Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Мотивация персонала как фактор повышения эффективности труда).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 30928
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности труда
1.1. Роль и значение мотивации персонала
1.2. Методы мотивации персонала
Глава 2. Исследование мотивации персонала ООО «Визит»
2.1. Общая характеристика ООО «Визит»
2.2. Анализ системы мотивации персонала
Глава 3. Основные направления повышения мотивации труда в ООО «Визит»
Реализация мотивации труда персонала происходит через стимулирование. В отличие от мотивации, представляющей собой стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности, стимулирование труда представляет собой способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.
Существуют различные трактовки понятия «стимул». Согласно Б. Генкину, стимул — это побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный, коллективный) [25]. В этом случае стимул более узкое понятие, чем мотив, в основе которого может быть не только интерес, но и административное решение или личностная причина[26]. Некоторые исследователи разграничивают мотив и стимул по принципу побуждения: стимул - внешнее побуждение, мотив – внутреннее[27]. В психологии под стимулом понимается физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор). Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей раздражения, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступает то, что человек желал бы получить в результате определенных действий[28].
Различают четыре вида основных стимулов: принуждение, материальное и моральное поощрение, самоутверждение. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования, суть этого отличия состоит в том, что стимулирование является одним из методов мотивации. Концепция стимулирования основывается на применении стимулов, как внешних воздействий на человека для координации его деятельности (например, применение наказания, поощрения) [29].
Для эффективного стимулирования, рассматриваются три его функции: экономическая, социальная и психологическая, которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения[30].
Материальное стимулирование призвано играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования (социального), последнее содержит часть социальных стимулов[31].
Духовное стимулирование содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. Нематериальное стимулирование проявляется в том, что работник при оговоренных виде, объеме и качестве выполняемой работы может рассчитывать на получение тех или иных благ в невещественной форме, то есть не имеющей прямой денежной оценки[32].
В зависимости от основных групп потребностей различают стимулирование материальное, трудовое и статусное[33].
Материальное стимулирование — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации[34].
Трудовое стимулирование порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. В целом трудовое стимулирование связано, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника[35].
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Для наиболее квалифицированной части работников актуальной является задача по трудоустройству в организацию, имеющую высокий рейтинг как работодателя на конкретном отраслевом или региональном сегменте рынка труда[36].
По используемым способам различают стимулирование нормативное, принудительное и стимулирующее.
Нормативное стимулирование — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения.
Принудительное стимулирование основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирующая мотивация — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два вида стимулирования прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов[37].
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю (самомотивацию) и внешнюю.
Отметим, что А. Е. Боковня разделяет понятия внутренняя мотивация, самомотивация и мотивация. «Внутренняя мотивация – внутренние побуждения, формируемые на основе возникших потребностей и ведущие к их удовлетворению. Самомотивация – внутреннее побуждение к деятельности в силу наличия интереса к этой деятельности и получения удовлетворения от самой деятельности или от ее результата. Мотивация – целенаправленное создание системы внешних воздействий, призванных побуждать сотрудников организации к работе с высокой отдачей и, в идеале, формирующих самомотивацию этих сотрудников»[38].
На наш взгляд, такое утверждение недостаточно корректно. По нашему мнению, мотивация может быть только внутренней, так как мотив – это побуждение, обусловленное потребностями индивида. Мотиватором служит сама работа, признание, успех, ответственность, продвижение по службе. Внешние побуждения к труду, которые Ф. Герцберг назвал «гигиеническими факторами», необходимы для того, чтобы предотвратить демотивацию сотрудников[39].
Термин «самомотивирование» может иметь смысл, как некое усилие действия, необходимое для появления потребностей. Самомотивация является главным инструментом, побуждающим, организующим и упорядочивающим деятельность человека. Для того чтобы сотрудник сам хотел работать и стремился выполнять свои функции максимально эффективно, у него должен быть высокий уровень самомотивации к тому, что он делает. Самомотивация – это умение направлять себя на выполнение своей работы, на достижение поставленных целей, преодолевая любые препятствия на своем пути[40].
Демотивация может появиться на различных этапах работы с персоналом. Снижение мотивации может происходить в течение длительного времени, а может произойти в один момент. Каждый человек обстоятельства трактует по-своему. Один и тот же стимул может стать мотивирующим фактором для одних, и демотивирующим - для других. Чтобы ее преодолеть, необходимо знать причину[41]. Причинами демотивации могут быть: отсутствие чувства причастности к организации, отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства, расхождение между обещаниями и ожиданиями в момент принятия на работу и реальной ситуацией, недооценивание сотрудника, рутинная работа, игнорирование инициативности сотрудника, отсутствие карьерного роста, чрезмерный контроль, отсутствие обратной связи, недостаток необходимой для работы информации[42].
При внешней мотивации воздействие на субъект происходит извне, например, через оплату за работу, распоряжения, правила поведения[43].
По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому[44].
К основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы. Отрицательная мотивация — это, прежде всего, материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь «запретных зон», последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны[45].
Выводы
Мотивация персонала – это организованная система управления персоналом, целью которой является достижение наиболее полного удовлетворения собственных потребностей путем ведения трудовой деятельности. Мотивация – это элемент системы управления персоналом, включающий формирование субъектами управления мотивов деятельности персонала предприятия на основе учета потребностей с целью повышения эффективности деятельности.
Результатом внедрения системы мотивации персонала является не только эффективное стимулирование к труду и формирование новых механизмов мотивирования, но и возможность мониторинга показателей качества труда, которые позволяют оценить вклад каждого сотрудника, группы и подразделения в общий результат деятельности организации. В конечном итоге, эта возможность способствует осуществлению принципа постоянного улучшения – рациональное и адекватное стимулирование персонала, информирование о достижениях и создание необходимых условий труда ведут к росту показателей качества продукции. Именно качество труда является одним из главных показателей эффективной деятельности персонала организации, и основным критерием применения инструментов стимулирования и мотивации персонала.
Глава 2. Исследование мотивации персонала ООО «Визит»
2.1. Общая характеристика ООО «Визит»
Коммерческое предприятие «Визит» оказывает услуги по размещению.
Гостиница «Визит» расположена в пос. Райсеменовское, Серпуховском районе Московской обл.
К услугам гостей круглосуточная стойка регистрации, кафе, Wi-Fi.
На территории отеля «Визит» есть бесплатная парковка для автомобилей гостей.
В номерной фонд отеля «Визит» включены две категории номеров:
1. Стандарт. Номер включает в себя две одноместные, одна двухместная или три одноместные кровати, также ванная комната, ЖК телевизор и холодильник.
2. Престиж. Номер включает в себя одну двухместную кровать, прикроватные тумбочки, прикроватные коврики, журнальный стол, стул, платяной шкаф, диван, ванная комната, ЖК телевизор и холодильник.
Структура управления гостиницей «Визит» относится к линейно-функциональному типу, в этом можно убедиться, обратив внимание на рисунок 3.
Директор осуществляет общее управление предприятием, которое направлено на достижение главной цели организации – максимальная прибыль. В обязанности директора входит: заключение трудовых договоров с работниками предприятия, утверждение штатного расписания, совершение сделок от имени предприятия.
Рисунок 1. Структура управления гостиницы «Визит»
С финансовой стороны деятельность ведет бухгалтерия, координацию данного отдела осуществляет Главный бухгалтер.
Со стороны административного процесса гостиничных услуг деятельность ведет Реcепшен, координацию данного отдела осуществляет Администратор. Также Реcепшену подчинены следующие подразделения: служба безопасности, инженерный отдел, хозяйственный отдел.
Со стороны оказания услуг общественного питания, деятельность ведет кухня, координацию данного отдела осуществляет повар.
В мини-отеле «Визит» работают 14 постоянных сотрудников и 4 совместителя, с которыми заключены трудовые договоры.
В табл. 1 показаны основные финансовые результаты деятельности
мнни-отеля «Визит» за 2016-2017 гг.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности мини-отеля «Визит», 2016-2017 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
Значение, тыс.руб. |
Изменение за анализируемый |
||
2016 |
2017 |
тыс. руб. |
±% |
|
Выручка |
9078 |
16258 |
7180 |
+79% |
Расходы по обычной деятельности |
9969 |
13735 |
3766 |
+38% |
Прибыль (убыток) от продаж |
-891 |
2523 |
3414 |
+383% |
Чистая прибыль (убыток) |
99 |
2250 |
2151 |
+2170% |