Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Понятие средства рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Развитие в России рыночных отношений и конкуренции по-новому ставит вопрос о месте и роли рекламы в жизни нашего общества. Отсутствие в течение длительного времени специального правового регулирования рекламной деятельности во многом способствовало появлению большого количества недостоверной, ненадлежащей рекламы, причинившей немало вреда потребителям. Это послужило толчком для формирования в России законодательства о рекламе. Все субъекты рекламного рынка несут гражданскую и административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

В работе использовались работы таких авторов как Копытин Д.А., Городов О.А., Потапенко А.А., Шарков Ф.И. и др.

Предмет исследования – реклама. Объект исследования – законодательство о рекламе. Цель данной работы – изучить ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1. Определить понятие средства рекламы

2. Изучить рекламное законодательство в России

3. Рассмотреть виды государственного регулирования рекламной деятельности

4. Проанализировать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

5. Охарактеризовать постановления Иркутского УФАС России относительно рекламы в Братске.

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Государственное регулирование рекламной деятельности

1.1 Понятие средства рекламы

Эффективная реклама в течение длительного времени может поддерживать интерес покупателей к продукции. Конкретные цели рекламы: рост спроса на товары (услуги); популяризация бренда; повышение узнаваемости товара или торговой марки; увеличение каналов сбыта продукции[17,с.115].

Сегодня реклама решает следующие задачи:

- информационная (формирование осведомленности о товаре, мероприятии или компании);

- убеждающая (формирование предпочтения у потребителей в конкретном товаре, поощрения факта покупки);


- напоминающая (поддержка осведомленности, помощь в удержании в памяти покупателей информации о товаре в промежутках между покупками, напоминание о месте покупки);

- позиционирования (перепозиционирование товара или компании, укрепление репутации компании или товара в глазах потребителей)[13,с.57].

Объектами рекламы могут быть товары, услуги, работы, мероприятия, компании, личности и т.д. Достаточно много современных рекламных продуктов выполняются со вкусом и мастерством и в итоге появляются изящные художественные произведения[8,с.103].

Поэтому диапазон воздействия рекламной информации распространяется практически на все основные формы жизнедеятельности человека, что позволяет говорить о некоем феномене рекламы, порожденным современным обществом и ставшем его непременным атрибутом.

Основные функции рекламы тесно переплетаются с ее задачами: информационная – создание знания у потребителей о предприятии, продукции, ее характеристиках и особенностях; психологическая – побуждение и развитие потребностей посредством влияния на чувства и эмоции потребителей; стимулирующая – напоминание и побуждение к покупке. Понятие и структура рекламных средств Выделяют огромное количество видов рекламы, а также средств ее распространения. Последние классифицируются по ряду признаков: назначение, способ распространения информации, размеры, направление коммуникации и т.д[10,с.62].

Под средством рекламы понимается способ представления рекламы с применением какого-нибудь носителя с целью передачи информации в конкретной форме и виде. Средство рекламы – это способ выражения рекламного сообщения в рекламоносителе. Оно определяет, посредством каких способов будет оказываться влияние на потребителей для передачи ему рекламного сообщения. Также средство рекламы – это совокупность рекламных носителей одного типа. Рекламное средство состоит из двух компонентов: рекламное сообщение и технический носитель рекламного сообщения[12,с. 127].

Рекламное сообщение включает в себя: текст (символы, шрифт, кегль и пр.); изображение (фотографии, рисунки, киносюжет); голос (мелодия, громкость звука, тембр, шоу-эффекты).

Носителями рекламы могут быть: газета; журнал; телеканал; радиоканал; билборд; сувениры и пр. Рекламные средства могут быть одновременно и носителями рекламы, но рекламный носитель не может быть средством распространения рекламы. Рекламный щит на улице является носителем рекламных объявлений выразительных средств, составляющих основной элемент рекламного средства, а рекламный щит – это носитель рекламного плаката и рекламное средство в одном[16,с.52].


Структура рекламного средства:

- рекламные элементы средства (цвет, шрифт, звук, рисунок, шоу-эффекты, объемные изображения, запахи и др.);

- нерекламные элементы - материал и технический носитель рекламных элементов (щит, монитор, объемная конструкция, здание, в веска, манекен, транспортное средство, журнал, человек и т.д.).

Совокупность используемых рекламных средств – это ассортиментный набор. Под широтой ассортимента понимают количество различных типов средств рекламы. Глубина ассортимента – это количество видов исполнения рекламы в каждом виде рекламного средства. В печатной рекламе глубина ассортимента – это листовки, газеты, каталоги, буклеты и пр.[9,с.241].

Виды средств распространения рекламы. Выделяют разнообразные средства распространения рекламы: реклама в прессе; печатная реклама; телереклама; наружная реклама; реклама на транспорте; интернет-реклама. Реклама в прессе считается наиболее распространенным средством. На нее приходится 40-60% всех рекламных расходов, что говорит о доступности данной рекламы для широкой массы читателей. Реклама в прессе характеризуется периодичность публикаций и распространением за определенную плату. Реклама в прессе размещается в виде статей и объявлений[11,с.92].

Последние носят коммерческий характер. А статьи обычно содержат скрытую рекламу и часто более эффективны, чем обычная реклама продукта или услуги. Как и телевидение, печатная реклама занимает особое место среди средств в арсенале рекламодателей. Печатная реклама доступна читателям в любое время суток. Если она заинтересовала потребителя, он может снова к ней обратиться при необходимости. Такое средство рекламы рассчитано на визуальное восприятие[14,с.117].

Виды печатной рекламы: плакат (имеет большой формат от 0,25 до 2 листов формата А, содержит иллюстрацию, фото и краткий информативный текст обязательно с заголовком); проспект (справочное рекламное издание с перечнем товаров для продажи); каталог (систематический перечень товаров, услуг или описание одного предмета для продажи); буклет (лист, сложенный параллельным сгибанием в несколько страниц); упаковка (средство сохранения товара, выполняющее рекламную функцию).

Телереклама обладает самым главным преимуществом по сравнению с другими средствами – это широкий охват аудитории. Для телерекламы используются слайды, кино и видеоролики. Следующим по охвату считается радиореклама. Рекламные объявления, размещенные в различных радиопередачах, покрывают значительный процент целевой аудитории, независимо от ее месторасположения. Наружная реклама – это графическая, текстовая информация о товаре или услуге, которая размещается на специальных временных или стационарных конструкциях[9,с.259].


Такие конструкции располагаются на открытой местности, вдоль трасс и дорог, над проезжей часть, на фасадах зданий и т.д. Частью наружной рекламы, а иногда и самостоятельным средством распространения рекламы, является транспортная реклама. Это размещение рекламных материалов на боратах транспортных средств и внутри них (метро, автобусы, трамваи, троллейбусы). В современных условиях популярной рекламой является реклама в интернете. Она является эффективной в силу того, что с каждым днем число пользователей глобальной сети увеличивается в разы[12,с161].

Распространенными видами интернет-рекламы являются: контекстная; баннерная; таргетированная. Ключевой момент в размещении рекламы – это получение максимального внимания, интереса у получателей информации.

Таким образом, реклама является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций. Она занимает одно из ведущих место в системе продвижения продукции, услуги или бренда.

Под рекламой понимается заранее оплаченная информация о товаре, услуге или торговой марке. Главная цель рекламы заключается в повышении прибыли компании за счет роста спроса на продвигаемые товары и услуги.

1.2 Рекламное законодательство в России

Рекламное законодательство (или законодательство о рекламе) – это совокупность различных нормативно-правовых актов, являющихся источниками права и содержащих в себе правовые нормы, которые регулируют порядок установления и реализации отношения в рекламной сфере [15,с.147].

Фундаментальной основой рекламного законодательства в нашей стране выступает совокупность норм (нормативный массив) и иных средств частного права, призванных регулировать рекламный оборот. На практике рекламное законодательство включает в себя не только непосредственно сами законы, но и подзаконные нормативно-правовые акты, постановления и иные документы, имеющие юридическую силу и принимаемые уполномоченными на то органами государственной власти[17,с.162].

Его основной целью считается регламентирования рекламной деятельности на территории страны, то есть на национальном уровне. Основными характеристиками рекламного законодательства выступают: предмет его регулирования; сфера его действия.

Предметом регулирования рекламного законодательства выступают общественные отношения, связанные с рекламной деятельностью. Под рекламной деятельностью, в свою очередь, понимаются процессы и отношения, возникающие в ходе производства, размещения и распространение рекламы на рынках товаров, работ и услуг. Сфера действия рекламного законодательства в РФ определяется границами его применения[8,с.144].


Действующее в России законодательство о рекламе применимо к отношениям в рекламной среде, независимо от места производства рекламы в том случае, если ее распространение осуществляется на территории нашей страны.

Таким образом, в российское рекламное законодательство регламентирует все рекламные отношения, осуществляемые в пределах государства даже в том случае, если создана реклама была за пределами страны.

Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности в России Основные документы, на государственном уровне прямо или косвенно регламентирующие рекламную деятельность в Российской Федерации в общем виде представлены на рисунке 1[10,с.79].

Рисунок 1. Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности.

Согласно действующим на территории Российской Федерации нормам права рекламное законодательство следует относить к федеральному ведению. Соответственно к нему не могут быть отнесены нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления[8,с.103].. Исключение в данном случае составляют лишь те нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы рекламной деятельности на региональном и местном уровнях. В частности, это касается, размещения наружной рекламы[11,с.72].

Так или иначе, нормативно-правовые акты, формирующие рекламное законодательство, относятся к сфере рекламного права и выполняют определенные функции. К подобного рода функциям относятся: охранительная функция; регулятивная функция; организационная функция; воспитательная функция. Каждая из них имеет свои особенности[14,с.116].

Охранительная функция сводится к предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы, а также защите участников рекламного рынка от недобросовестной конкуренции. Регулятивная функция опирается на регулирование и упорядочивание отношений в рекламной среде. Организационная и воспитательная функции свое отражение находят в создании условий, способствующих эффективному решению социальных, экономических и общественно политических задач при помощи рекламы.

Федеральный закон «О рекламе»[2] как основа рекламного законодательства Российской Федерации Основополагающая роль в рекламном законодательстве Российской Федерации отводит соответствующему федеральному закону «О рекламе». Будучи принятым в 1995 году данный документ неоднократно пересматривался, на регулярной основе в него вносятся соответствующие поправки. Регулируя сферу рекламной деятельности, его действие не распространяется на рекламу политического характера, а также объявления физических лиц, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности[13,с.146].