Файл: Современные программы для управления информацией о гостинице в различных электронных каналах продаж.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Гостиничный бизнес – индустрия гостеприимства
1.3 Программы для гостиниц, отелей, баз отдыха. Программа для гостиницы
Глава 2. Особенности и информационные технологии при бронировании отеля
2.1 Деятельность службы бронирования отеля и её функции, цели и период процесса бронирования
2.2 Применение информационных технологий в совершенствовании процесса бронирования
2.3 Определение емкости и доли рынка (на примере отеля «Барселона»)
На сегодняшний день основная доля туристского потока в городе приходится на сегмент делового туризма, и составляет около 80—9070 прибывающих гостей. Меньшую часть, 10—2070 гостевого потока, составляю туристы, целью которых является познавательный туризм [26].
К сожалению, несмотря на то, что как центр бизнес активности Ульяновск организует форумы и выставки общероссийского значения интересные бизнес-сегменту, город не имеет единого событийного календаря, отражающего деловую активность в городе. Наличие такого календаря безусловно повысило бы эффективность деятельности гостиниц города.
Однако, согласно статистике проведения масштабных мероприятий в Ульяновске, участие в них принимают в основном гости из соседних городов, которые, чаще всего, не задерживаются в городе больше суток.
Положительная динамика в развитии гостиничного рынка города на сегодняшний день наблюдается на примере того, что гостевой поток значительно увеличивается за счет открытия в регионе многочисленных филиалов зарубежных и российских компаний различного профиля. Это подтверждает тот факт, что по версии РБК Ульяновск занимает 4 место в рейтинге наиболее привлекательных городов для ведения бизнеса 2017 года.
Среднегодовая загрузка гостиничных предприятий г. Ульяновск составляет 50—60%. Спады по загрузке отмечаются в летний и новогодний периоды и связаны с наименьшим количеством бизнес -туристов. Высокая загрузка характерна для зимне-весеннего и осеннего периодов, в сезон бизнес-активности [26].
Рис.2 Соотношение категорий гостиниц г. Ульяновска по данным Booking.com
По состоянию на 2018 год основная доля на рынке (см. рис. 2), 47%, заполнена гостиницами без звезд, 17 % занимают 3-звёздочные гостиничные предприятия, и только одна гостиница имеет 5-звёздную категорию.
В рамках работы было проведено исследование гостиниц г. Ульяновска от 100 до 250 номеров, позиционируемых на рынке как бизнес гостиницы или предоставляющие бизнес услуги. Их общий номерной фонд составляет 63 % доли всего рынка гостиничных услуг столицы города. Анализ проводился по следующим параметрам: реальная и позиционируемая звездность, рейтинг Booking.com, рейтинг Tripadvisor, открытая цена, принадлежность к гостиничной сети, расстояние до условного центра города
Таблица 2. Сравнительный анализ гостиниц бизнес-класса
Отель |
Звездность |
Рейтинг Booking |
Топ -20 Tripadvisor |
Номерной фонд |
Открытая цена на стандарт |
Локация (км) |
Венец |
3 |
9,3 |
1 |
315 |
2150 |
0,3 |
Октябрьская |
3 |
9,1 |
4 |
54 |
1500 |
0,7 |
Симбирск |
4 |
9,2 |
6 |
13 |
2100 |
0,6 |
Hilton Garden Inn |
4 |
9,6 |
10 |
176 |
3145 |
0,5 |
Барселона |
4 |
9,3 |
7 |
59 |
3790 |
0,8 |
Рандеву |
3 |
9,4 |
8 |
34 |
2450 |
2,3 |
Как видно из таблицы 2 только 47 % бизнес-гостиниц прошли официальную классификацию. Также было выявлено, что в реалиях города, большее значение для гостей имеют инфраструктура и расположенные вблизи объектов бизнес-активности, которые могут быть использованы гостиницей, как конкурентное преимущество, а также создать поле для дополнительных услуг других гостиниц, например, предоставление трансфера до значимых мест. Согласно показателю, высокий уровень конкуренции отмечается среди гостиниц бизнес класса трех и четырех звезд.
По результатам рейтинга Booking.com и рейтинга Tripadvisor, лидером на рынке является -звездочный гостиничный комплекс «Hilton Garden Inn» [14]. Второе место в рейтинге занимает отель «Рандеву», а вот отель «Барселона» делит третье место с гостиницей «Венец».
Далее конкурентный анализ предприятий включал сравнение по таким параметрам, как: количество конференц-залов (от 2-х), максимальная вместимость, цена за 4 часа аренды, месторасположение по отношению к важным объектам города, дополнительные бизнес-услуги.
Таким образом, основную часть спроса гостиничных услуг г. Ульяновска составляет бизнес сегмент, представители которого посещают город с целью командировок, участия в конгрессах, встречах, форумах, выставках, спортивных мероприятий регионального, общероссийского и международного значения [6].
Конкурентный анализ рынка гостиниц бизнес-сегмента г. Ульяновска показал, что после саммитов ШОС и БРИКС на рынке избыточное предложение, при этом большинство гостиниц применяют схожие инструменты маркетинговых коммуникаций и предлагают гостям идентичные услуги, в связи с чем наблюдается высокая конкуренция. Поэтому предприятия гостеприимства для укрепления и сохранения конкурентоспособности вынуждены искать новые эффективные решения в рамках маркетинговой политики: использование инструментов вирусного маркетинга [6], открытие SPA-комплексов, кросс-маркетинг с предприятиями сферы услуг (театры, свадебные и цветочные салоны), прохождение сертификации на соответствие номерного фонда и сервиса стандартам China Friendly и Halal Friendly
Глава 3 Теоретические подходы к определению понятия «интернет-маркетинг» и применение его инструментария в позиционировании, продвижении и реализации гостиничного продукта в сети Интернет
В сфере гостиничного бизнеса существуют некоторые отличия, которые не характерны для других видов предпринимательской деятельности, поэтому маркетинг гостиничного продукта имеет ряд особенностей, особенно в части его продвижения и реализации в интерактивной среде. Анализу теоретических подходов к определению понятия «интернет-маркетинг» посвящена данная статья.
Маркетингу в индустрии туризма и гостеприимства посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Особое место среди них занимают работы известного маркетолога – Филиппа Котлера. Котлер Ф. в своей известной книге «Маркетинг. Гостеприимство и туризм» пишет [7, с. 8], что в гостиничном бизнесе маркетинг часто отождествляют с продажей гостиничных услуг, и это неудивительно. Деятельность отдела продаж у всех на виду. Менеджеры этого подразделения предлагают потенциальным клиентам услуги, устраивают для них ознакомительные поездки и развлекают их в ресторанах, барах и других местах. Поэтому маркетинговые функции этого отдела у всех на виду, в то время как аналогичные функции других отделов осуществляются за закрытыми дверями [8].
Первостепенное значение в гостиничном деле в настоящее время приобретает продвижение и реализация гостиничного продукта в интерактивной среде, посредством инструментария интерактивного маркетинга. Ф. Котлер пишет, что интерактивный маркетинг – форма прямого маркетинга, осуществляемая с помощью интерактивных маркетинговых служб, которые предоставляют услуги в оперативном режиме. Для этого используются системы, обеспечивающие двухстороннюю электронную связь между продавцом и покупателем» [6, с. 943].
Папроцкий Е.А. [24] считает, что интерактивный маркетинг – комплекс интерактивных маркетинговых коммуникаций, который включает: маркетинговые исследования в интернет-среде, рекламу прямого отклика, рекламные средства интернет коммуникаций, телемаркетинг, ориентированный на удовлетворение потребностей потребителей и осуществляющийся с помощью средств интернет-маркетинга и коммерческих интерактивных служб.
Интернет-маркетинг, интерактивный маркетинг, онлайн-маркетинг, электронный маркетинг – для одних авторов это схожие понятия, для других – имеющие свои различия, являющиеся частью прямого маркетинга. Считаем необходимым представить различные точки зрения на определение понятия интернет-маркетинг.
Интернет-маркетингу в гостиничном бизнесе в настоящее время посвящены не только научные исследования, но и многочисленные учебные пособия, разработанные практиками. Особое внимание в сфере Интернет-маркетинга привлекают многочисленные вебинары и бизнес мастер-классы на которых можно получить ответы на вопросы, которые постоянно возникают в гостиничном бизнесе.
Интернет-маркетинг в отличие от традиционного имеет ряд особенностей. В первую очередь маркетинг в Интернете обладает высокой степенью персонализации. Если традиционный маркетинг направлен на массового потребителя, то в Интернете учитывается мнение каждого (в определенной мере) и с каждым происходит взаимодействие. Другими словами, продвижение в Интернете направлено на завоевание одиночных клиентов [8]. Во-вторых, интернет-маркетинг интерактивен: клиенты активно вовлекаются во многие бизнес-процессы. Сюда можно отнести участие в опросах, формирование репутации фирмы, привлечение новых клиентов и тому подобное. Интернет-маркетинг отличает огромное количество информации, недоступной в офлайне. К примеру, в Интернете можно с высокой долей точности оценить эффективность рекламы по продвижению гостиничного продукта, количество посетителей, интересы, которые привели их на сайт, получить обширную обратную связь, успешно проводить конкурентную разведку и прочее [8].
Алексеев И.В. [15] предлагает ввести в научный оборот следующую трактовку понятия интернет-маркетинга. Интернет-маркетинг – это раздел маркетинга, направленный на изучение принципов взаимодействия экономических субъектов в сети Интер-нет с целью разработки универсальных систем для извлечения прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества. Под универсальными системами мы понимаем комплекс инструментов продвижения, который может быть задействован предприятиями при решении бизнес-задач в среде интернет. Задача маркетинга – быть там, где есть аудитория. Векшинский А.А. [2] под термином «интернет-маркетинг» понимает теорию и методологию организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета. Интернет по его мнению обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей. Вместе с основательными научными трактовками понятия интернет-маркетинга можно выделить и авторов, которые наряду с этим определяют и его виды в практико-ориентированном «приземлённом» контексте.
Мы соглашаемся с Китаевой Е.О. [5], которая считает, что к сожалению интернет-маркетинг часто рассматривается как продвижение каких-либо товаров и услуг в Интернете, рекламу во Всемирной сети, баннерную рекламу. Но это не так, полагает автор: «Основные виды этого мар-кетинга охватывают: интернет-рекламу (контекстную и медийную); поисковый маркетинг, в частности SEO (поисковую оптимизацию сайтов); SMO (маркетинг в социальных медиа); прямой маркетинг, e-mailмаркетинг; вирусный маркетинг; маркетинг Веб-сайта. Все выше перечисленные элементы Интернет-маркетинга и по нашему мнению являются ведущими в позиционировании, продвижении и реализации гостиничного продукта».
Вирин Ф.Ю. так же считает, что интернет-маркетинг (англ. internetmarketing) представляет собой практическое использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающих основные элементы маркетинг-микса: цена, продукт, место продаж и продвижение [3]. Миннивалеев Ф. М., дополняя вышеназванных авторов пишет, что интернет-маркетинг включает в себя такие элементы системы, как: медийная реклама; контекстная реклама; поисковый маркетинг в целом и SEO в частности; SMO и SMM; прямой маркетинг с использованием e-mail, RSS и т.п.; вирусный маркетинг; партизанский маркетинг [9]. Интернет-маркетинг в гостиничном бизнесе в настоящее время имеет первостепенное значение. Данилина М. В. и Дейнекин Т. В. полагают, что комплексное и системное использование в гостеприимстве инструментов интернет-маркетинга позволяет увеличить продажи гостиничного продукта путём оптимизации затрат на рекламу через привлечение целевой аудитории на сайт гостиницы. Немаловажное значение имеет так же повышение лояльности у существующих клиентов, а также выбор каналов распространения информации с учетом особенностей целевой аудитории. Однако первостепенное значение для любой гостиницы имеет интернет-продвижение включающее: поисковую оптимизацию и контекстную рекламу; баннерную рекламу, SMM-маркетинг и т.д. [4]. Задачи, которые решаются посредством инструментария интернет-маркетинга [11]:
- увеличение продаж за счет синергетического эффекта;
- оптимизация рекламных затрат на привлечение клиентов;
- рост осведомленности о товарах и услугах компании;
- привлечение целевой аудитории на сайт компании;
- повышение лояльности у существующих клиентов;
- рекламно-информационная поддержка выхода новых продуктов на рынок;
- выбор каналов распространения информации с учетом особенностей целевой аудитории.