Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Понятие средства рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно этому документу стороны обязаны обеспечить оперативный регулярный обмен информацией о вопросах, касающихся соблюдения действующего на территории Российской Федерации рекламного законодательства, а также осуществлять взаимные консультации и обмен документами, справочными и иными материалами, которые необходимы для проведения соответствующих контрольных мероприятий[10,с.56].

Таким образом, совместно и каждая по отдельности эти службы планируют и организуют мероприятия, связанные с проверкой сообщений и материалов, распространяемых в СМИ. Отдельные сферы распространения рекламы подлежат контролю со стороны иных органов и служб. Например, порядок размещения наружной рекламы, определяется соответствующим Госстандартом № 52044-2003

2. Практика применения ответственности за нарушения законодательства о рекламе

2.1 Нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

ФЗ «О рекламе» (№ 38-ФЗ) впервые опубликован в марте 2006 года. Задача этого нормативного документа – защита прав потребителя, обеспечение добросовестной конкуренции, ограничение несовершеннолетних от неподобающего возрасту влияния, которое реклама может в себе нести. Действие документа имеет ограничения[9,с.202].

Например, он не распространяется на политические, государственные, нерекламные материалы, в том числе объявления граждан и юридических лиц, не связанные с рекламной деятельностью. Действие закона неприменимо к информации и изображениям, используемым на упаковке конкретного товара, а также на упоминания в произведениях искусства и науки.

Для последнего случая есть оговорка – упоминание должно быть включено в художественные или научные источники органично, т.е. соответствовать контексту. В остальных случаях положения распространяются на всех, вне зависимости от отрасли, производителя товара или заказчика рекламы. Важно, что правила должны соблюдать не только владельцы или изготовители товара, но и те, кто оказывает услуги или выполняет работы.


Ответственность за нарушение несет вся цепочка людей и компаний, причастных к незаконной рекламе – рекламодатель (заказчик), изготовитель (например, маркетинговое агентство или типография) и распространитель (печатное издание, СМИ, торговая точка и т.д.)[12,с.131].

Статистика неутешительна: за 2018 год Федеральная антимонопольная служба рассмотрела 15312 заявлений о нарушениях, возбудила 4034 дела, по которым вынесли 1477 постановлений с общей суммой штрафов 78 710 300 рублей (рис.4)[19].

Рисунок 4. Статистика нарушений за 2018 год (в процентах, данные ФАС)

Штрафы за нарушение высоки, а сотрудники ФАС весьма избирательны. Именно поэтому ведомству пока удается выигрывать большинство дел в отношении предпринимателей[15,с.147].

Основные положения Закона о рекламе:

- Реклама должна быть добросовестной. Это означает, что нельзя подрывать репутацию других участников рынка и безосновательно сравнивать свою компанию и товары с другими. К примеру, нельзя утверждать, что ваш товар самый лучший, что продукция или предприятие – это лидер в своей категории. Для подтверждения своего превосходства нужно иметь веские факты и аргументы – сравнительные исследования, данные технической экспертизы и прочих объективных методов исследования[17.с.164].

Второй важный принцип – достоверность. Если то, что сообщается целевой аудитории, не соответствует действительности, то последует наказание. Недостоверность обнаружат – либо недовольный клиент, либо конкурент. Важно соблюдение этики[9,с.254]. Это означает, что нельзя эксплуатировать половые, религиозные, культурные, этнические, возрастные особенности целевой аудитории.

Под запретом провокационные образы, ситуации и ненормативная лексика. Запрещено использовать иностранные слова, если при их использовании возникает риск разночтения, или указывать значимые детали плохо различимым шрифтом[17,219].

Отдельное внимание в законе уделяется детям: под запретом определенная категория информации, размещение рекламы в 100 метрах от детских учреждений и использование изображений детей, находящихся в угрожающих жизни состояниях.

Существует ограничение на использование в рекламных целях образа врача и запрет на продвижение медицинских препаратов с прицелом на несовершеннолетнюю аудиторию. Небольшой, но важный раздел (статья 18) отведен правилам электронной рекламы[13.с.142].

Главный посыл этой части закона – такой способ распространения информации будет законным, если получатель выразил на это согласие. При этом распространитель обязан доказать, что согласие получено.


Особенность закона в том, что большинство его наиболее жестких положений принято уже давно. Новшества, хотя и принимаются довольно часто, носят уточняющий характер или содержат в себе нюансы, которые выявились в ходе судебных разбирательств, а основные положения предпринимателям уже необходимо знать назубок.

В 2019 году Госдума внесла уточнения, касающиеся проведения чемпионата Европы по футболу и небольшую поправку в отношении наркотических веществ. Также с 1 мая 2019 года законодатели уточнили, как подавать заявку на установку рекламных конструкций через портал Госуслуги.

Кроме того, есть поправки, принятые в мае 2019, которые уже вступили в силу. Первая корректирует пункт 10.2, запрещающий размещать рекламу ближе чем в 100 метрах от детских учреждений, она вступила в силу 29 октября 2019 года[20].

Второе изменение касается запрета на рекламу облигации до даты регистрации биржей программы выпуска облигаций – эта поправка начнет действовать с 1 января 2020 года.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе плановых проверок в надзоре за рекламной деятельностью государственные органы не проводят.

В 2012 году постановлением правительства был утвержден порядок надзора в этой сфере. Главным проверяющим органом является федеральная антимонопольная служба (ФАС). По сути, раз нет сроков плановых проверок, их могут осуществлять в любое время, в том числе, по заявлениям граждан, конкурентов и государственных органов – т.е. надо быть готовым к тому, что представители ФАС могут посетить предпринимателя когда угодно[20].

Нарушения в области рекламы регулирует КоАП, а именно его статья 14.3. Наказания здесь суровые, поэтому коснемся их подробно.

При рекламе кредита, если не указать всех условий, влияющих на его стоимость, должностное лицо оштрафуют на 20‒50 тыс. рублей, а юридическое 300‒800 тыс. рублей.

Нарушения закона о рекламе, касающееся медицины и фармацевтики (включая услуги, лечение, медизделия, лекарства, в том числе БАДы и т.д.):

- граждане 2000‒2500 тыс. рублей,

- руководители 10‒20 тыс. рублей,

- компании –200‒500 тыс. рублей.

Превышение объема рекламы в печатном издании:

- штраф до 100 тыс. рублей[14,с.137].

Нарушения, связанные с прерыванием трансляции (телевидение, кино, радио) – максимальное наказание составит 500 тыс. рублей.

Если переоборудовать автомобиль под передвижную рекламу так, что он частично или полностью утратит функции автомобиля или промоматериалы будут создавать угрозу безопасности (например, затруднять обзор водителю) – в качестве наказания до 1 млн. рублей[11,с.103].


Также наказание в 1 млн. за несогласованную рекламу. Отдельное внимание в Кодексе отведено рекламе табака:

- спонсорство или стимулирование продаж, незаконная демонстрация, неиспользование обязанности социальной рекламы приведет компанию к наложению финансовых санкций до 600 тыс. рублей[8,с.162].

В основном штрафы за нарушение законодательства о рекламе во всех остальных случаях, кроме перечисленных выше, составят:

- для граждан 2‒2,5 тыс. рублей,

- для ответственных лиц — 4‒20 тыс. рублей,

- для юридических 100‒500 тыс. рублей[10.с.91].

Примеров, когда ФАС штрафует за недобросовестную рекламу, множество. Из последнего – «Филип Моррис» оштрафован на 100 000 рублей за рекламу сигарет в почтовой рассылке.

В настоящее время ведомство готовит иск против Google за то, что в их контекстной рекламе есть предложение услуг по выполнению курсовых работ.

За рекламу «Анаферона» на одно из рекламных агентств наложили штраф, так как противопоказаниям и предупреждениям в промоционных материалах было отведено менее 7% площади, как этого требует закон.

МТС наказали на 100 000 рублей за «Тарифище», где не указано то, что ряд услуг тарифа невозможно оказать в ряде регионов из-за отсутствия покрытия.

Фабрике «Коркунов» указали на недопустимость утверждения «Бренд № 1» и готовят постановление о штрафе.[20]

Пример того, как наказали рекламодателя и рекламораспространителя: случай произошел в июне 2019 года, когда организация, не имеющая банковской лицензии, разместила в Яндексе контекстное объявление о привлечении средств граждан. При этом заказчик рекламы отделался предупреждением, а ее транслятор получил 100 000 рублей штрафа.

И, наконец, Reg.ru – ещё один заказчик контекстной рекламы, отделавшийся предупреждением, утверждал, что они – регистратор доменных имен № 1 в России[20].

Таким образом, целями закона являются:

- развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

- обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

- реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

- создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы;

- предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.


2.2 Постановления Иркутского УФАС России относительно рекламы в Братске

Рекламная деятельность в Братске, довольно часто противоречит законодательству о рекламе.

Приведем некоторые постановления Иркутского УФАС России относительно рекламы в Братске[18].

22 апреля 2013 года Иркутским УФАС России принято решение о признании ненадлежащей рекламы, распространенной 4 декабря 2012 года в период времени с 20 часов 00 минут до 21 часа 00 минут (местного времени) в эфире телепрограммы "Телерадиокомпания "Братск", в связи с нарушением части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, поскольку общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа[18].

Как установлено Иркутским УФАС России, общее время распространения рекламы в телепрограмме "Телерадиокомпания "Братск" составляет 19 минут 13 секунд в течение часа (31,9 %). МАУ Телерадиокомпания "Братск" выдано предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

13 июня 2013 года, за допущенное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ[7] (нарушение порядка прерывания рекламой теле - или радиопрограммы, теле - или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле - или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле - или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации), в отношении МАУ "Телерадиокомпания "Братск" вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей).

05 июня 2013 года в отношении ООО "Братская Студия Телевидения" вынесено постановление № 177 о назначении административного наказания по делу № 132 об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей).

11 июня 2013 года, за допущенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Братская студия телевидения" вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей)[18].

25 февраля 2013 года Комиссией Иркутского УФАС России признана ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, статью 9 и часть 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама компании "Евролюкс" следующего содержания: "Купи или оформи в кредит окно, евробалкон, натяжной потолок, мебель или дверь. Отличная цена! 24 июня в ТКЦ "Братск-Арт" участвуй в праздничной лотерее! 50 призов, два суперприза кухонный гарнитур и шкаф-купэ, 50 000 рублей, Без подарка не останется никто. ЕВРОЛЮКС, узнай Больше!", распространенная в эфире телеканала "ТНТ-БСТ" вещаемого в городе Братске.