Файл: Менеджмент человеческих ресурсов(Понятия «управления персоналом» и «управление человеческими ресурсами»).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1 Понятия «управления персоналом» и «управление человеческими ресурсами»
1.2. Стадии развития управления персоналом
2. Формирование человеческих ресурсов
2.1. Планирование потребности в персонале
2.2. Поиск, отбор и наём работников
3.Использование и развитие человеческих ресурсов
3.1 Использование человеческих ресурсов
Функции управления человеческими ресурсами можно разделить на общие (реализуемые в любой организации, независимо от сферы деятельности и специфические (функции управления кадрами). К общим функциям можно отнести:
- Прогнозирование;
- Планирование;
- Организация;
- Координация;
- Регулирование;
- Контроль.
К специальным относятся:
- Административная функция – деятельность, основанная на законодательстве и нормативных актах о труде (составление штатного расписания, прием, увольнение и т.д.).
- Планирование (анализ кадрового состава и определение потребности в кадрах в будущем).
- Социальная функция (определение уровня заработной платы, социальных льгот и пособий, мер обеспечения здоровья и безопасных условий труда).
- Повышение качества профессиональной деятельности (совершенствование организации труда, организация учебы, подготовки и переподготовки кадров).
- Мотивация (стимулирование сотрудников к эффективной работе различными методами).
Деятельность по менеджменту человеческих ресурсов ведется в трех направлениях: формирование человеческих ресурсов, их использование и развитие. В следующих главах мы подробнее рассмотрим каждое направление деятельности.
2. Формирование человеческих ресурсов
2.1. Планирование потребности в персонале
Планирование потребности в персонале является частью общего планирования на предприятии и призвано дать ответы на следующие вопросы:
- Сколько работников какой квалификации где и когда потребуются. При этом учитывается как количественная, так и качественная составляющая. Количественная оценка будет вытекать из предполагаемой организационной структуры и технологических требованиях. Качественная оценка – более сложный анализ, учитывающий уровень образования, профессиональные навыки, уровень культуры и системы моральных ценностей. Определить качественный и количественный состав требуемых работников помогают нормы выработки, производственная программа, планируемое повышение производительности труда и состав работ.
- Как привлечь необходимый персонал.
- Как сократить или оптимизировать использование излишнего персонала (планирование сокращения и высвобождения персонала). Данное планирование позволяет избежать выхода собственных высококвалифицированных кадров на внешние рынки труда.
- Как более эффективно использовать имеющийся персонал с его индивидуальными способностями и навыками (планирование использования кадров). Позволяет обеспечить наиболее экономичное (с точки зрения организации) и справедливое (по отношению к работнику) распределение вакансий, обеспечив максимальную удовлетворенность работополучателей своими рабочими местами с учетом их навыков и квалификации.
- Как создать условия для развития персонала (планирование обучения персонала). Обучение позволяет использовать собственные ресурсы высококвалифицированных кадров.
- Какими будут затраты на планируемые мероприятия.
Процесс планирования включает три этапа:
- Прогноз потребности и сбор информации о качественной и количественной потребности в кадрах.
- Планирование наличие кадров.
- Выявление избытка или недостачи кадров с дальнейшим планированием мероприятий по их устранению.
Прогнозирование потребностей в персонале можно выполнять несколькими методами. Метод оценок подразумевает оценку управляющими менеджерами будущих потребностей. Методика Дельфи предполагает участие экспертов в оценке будущих потребностей. Из математических методов чаще всего используется метод экстраполяции (перенесение сегодняшней ситуации в будущее).
2.2. Поиск, отбор и наём работников
Для поиска новых сотрудников необходимо ответить на два вопроса: как заявить об имеющейся вакансии и где искать потенциальных кандидатов .
Подход к заявлению о вакансии как к маркетингу продвижения товара предлагает С. А. Барков. Продвижение вакансии предлагается рассматривать, как процесс, состоящий из следующих этапов:
- Исследование рынка труда в данное время в данном регионе (сегментация по профессиям и возрастным группам, уровень безработицы и тенденции занятости).
- Разработка товара – обеспечение конкурентноспособных условий труда, которые делают его привлекательным по сравнению с предложениями других компаний: уровень заработной платы, возможность карьерного роста и т.д.
- Ценообразование (разработка системы оплаты труда, льгот и компенсаций). На эту составляющую будут оказывать большое влияние спрос и предложение на рынке труда, уровень безработицы и специфические условия подбора кандидатов.
- Продвижение товара (непосредственно процесс поиска).
Источники нахождения кандидатов принято делить на внешние и внутренние (сама организация). Воспользоваться внутренними источниками целесообразно тогда, когда вакансия носит временных характер или имеет маленький объем работ и допускает совмещение должностных обязанностей.
К внешним источникам следует отнести учебные заведения, службы занятости и кадровые агентства.
Студенты последних курсов, проходя практику и приобретая опыт работы на предприятии, составляют резерв кадров, которые можно привлечь на работу в качестве стажеров. В дальнейшем если создать «новоиспеченному» работнику такие благоприятные условия труда и карьерного роста, при которых он захочет остаться в организации, такой работник будет серьезно приобщен к ее ценностям и нормам поведения в ней.
Службы занятости в большинстве своем предоставляют малоквалифицированные кадры либо кадры из числа специалистов, потерявших работу в результате банкротства организаций и вынужденные пройти переобучение.
Агентства по найму – это способ сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового работника. Однако это влечет за собой дополнительные издержки. Кроме того, кадровый менеджер агентства может не иметь достаточно информации о стратегии предприятия, ее корпоративной культуре и личностных качествах руководителя, под которого «подбирается» персонал.
Отбор кандидатов – важнейшая функция управления, потому как в конечном счете эффективность деятельности организации зависит от людей, а ошибки отбора могут дорого обойтись. Отбор кандидатов – это процесс, в котором организация выбирает из числа соискателей одного или нескольких, наиболее подходящих под установленные вакансией критерии. Эффективность отбора во многом определяется участием в нем не только кадровых служб, но и руководителей тех подразделений, в которые осуществляется поиск персонала, так как именно они с точки зрения специалиста могут определить профессиональную пригодность (наличие определенных знаний, навыков и опыта). Методы отбора варьируются от проведения одного или нескольких интервью до тестирования на профпригодность. Существуют также и нестандартные методы: прохождение детектора лжи, тесты на наркотическую и алкогольную зависимость, тест на ВИЧ. Чтобы процесс отбора был максимально эффективным, следует ясно и четко определить качества работника, необходимые для данного вида деятельности. Причем критерии должны быть сформированы так, чтобы они всесторонне характеризовали кандидата: образование, опыт, личностные и физические характеристики.
2.3. Адаптация новых кадров
Адаптация работника – процесс его приспособления к новой среде. В контексте прихода нового работника в организацию это означает знакомство с деятельностью, сотрудниками и корпоративной культурой. Новый сотрудник сталкивается с большим количеством проблем, связанных с отсутствием информации о порядке работы, особенностях коллег, о месте расположения. Именно процедура адаптации призвана снять множество связанных с интеграцией в коллектив новых работников. Основные цели адаптации можно сформулировать следующим образом:
- Снижение затрат от неэффективной работы нового сотрудника по причине того, что он еще плохо знает свой участок работы.
- Минимизация текучести кадров (если новичок чувствует себя озабоченно, неопределенно и неуютно на новом месте, он может отреагировать на это увольнением).
- Развивает чувство удовлетворения и позитивного отношения к работе.
То, как проходит процесс адаптации новых сотрудников может многое сказать о степени развития коллектива, о сплоченности и внутригрупповой комфорте. Структурно можно выделить следующие виды адаптации:
- Психофизическая адаптация (к совокупности условий труда в организации);
- Социально-психологическая (адаптация в коллективе с его нормами, устоями и взаимоотношениями);
- Профессиональная адаптация (овладение профессиональными навыками и умениями).
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:
- Оценка уровня подготовленности нового работника. Важный этап для разработки оптимальной программы адаптации. Если работник имеет опыт аналогичной работы или опыт пребывания в схожих структурных подразделениях, то процесс адаптации, несомненно, пройдет намного легче. Однако, даже в этом случае новый сотрудник попадет в незнакомую ему ситуацию.
- Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями организации.
- Действенная адаптация – этап, на котором новому работнику предлагается на практике опробовать полученные знания об организации в различных сферах.
- Функционирование – этап, завершающий адаптацию, после которого начинается переход к стабильной работе.
3.Использование и развитие человеческих ресурсов
3.1 Использование человеческих ресурсов
Эффективная мотивация
Мотивация – процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов [12].
Различают следующие виды мотивации:
- Нормативная мотивация – побуждение посредством убеждения, внушения, информирования.
- Принудительная мотивация – основана на применении власти и угрозах ухудшения условий, если требования не будут выполнены.
- Стимулирование – воздействие не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов. С греческого «стимул» переводится, как палка, которой подгоняли скот.
Совершенствуя стратегию стимулирования, организация решает вопрос с текучестью кадров и поддерживает имидж успешной развитой компании.
Материальные способы стимулирования были и остаются основными по воздействию на персонал. К ним относятся: зарплата, система надбавок (за инновации, за квалификацию), премии, бонусы, соучастие в прибыли и в собственности.
Соучастие работников в прибыли подразумевает разделение дополнительной прибыли, полученной компанией от повышения эффективности производства и производительности труда, между сотрудниками и организацией. Выделяют следующие системы соучастия:
- Система Скэнлона – распределение между работниками и компанией экономии издержек на заработную плату за счет повышения производительности труда. Сначала определяется доля фонда заработной платы в стоимости реализованных товаров и услуг. Если доля меньше запланированной, то разница между ними есть сумма экономии, которая распределяется в соотношении 1:3 между компанией и работниками.
- Система Ракера – премирование работника за увеличение объема условно чистой продукции из расчета на один доллар заработной платы. Условно чистая продукция – это остаточная сумма от реализации объема продукции после выплат внешним организациям (поставщикам, банкам по кредитам и т.д.). Далее определяется стандарт Ракера – доля фонда заработной платы в объеме чистой продукции.
- Система Ипрошеар – премирование работников за экономию рабочего времени, затрачиваемого на выпуск заданного объема продукции. Для этого определяется базовое количество человеко-часов для производства единицы продукции. Если фактическое время меньше базового норматива, работникам выплачивается премия.
Социальные программы являются еще одним эффективным методом стимулирования. Предоставляемые работникам социальные льготы достаточно обширны: оплаченные праздничные дни;
• оплаченные отпуска;
• оплаченные больничные листы;
• оплаченное время отпуска;
• оплаченное время на обед;
• медицинское страхование и страхование от несчастных случаев;
• страхование по длительной нетрудоспособности;
• помощь в повышении образования, профподготовке и
переподготовке;
• участие в распределении прибылей;
• покупка работниками акций;
Социальные выплаты и льготы не вносятся в платежные ведомости, но существенно влияют на уровень доходов работников.
Нематериальные стимулы – все то, что укрепляет у работника чувство самоуважения. К ним относятся соревнования, подарки и награды, публичные чествования, доски почета, гибкий график работы. Моральное поощрение должно быть объективным и соответствовать реальному результату, чтобы оно воспринималось, как заслуженное. Нематериальное стимулирование получило широкое применение из-за своей относительной дешевизны и достаточной эффективности.