
Степень удовлетворенности 3-й группы персонала – вспомогательные прочих работников - в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Результаты анкетирования вспомогательных прочих работников ООО «Сантарес»от 10.02.2019 г.
Показатели |
Результаты опроса |
|
Неуд., % |
Удовл., % |
|
Размер заработной платы (отмена соц. выплат) |
89 |
11 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
76 |
24 |
Перспективы профессионального и служебного роста |
61 |
39 |
Взаимоотношения с непосредственным руководителем |
56 |
44 |
Информированность на предприятии |
30 |
70 |
Важность и ответственность выполняемой работы |
35 |
66 |
Условия труда |
27 |
73 |
Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне |
57 |
43 |
Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей (престиж) |
20 |
80 |
Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе |
17 |
83 |
Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе |
58 |
42 |
Соответствие работы вашим способностям |
42 |
58 |
Окончание таблицы 2.6 |
||
Работа как средство достижения успеха в жизни |
89 |
11 |
Как видно, вспомогательные работники ООО «Сантарес» показали большую неудовлетворенность существующей системой мотивации. Так, довольно высоки оказались показатели неудовлетворенности заработной платой и стрессовыми ситуациями – 89 % и 76 % соответственно. Также неудовлетворенность присутствует и по показателю перспективы служебного и профессионального роста, и по показателю работы как средства достижения успеха в жизни – 61 % и 89 % соответственно.
В целом по результатам 3-х таблиц можно отметить факт неравенства по статусу на работе и руководство предприятия проявляет заботу только об управленческом персонале, рабочий персонал мало интересует руководителя.
Следовательно, целесообразно будет составление сводной таблицы по полученным результатам (таблица 2.7).