Файл: Особенности корпоративного управления в России (Понятие и сущность корпоративного управления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность корпоративного управления
1.2 Корпоративное управление в России
1.3. Особенности развития системы корпоративного управления в кредитной организации
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО "ЮниКредит Банк"
2.1 Краткая характеристика ЗАО "ЮниКредит Банк"
2.2 Анализ системы корпоративного управления в ЗАО "ЮниКредит Банк"
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития кредитных организаций связаны с активизацией процессов финансовой глобализации. Под влиянием роста присутствия иностранного капитала банки столкнулись с усилением конкуренции и обострением проблемы ограниченности финансирования на внутреннем рынке. В условиях открытого национального рынка банки вынуждены искать конкурентные преимущества для улучшения доступа к финансовым ресурсам и реализации эффективного долгосрочного партнерства с иностранными инвесторами. Ключевым преимуществом для инвесторов является создание качественного корпоративного управления в соответствии с международными нормами.
В целом финансовая глобализация существенно влияет на практику корпоративного управления в кредитных организациях Российской Федерации. В то же время современный финансовый кризис вызвал необходимость переосмысления существующей практики и стандартов на регулятивном уровне и, с другой стороны, обусловил пересмотр планов владельцев об изменениях управления из-за резкого падения заинтересованности инвесторов. В перспективе восстановление рынка совершенствования корпоративного управления для банков является одним из самых эффективных направлений реализации стратегии развития, нацеленной на повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Организация корпоративного управления в кредитных организациях в целом остается на низком уровне. Необходимость повышения уровня корпоративного управления в соответствии с лучшей международной практикой обуславливает актуальность работы и обоснования направлений совершенствования на основе анализа факторов и условий развития банковского бизнеса.
Целью работы является исследования формирования и развития системы корпоративного управления в кредитной организации на примере ЗАО "ЮниКредит Банк".
Определенная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать понятие и сущность корпоративного управления;
- определить основные подходы и методы корпоративного управления;
- проанализировать особенности развития системы корпоративного управления в кредитной организации;
- дать краткую характеристику ЗАО "ЮниКредит Банк"
- проанализировать ссистемы корпоративного управления в ЗАО "ЮниКредит Банк".
Объектом исследования являются процессы развития корпоративного управления в ЗАО "ЮниКредит Банк".
Предметом исследования является теоретико-методические и практические основы корпоративного управления в ЗАО "ЮниКредит Банк".
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали основные достижения зарубежной и отечественной науки в экономической теории и теории корпоративного управления. В процессе подготовки работы применялись общенаучные и специальные методы исследования: анализ и синтез; метод логического обобщения; сравнительный анализ; графический метод.
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность корпоративного управления
Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность осуществлять эффективный контроль и мониторинг деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль предполагает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры стремятся четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты, а инвесторы - понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений[1].
Сейчас как российские, так и иностранные инвесторы большое внимание уделяют тому, как осуществляется управление компаниями и как компании отзываются на их нужды и запросы. Все больше инвесторов (более 80%) готовы платить высокую цену за акции хорошо управляемых компаний, придерживающихся стандартов наилучшей практики в организации совета директоров, которые обеспечивают раскрытие информации и финансовую прозрачность, уважают права акционеров, могут лучше других выполнять свои экономические, экологические и социальные обязанности и способствовать устойчивому экономическому росту.
Улучшение практики корпоративного управления может способствовать повышению качества как внутри, так и между органами управления компании, тем самым повышая эффективность ее финансово-хозяйственных операций. С ростом качества такого управления также улучшается система отчетности и ответственности, снижается риск мошенничества и злоупотреблений со стороны должностных лиц компании. Эффективная система управления должна способствовать выполнению всех требований законодательства, что позволяет существенно уменьшить судебные издержки. Кроме того, российские компании получают выгоду от укрепления своей репутации в государстве и на международной арене.
Уровень корпоративного управления является необходимым фактором, определяющим инвестиционный климат в стране.
Макроэкономическая стабилизация в России и связанные с ней темпы экономического роста создали условия для того, чтобы отечественный бизнес начал переход от краткосрочной стратегии развития до долгосрочной. Положительные изменения произошли и на уровне законодательного регулирования отношений в сфере корпоративного управления. Практика последних лет показывает, что улучшение последнего начинает рассматриваться российскими компаниями как важнейший ресурс повышения их конкурентоспособности.
Обеспокоенность инвесторов и рост интереса к привлечению инвестиций со стороны компаний в разных странах сформировали объективную основу для выработки и внедрения общих правил в сфере корпоративного управления. Эти правила должны способствовать формированию у потенциальных инвесторов полного и четкого представления об основных управленческих принципах той или иной компании, ее владельцев и степень эффективности работы. Только в этом случае можно рассчитывать на портфельные инвестиции.
Инвесторы стремятся:
· Сравнивать стандарты корпоративного управления в различных компаниях;
· Понимать особенности функционирования компаний и степень их прозрачности;
· Иметь возможность оценивать свои риски;
· Знать, как компания учитывает интересы всех акционеров, включая миноритарных;
· Получить дополнительную информацию при принятии инвестиционные решения.
Корпоративное управление - один из определяющих факторов принятия инвестиционных решений. Оно способствует повышению инвестиционной привлекательности, привлечению долгосрочных инвесторов, снижению стоимости кредитования и рыночной стоимости компании.
Для российских компаний проблематика корпоративного управления достаточно новая. Большинство из них в начале рыночных реформ желали развиваться исключительно за счет собственных средств. Но на быстрорастущих рынках, в условиях динамического изменения технологий и острой конкуренции собственных средств оказывается явно недостаточно. Неизбежно возникает потребность привлечения внешних средств, причем на регулярной основе и в значительных объемах. А это уже требует подтверждения того, что работа компании организована в соответствии с современными управленческими принципами[2].
Эффективная система корпоративного управления позволяет не только наилучшим способом использовать возможности имеющихся акционеров и предоставленные ими ресурсы, но и привлекать новых. При равных производственных, финансовых и других базовых показателях компании с хорошей репутацией в области корпоративного управления стоят гораздо дороже. И этому, в частности, способствуют инвестиционные и консалтинговые компании, которые являются консультантами и агентами портфельных инвесторов. Они расценивают наличие у компании собственного кодекса как фактор, повышающий ее привлекательность.
Корпоративное управление - ключевой вопрос при создании эффективной рыночной экономики, основанной на верховенстве права. Злоупотребление корпоративной властью со стороны менеджеров, владельцев контрольных пакетов акций вредит как отечественным, так и зарубежным инвесторам. Низкое качество корпоративного управления на многих предприятиях страны негативно влияет на инвестиционный климат, сдерживает приток инвестиций, необходимых для последовательного экономического роста.
Страны, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, осознают, что соблюдение национальными компаниями общепринятых принципов корпоративного управления - один из решающих факторов в конкуренции за привлечение капиталов. Это и доверие инвесторов, и дешевые и стабильные источники финансирования.
Поэтому улучшения корпоративного управления сегодня требуют от компаний не только инвесторы и кредиторы, но и регулирующие органы разных стран. Они разрабатывают стандарты и нормы, рекомендуют добровольно принимать принципы, устанавливающие корпоративные отношения. Инвесторы должны быть уверены, что в странах, куда они инвестируют, компании действуют в интересах всех акционеров и дают возможность оперативно получать достаточную информацию о состоянии дел.
В настоящее время не существует единой модели эффективного управления, однако можно определить общие основополагающие его элементы, а именно принципы корпоративного управления ОЭСР (Organization of economical cooperation and development).
Принцип корпоративного управления - это документ, определяющий правила, по которым играют на финансовых рынках во всем мире и соблюдение которых является одной из необходимых условий привлечения инвестиций. Национальные принципы управления дают ответ на вопрос, как российским предприятиям преодолеть кризис доверия отечественных и иностранных инвесторов и как привлекать финансовые ресурсы, а также каким образом осуществлять надлежащий контроль за эффективным использованием мобилизованного капитала.
В документе содержатся универсальные принципы и рекомендации по эффективному управлению обществом. В первой части внимание сконцентрировано на таких важных вопросах, как сущность корпоративного управления и его важность, мировые тенденции развития, цель принципов корпоративного управления в России и сфера их действия, статус документа, механизмы реализации принципов и рекомендаций, изложенных в нем.
Вторая часть содержит принципы корпоративного управления - ключевые принципы, на которых должны развиваться корпоративные отношения в России, а также рекомендации по их применению на практике. Принципы сформулированы на основании общепринятых международных стандартов корпоративного управления и с учетом российских особенностей, которые охватывают всех участников корпоративных отношений и все основные компоненты корпоративного управления.
Механизмы реализации положений национальных принципов корпоративного управления обусловлены статусом документа: его главная особенность состоит в том, что он не является нормативным и не имеет обязательной силы. Принципы корпоративного управления имеют сугубо рекомендательный характер и рассчитаны на добровольное применение обществами. Главным стимулом для соблюдения принципов обществами является экономическая целесообразность и объективно существующие требования рынка по привлечению инвестиций.
1.2 Корпоративное управление в России
К ключевым особенностям корпоративного управления в нашей стране надо отнести высокую концентрацию собственности и лидирующую роль в управлении компаниями мажоритарных акционеров, к числу которых нередко принадлежит само государство.
Непоследовательность в развитии корпоративного управления в России, с точки зрения соответствия определенной модели, отметил И. В. Сурма: «Фактически вся история формирования нормативно-правовой базы России происходила по немецкой модели. А в последнее время корпоративная практика и акционирование активно развиваются по англосаксонской традиции».
Растущее количество IPO российских компаний, в том числе на зарубежных финансовых рынках, говорит о нацеленности компаний на фондовые рынки, что приближает Россию к моделям стран с распыленной собственностью. Но пока возможностями финансовых рынков пользуются только крупные компании, а многие участники в принципе избегают новых эмиссий из-за опасения руководства потерять корпоративный контроль. Как показывают независимые исследования, более высокий уровень развития практики корпоративного управления наблюдается именно в тех российских компаниях, которые провели IPO и/или имеют листинг на бирже.
Однако во многих случаях именно необходимость заимствований на внешних рынках и повышения инвестиционной привлекательности компании стала основной причиной создания и совершенствования системы корпоративного управления.
Организация работы совета директоров в российских компаниях также обнаруживает много сходства с одноуровневыми советами директоров британских или американских компаний: помимо внешних неисполнительных директоров в состав совета директоров входят представители менеджмента.