Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Понятие средства рекламы).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственное регулирование рекламной деятельности
1.2 Рекламное законодательство в России
1.3 Виды государственного регулирования рекламной деятельности
2. Практика применения ответственности за нарушения законодательства о рекламе
2.1 Нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
2.2 Постановления Иркутского УФАС России относительно рекламы в Братске
В федеральном законе «О рекламе» свое отражение находят нормы права, регламентирующие само понятие рекламы и деятельности, с ней связанной, определяющие субъектов рекламных отношений, их права и обязанности, устанавливающие требования, предъявляемые к рекламе, и запреты с ней связанные и др. Как известно, регулирование рекламной деятельности осуществляется на трех уровнях – государственном уровне, уровне общественных объединений и организаций, а также локальном уровне самих участников рекламного рынка (саморегулирование)[15,с.123].
Так вот, основой всех трех уровней регламентирования рекламы как раз и выступает выше описанный закон. Не зря его считают основным (но не единственным!) нормативно-правовым актом в сфере рекламного законодательства.
Прочие нормативно-правовые акты, регламентирующие рекламную деятельность. Помимо закона «О рекламе» деятельность субъектов рекламного рынка регламентируется иными нормативно-правовыми актами. Это и Конституция[1], и Гражданский кодекс[6], и закон «О защите прав потребителей»[3], и закон «О защите конкуренции»[4], Госстандарт о правилах размещения наружной рекламы, Постановление о Федеральной антимонопольной службе[5], КоАП[7] и многое другое.
Подобного рода документы в части, регулирующей те или иные стороны рекламной деятельности, либо опираются на закон «О рекламе», либо, как минимум, не противоречат ему. Отдельные документы, такие, например, как Гражданский кодекс, определяют правоотношения между участниками рекламного процесса. Другие регламентируют порядок и правила размещения рекламы. Третьи и вовсе описывают сферу контроля над деятельностью участников рынка рекламы[16,с.91].
Таким образом, так или иначе, все эти нормативно-правовые акты дополняют общую сферу законодательства о рекламе. Со временем их положения пересматриваются, в некоторые из них вносятся необходимые коррективы. Однако их соблюдение также является обязательным для участников рекламного процесса.
1.3 Виды государственного регулирования рекламной деятельности
Государственное регулирование рекламной деятельности – это наивысший уровень регламентирования деятельности участников рекламного процесса, осуществляемый силами государственной власти. Сама по себе рекламная деятельность представляет деятельность, связанную с проектированием, производством и последующим распространением рекламной информации с целью привлечения внимания потребительской аудитории к товарам и услугам фирмы[9,с.244].
На практике она реализуется усилиями рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, которые в некоторых случаях могут быть представлены одни лицом. Получателями рекламных сообщений выступают потенциальные потребители, интересы которых кто-то должен защищать. Именно защита потребительских интересов от распространения заведомо недостоверной или ложной рекламной информации является основной целью регламентирования рекламной деятельности. Сам по себе этот процесс довольно непрост, участие в нем принимают как сами участники рекламной деятельности, так и общественные организации и государство.
Государственное регламентирование рекламной деятельности служит основой всей системы контроля рекламного рынка страны. Оно же обладает наивысшим уровнем ответственности и обязательности – нормы закона обязательны для исполнения всеми участниками рекламного процесса. В основе государственного регулирования рекламной деятельности лежит формирование нормативно-правовой (законодательной) базы осуществления рекламной деятельности и построение системы органов исполнительной власти, контролирующих этот процесс[12,с.169].
К числу основных объектов государственного регулирования рекламной деятельности относятся:
- рекламная деятельность как таковая;
- реклама, предназначенная для детей;
- сравнительная реклама и реклама, вводящая в заблуждение;
- реклама товаров, которые представляют потенциальную опасность для потребителей;
- правовая защита товарных знаков и иных форм интеллектуальной собственности;
- охрана авторских прав на рекламные решения и идеи;
- использование необоснованных утверждений и пр. [15,с.141].
На практике, суть государственного регламентирования рекламной деятельности может быть сведена к следующему утверждению: минимизация вмешательства в рекламную деятельность со стороны государства, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы алкоголя и табачной продукции, а также ограничения по распространению рекламы, направленной на детей и проводимую с их участием[17,с.119].
Таким образом, государство не стремиться контролировать рынок рекламы или его участников, оно лишь очерчивает грани, которые нельзя переходить.
Показательно, что законы о рекламе как самостоятельные нормативно-правовые акты приняты лишь в двух странах мира, одной из которых является Россия (вторая страна – Франция)[14,с.135].
В частности, данный документ регулирует права и обязанности сторон рекламных отношений, формирующихся между участниками рекламного процесса в ходе производства, размещения и распространения рекламных сообщений на рынках товаров, услуг и работ.
Данный закон не затрагивает и не регламентирует сферу политической рекламы, я также объявления частных лиц, которые не связаны с ведением ими предпринимательской деятельности. Виды государственного регулирования рекламной деятельности Государственное регулирование рекламной деятельности подразделяется на два типа. В общем виде они представлены на рисунке 2[8,с.191].
Рисунок 2. Типология госрегулирования рекламной деятельности.
Государственное регламентирование рекламной деятельности основано на установлении нормативно-правовыми актами соответствующих компетентных государственных органов правил, по которым должна осуществляться рекламная деятельности, и ответственности за их нарушение[13,с.142].
В основе нормативного госрегулирования рекламы лежит разработка и принятие соответствующего законодательства, соблюдать которое обязаны все участники рекламного процесса. Основным его практическим инструментом выступает выше упомянутый закон «О рекламе».
В основе государственного регулирования рекламной деятельности организационного типа лежит деятельность компетентных органов государственной (преимущественно исполнительной) власти, связанная с осуществлением контролем за соблюдением участниками рекламного процесса норм и правил действующего в этой области законодательства[17,с.204].
Одним из таких органов выступает Федеральная антимонопольная служба (сокращенно – ФАС), к полномочиям которой относится ведение контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Основными функциями ФАС в сфере контроля рекламной деятельности выступают: предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы; направление субъектам рекламной деятельности предписания об осуществлении контррекламы и о прекращении нарушений действующего в сфере рекламы законодательства; предъявление судебных исков в связи с нарушением закона и пр.[16,с.105].
Организационный государственный контроль над рекламной деятельностью может осуществляться на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном. Так, например, на территории города Москва существует собственный Комитет рекламы, информации и оформления города[11,с.114].
К числу его полномочий относится анализ состояния и потребностей рекламного рынка, формирование единого городского рекламно-информационного пространства, ведение городского реестра рекламы, разработка нормативных актов по регулированию деятельности в области наружной рекламы, представление на утверждение тарифов за использования рекламного пространства города, осуществление контроля за состоянием средств рекламы, а также соблюдением правил ее размещения и т. п.
Регулирование рекламной деятельности – это процесс регламентирования деятельности участников рекламного процесса, осуществляемый на макро-, мезо- и микроуровнях. Для понимания общего порядка регулирования рекламной деятельности необходимо, прежде всего, определить, что же следует понимать под этой самой «рекламной деятельностью»[15,с.161].
В общем смысле под рекламной деятельностью следует понимать процессы производства, размещения и распространения рекламы. Основными участниками (субъектами) рекламной деятельности выступают: рекламодатели (заказчики рекламы); рекламопроизводители (лица, создающие рекламу и придающие ей форму); рекламораспространители (лица, обеспечивающие доведение рекламного сообщения до рекламной аудитории). В рекламной деятельности участие могут принимать фирмы, заказывающие и оплачивающие рекламу, рекламные агентства, типографии, средства массовой информации и т.п. Все они, так или иначе, вступают в отношения друг с другом. Порядок регламентирования этих отношений как раз и лежит в основе регулирования рынка рекламы[13,с.145].
Регулирование рекламной деятельности начинается с государственного регламентирования, основанного на установлении норм выстраивания договорных отношений между субъектами рекламной деятельности и правил представления самой рекламы. Определяющая роль в данном процессе отводится закону «О рекламе».
Однако это не единственный документ, имеющий отношение к рекламной деятельности. Рассмотрим иных нормативно-правовые акты. Прочие нормативно-правовые акты (кроме закона «О рекламе»), регулирующие те или иные аспекты рекламной деятельности. В основе регламентирования и регулирования деятельности субъектов рекламного рынка лежит обширная нормативно-правовая база. Наименования основных законодательных актов, имеющих прямое либо косвенное отношение к регулированию рекламной деятельности за исключением основного документа (федерального закона «О рекламе») в общем виде представлены на рисунке 3[9,с.254].
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Рисунок 3. Нормативно-правовая база регламентирования отношений в сфере рекламы.
Каждый из представленных на рисунке 3 нормативно-правовых актов привносит свою лепту в формирование рекламного законодательства в Российской Федерации.
Одни из них напрямую связаны с производством, размещением и распространением рекламной информации, другие принимают лишь косвенное участие в регламентировании отношений в сфере рекламы[12,с.173]. Так или иначе, все они действуют на территории нашей страны, а их положения являются обязательными для соблюдения участниками рекламного процесса[8,с.195].
Гражданский кодекс РФ регламентирует нормы гражданских правоотношений участников рынка рекламы[13,с.123]. Его нормы определяют следующие положения, необходимые для рекламного процесса:
- об объектах гражданских правоотношений (к примеру, рекламных услугах и работах, рекламных информационных ресурсах и пр.);
- о сделках и обязательствах (включая рекламные договора);
- о правах имущественного порядка и неимущественных правах (например, правах собственности и авторства соответственно);
- о коммерческих организациях и физических лицах (например, выступающих в роли рекламных агентств и агентов);
- об общественных объединениях (например, ассоциациях и союзах рекламных агентств)[14,с.132].
Помимо гражданского кодекса существует целый ряд законов, устанавливающих правовой режим для осуществления рекламной деятельности. В частности, к таким законам относятся закон «О коммерческой тайне», «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др. Все они приняты на федеральном уровне.
К числу нормативно-правовых актов, которые обеспечивают государственное регулирование рекламной деятельности как одной из разновидностей предпринимательства, относятся закон «О защите конкуренции» и «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основы правовой базы регулирования налоговых отношений в сфере рекламной деятельности определяются положениями Налогового кодекса Российской Федерации и соответствующими к ним разъяснениями[16,с.109].
Отдельные разъяснения по вопросам регламентирования отношений в сфере рекламы можно найти в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делам, которые непосредственно связаны с рекламной деятельностью и т.д. Правовые основы контроля рекламной деятельности, заложенные в законодательных актах, имеющих отношение к рекламной деятельности Постановление о федеральной антимонопольной службе (ФАС) определяет ее функции в части обеспечения контроля и ведения надзора за соблюдением действующего в сфере рекламы законодательства[11.с.77].
Согласно данному документу служба имеет все необходимые полномочия для принятия соответствующих нормативно-правовых актов, включая приказы, определения и постановления в пределах своей компетенции в случаях, которые предусмотрены действующим рекламным законодательством[15,с.163].
Помимо прочего, в этих же случаях Федеральная антимонопольная служба занимается выдачей предписаний, обязательных для исполнения организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), органами исполнительной власти и местного самоуправления. В целях осуществления контроля над соблюдением СМИ российского законодательства о рекламе между двумя федеральными службами (Антимонопольной службой и Росохранкультурой) заключено специальное Соглашение об информационном взаимодействии[17,с.146].