Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Мотивация персонала как фактор повышения эффективности труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 30901

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из табл. 3 можно видеть, что выручка отеля увеличилась в 2016 г. в сравнении с 2016 г. на 7 180 тыс. руб., что в процентном соотношении составляет +79%. Также увеличение выручки повлекло за собой увеличение расходов на 3 766 тыс. в 2015 году в сравнении с 2016 г. Чистая прибыль в 2017 г. составила 2 250 тыс., что на 2 151 тыс. руб. выше, чем годом ранее.

Численность персонала гостиницы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Численность персонала гостиницы

Категория персонала

2015 год

2016 год

2017 год

Темп роста 2016/

2015, %

Темп роста 2017/

2016, %

Рабочие

11

13

13

118,18

100,00

Специалисты

3

3

3

100,00

100,00

Руководители

2

2

2

100,00

100,00

Итого

16

18

18

112,50

100,00

По данным таблицы 2 видно, что за 2015-2016 гг. численность персонала возросла на 12,50 %. Рост численности происходил по рабочим. В 2017 г. численность персонала не менялась.

2.2. Анализ системы мотивации персонала

Основным методом мотивации труда, используемым в гостинице «Визит» является заработная плата.

Система оплаты труда на предприятии – повременно-премиальная. Динамика заработной платы работников гостиницы представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика среднемесячной оплаты труда персонала гостиницы

Категория персонала

Среднемесячная оплата труда, тыс.руб.

Темп роста, %

2015 год

2016 год

2017 год

2016/

2015, %

2017/

2016, %

1

2

3

4

5

6

Рабочие

41

43

44

104,88

102,33


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

Специалисты

50

51

53

102,00

103,92

Руководители

65

68

71

104,62

104,41

По данным таблицы 3 видно, что в 2017 г. среднемесячная заработная плата по всем категориям персонала возросла. Причем, наиболее существенно – по руководителям (на 4,41 %).

В целях выявления эффективности оплаты труда на предприятии проведено анкетирование работников (таблица 4).

Таблица 4

Исследование эффективности системы оплаты труда, %

Вопрос

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Устраивает ли Вас размер заработной платы?

40,00

60,00

Устраивает ли Вас действующая система оплаты туда?

20,00

80,00

Считаете ли Вы, что размер вашей заработной платы соответствует Вашему вкладу в результат деятельности предприятия?

20,00

80,00

Данные таблицы 4 свидетельствуют, что лишь 40 % работников удовлетворены размерами заработной платы. И только 20 % работников гостиницы устраивает действующая система оплаты труда, которая на их взгляд соответствует реальному вкладу в результат деятельности предприятия. Все же остальные работники считают, что действующая на предприятии система оплаты труда сдерживает рост их заработной платы: соответственно, размер заработной платы не соответствует вкладу работника в результат деятельности предприятия.

Система премирования в гостинице предусматривает лишь выплату 10 % к окладу при выполнении гостиницей плана по продажам. Размер премии фиксирован и не зависит ни от вклада конкретного работника в финансовый результат предприятия, ни от размера этого финансового результата.

В целях повышения трудовой активности и поддержания благоприятного психологического климата в гостинице «Визит» используются также следующие методы стимулирования труда:

  • оказывается материальная помощь работникам предприятия в связи с семейными обстоятельствами;
  • предоставляются подарки за счет средств предприятия по поводу дней рождения работников и в связи с государственными праздниками;
  • проводятся корпоративные праздники за счет средств предприятия;
  • организуются спортивно-оздоровительные мероприятия.

Проведем оценку системы нематериального стимулирования персонала в гостиницы.

Результаты оценки работниками условий труда на предприятии представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты анкетирования работников в целях выявления удовлетворенности условиями труда в гостинице «Визит» в 2017 г.

Вопрос

Положительный ответ, чел.

Отрицательный ответ, чел.

Удовлетворены ли Вы условиями труда на предприятии

14

80

Важны ли для Вас условия труда на предприятии

1

4

Считаете ли Вы, что условия труда на предприятии можно назвать благоприятными

13

71

По данным таблицы 5 видно, что полностью удовлетворены условиями труда в гостинице «Визит» лишь 40 % работников и только 46,67 % работников в 2017 г. считают, что на предприятии созданы благоприятные условия труда. В то же время, условия труда важны практически для всех работников предприятия.

В гостинице регулярно организуются разнообразные корпоративные праздники. Они, в свою очередь, выполняют следующие социальные функции: поддерживают традиции; укрепляют корпоративный дух; создают атмосферу взаимопонимания и доверия внутри коллектива; укрепляют неформальные связи в коллективе; формируют лояльность сотрудников; создают ощущение сопричастности к общей цели.

Каждый год организуется празднование следующих праздников: День Победы; Новый год; 8 Марта; 23 февраля;

Для детей сотрудников организовываются следующие мероприятия: детские новогодние праздники; детский оздоровительный отдых; конкурсы детского рисунка.

На планерках и совещаниях руководители проводят оценку работы различных групп и подразделений. При положительных результатах выражается благодарность группам и отдельным сотрудникам.

Рассмотрим методы мотивации труда, направленные на создание благоприятного социально-психологического климата на предприятии. Для этого в таблице 6 проведен анализ морального стимулирования, применяемого в гостинице «Визит».

Таблица 6

Данные по количеству работников, получивших моральное поощрение в гостинице «Визит» в 2015-2017 гг.

Наименование морального поощрения

2015 г., чел.

2016 г., чел.

2017 г., чел.

Темп роста, 2016/

2015, %

Темп роста 2017/

2016, %

Словесное поздравление сотрудника с Днем рождения с участием руководителя

13

13

13

100,00

100,00

Похвала руководителем сотрудника на коллективном собрании

4

4

5

100,00

125,00


Из таблицы 6 видно, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. количество человек, получивших моральное поощрение, незначительно увеличилось.

С целью оценки эффективности существующей системы моральной мотивации проведено анкетирование персонала гостиницы «Визит». В опросе принятии участие все сотрудники организации (18 чел.). Выявленные факторы представлены в таблице 7.

Основным моральным фактором, вызывающим недовольство и готовность сменить место работы является отсутствие справедливой оценки и признание результатов деятельности со стороны руководства (68,33%) и невнимательность и формальное отношение со стороны руководства (60%). 28,33 % опрошенных, в качестве таких факторов, указали на отсутствие положительных эмоциональных связей и взаимопонимания между сотрудниками.

Таблица 7

Факторы моральной мотивации, вызывающие недовольство сотрудников гостиницы «Визит» и готовность сменить место работы

Фактор

Да

Нет

Затрудняюсь
ответить

Отсутствие справедливой оценки и признания результатов деятельности со стороны руководства

68,33

31,67

-

Невнимание или формальное отношение со стороны руководства организации и подразделения к личным и профессиональным проблемам сотрудника

60,00

35,00

5,00

Отсутствие положительных эмоциональных связей и взаимопомощи между сотрудниками

28,33

66,67

5,00

Конфликты в коллективе, отсутствие взаимопонимания с коллегами

18,33

75,00

6,67

Авторитаризм руководства, управление без учета мнения сотрудников

15,00

78,33

6,67

Содержание деятельности, не вызывающее интереса

15,00

78,33

6,67

Таким образом, выявлен ряд факторов, которые влияют на снижение лояльности персонала по таким ключевым аспектам, как готовность продолжать деятельность в организации и преданность ее интересам. Очевидно, что многие из них связаны с ведущими ценностями организации и стилем руководства. Особо следует выделить такой фактор, как несправедливость отношения к сотруднику со стороны руководства, который, согласно результатам исследования, имеет ключевое значение в формировании нелояльности к организации. Именно нелояльность к организации вызывает текучесть кадров.


Выводы

ООО «Визит» - коммерческое предприятие, оказывающее услуги мини-гостиницы.

За 2017 г. гостиница получила чистую прибыль в размере 2 250 тыс., что на 2 151 тыс. руб. выше, чем годом ранее.

За 2017 г. численность персонала возросла на 12,50 % по сравнению с 2015 г. Рост численности происходил по рабочим.

Исследование мотивации труда в гостинице «Визит» выявило следующие проблемы:

1) увеличение заработной платы в гостинице отстает от роста инфляции, то есть реальные доходы работников гостиницы снижаются. Лишь 40 % работников удовлетворены размерами заработной платы. И только 20 % работников гостиницы устраивает действующая система оплаты труда, которая на их взгляд соответствует реальному вкладу в результат деятельности предприятия. Все же остальные работники считают, что действующая на предприятии система оплаты труда сдерживает рост их заработной платы: соответственно, размер заработной платы не соответствует вкладу работника в результат деятельности предприятия;

2) система премирования в гостинице предусматривает лишь выплату 10 % к окладу при выполнении гостиницей плана по продажам. Размер премии фиксирован и не зависит ни от вклада конкретного работника в финансовый результат предприятия, ни от размера этого финансового результата;

3) гостиница не проводит обучение работников;

4) полностью удовлетворены условиями труда в гостинице «Визит» лишь 40 % работников и только 46,67 % работников в 2017 г. считают, что на предприятии созданы благоприятные условия труда. В то же время, условия труда важны практически для всех работников предприятия.

Глава 3. Основные направления повышения мотивации труда в ООО «Визит»

По результатам проведенного анализа деятельности гостиницы «Визит» можно сделать вывод о том, что система мотивации, которая действует на данный момент времени не достаточно эффективна и необходима разработка новых методов стимулирования.

В связи с этим предлагаются следующие мероприятия:

1) Введение скидок на услуги гостиницы за выслугу лет. Критерием отбора будет являться непрерывный стаж работы конкретным работником на данном предприятии. Количество отработанных лет будет пропорционально определенному проценту скидки, которая будет распространяться на проживание в гостинице или заказ этим сотрудником и их близким родственникам на проведение различных торжеств в ресторане гостиницы, таких как дни рождения, юбилеи, свадьбы.