Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ
1.1. История возникновения и развития косвенных налогов
1.2. Особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ поступления косвенных налогов в бюджет Российской Федерации
2.2. Оценка эффективности механизма исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важность и значимость выбранной темы исследования заключается в том, что косвенные налоги (НДС и акцизы) в структуре бюджета страны занимают значительную долю, ввиду чего повышается необходимость исследования их основ, особенностей исчисления и уплаты.
Поскольку косвенным налогам в структуре бюджета отведена значительная доля, важно сформировать результативную систему контроля налоговых органов. Организация системы налогового администрирования и контроля в отношении косвенных налогов необходима для целей решения проблемы неправомерного поведения налогоплательщиков. Для целей обеспечения результативного налогового администрирования и контроля косвенных налогов важна роль выездных и камеральных налоговых проверок.
Исследование вопросов, связанных с организацией эффективной системы налогового администрирования и контроля косвенных налогов актуальны, поскольку в рамках организации контроля за сложившейся системой налогообложения в области исчисления и уплаты косвенных налогов решается проблема снижения неправомерных действий участников налоговой системы страны. Важно не столько повысить эффективность самого механизма исчисления и уплаты косвенных налогов, сколько обеспечить повышение системы налогового администрирования и налогового контроля за поведением налогоплательщиков в отношении уплаты налога. Необходимость поиска борьбы с неправомерным поведением налогоплательщиков вызвана во многом тем, что потери бюджета от несанкционированных и незаконных возмещений НДС из бюджета по оценке Всемирного банка составляют порядка 2% от ВВП[42]. То есть, если ВВП России за 2018 год сформирован в объеме 1306 млрд. долл., то потери бюджета от непроработанной системы контроля за поведением налогоплательщиков НДС – 26,1 млрд. долл.
Целью исследования является анализ особенностей исчисления и взимания косвенных налогов и разработка направлений их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития косвенных налогов, а также охарактеризовать экономическую природу косвенных налогов в РФ;
- провести анализ поступления косвенных налогов в бюджет РФ и оценить эффективность механизма исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ;
- разработать основные направления совершенствования в области косвенных налогов на современном этапе развития.
Объект исследования – косвенные налоги в системе налогообложения.
Предмет исследования – особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в стране.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РФ
1.1. История возникновения и развития косвенных налогов
Налоговая система России сформирована в 1991 году ввиду распада СССР. Налоговая система и налоговая политика РФ также прошли определенные этапы функционирования (приведены на рис. 1.1).
Этапы развития системы налогообложения РФ
1991 – 2000 гг.:
Формируется законодательная база системы налогообложения РФ.
2000 – 2014 гг.:
Система налогового устройства развивается, совершенствуется; намечен социальный вектор налогообложения в стране и налоговой политики
Период 2014-2018 гг.: система налогообложения совершенствуется по всем направлениям; НДС и акцизы в налоговой системе занимает одно из ключевых мест.
Рис. 1.1. Этапы развития системы налогообложения РФ [15, c. 20]
В 1993 году был разработан Налоговый кодекс РФ (НК РФ), который на момент 2018 года является основным законодательным актом в области регулирования налоговых отношений [4].Налоговая система современной РФ включает следующие виды налогов:
- Федеральные налоги (НДС и акциз являются федеральным налогом).
- Региональные налоги.
- Местные налоги.
Налоги можно классифицировать в зависимости от объекта налогообложения на прямые (то есть, налог уплачивается непосредственно с объекта дохода: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) и на косвенные (представляют собой надбавки к цене товаров и услуг: НДС, акцизы).
Обычно налоги взимаются в денежной форме, но также известны и натуральные налоги. В эволюционном векторе имеют место разные направления развития и совершенствования системы налогообложения, одним из которых отмечено введение НДС и акцизов (название налога на добавленную стоимость в разных странах неодинаково, например, в Канаде и Новой Зеландии это налог на товары и услуги, в Японии – налог на потребление) [30, c. 29].
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой налог, который уплачивается коммерческими структурами – хозяйствующими субъектами в виде разницы между выручкой от реализации товаров / услуг и суммой затрат на сырье, материалы, которые были получены от сторонних лиц [36, c. 183].
История возникновения НДС напрямую связана с историей возникновения добавленной стоимости. Концепция прибавочной стоимости была разработана А. Смитом и Д. Рикардо, но наиболее полно ее развил К. Маркс в своем труде «Капитал».
В России до 1992 года действовал налог с оборота. Данный вид налога представлял собой разницу между оптовыми и розничными ценами, которая фиксировалась государством. При переходе к рыночной экономике такой порядок взимания налога оказался невозможен. Это привело к введению в налоговую систему России НДС с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О НДС». При введении НДС налогообложение осуществлялось по единой ставке 28%, что было существенно выше, чем в других странах. Однако уже в 1992 году были внесены изменения в Закон, согласно которым продажа продовольственных товаров осуществлялась по ставке 15%. Вплоть до настоящего момента законодательство в сфере налогообложения НДС постоянно реформируется (налог исчисляется в соответствии с Главой 21 «Налог на добавленную стоимость») [26].
Акцизы – старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.
Впервые в России акцизы (после их ликвидации налоговой реформой 1930 года) были введены в 1992 году (Законом от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы. Вместе с НДС они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров.
Эволюционные особенности введения косвенных налогов в практику налогообложения России приведены на рис.1.2.
Эволюционная практика внедрения косвенных налогов в РФ
Практика функционирования определена внедрением в 1992 год Закона РФ№1992-1 от 06.12.1991 года «О налоге на добавленную стоимость», Закон от 06.12.1991 г. № 1993-1 (ред. от 02.01.2000 г.) «Об акцизах»
Новый этап функционирования налога определен внедрением в 2001 году в НК РФ Главы 21 «Налог на добавленную стоимость», Главы 22 «Акцизы»
В период 2001 – 2018 косвенное налогообложение реформировалось и усовершенствовалось.
Рис. 1.2. Эволюционная практика внедрения косвенных налогов в РФ
Практика внедрения косвенных налогов в России сформирована в соответствии с ориентированием на зарубежный опыт [26]. Например, с момента внедрения НДС в систему налогообложения РФ он учитывался по двум методам:
Историческая справка методов учета НДС в РФ
Метод по отгрузке товаров / услуг (С 2006 года законодательство оставило к применению только один метод – НДС по отгрузке)
Метод по оплате товаров / услуг
До 2006 года налогоплательщик сам выбирал более подходящий для него метод учета НДС при уплате.
Рис. 1.3. Историческая справка методов учета НДС в РФ [22]
С началом формирования законодательной базы по исчислению НДС (с принятием Закона РФ№1992-1 от 06.12.1991 года «О налоге на добавленную стоимость» ставка была установлена на уровне 28%, далее она была снижена до 20% и с принятием Гл.21 НК РФ ставка по НДС сформирована на уровне 18% [31, c. 55].
Период формирования – 2004 г.
Основание:
Глава 21 Н РФ
Ставка 18%
Ставка 28%
Период формирования – 1992 г.
Основание:
Закон РФ№1992-1 от 06.12.1991 года «О налоге на добавленную стоимость»
Ставка 20%
Период формирования – 1994 г.
Основание:
Закон РФ№1992-1 от 06.12.1991 года «О налоге на добавленную стоимость»
Ставка 20%
C 2019 г.
Основание:
Глава 21 Н РФ
Рис.1.4. Ставки НДС
Сведения рис. 1.4 свидетельствуют о постепенном снижении налоговой ставке по НДС (на момент 2019 года ставка сформирована на уровне 20%, также возможно использование пониженной ставки 10% или 0-ой ставки).
Таким образом, начало современной практике взимания косвенных налогов в России положено с 1991 года в связи с распадом СССР и формированием обособленной налоговой системы страны. С начала 90-х годов НДС регулировался в соответствии с Законом РФ№1992-1 от 06.12.1991 года «О налоге на добавленную стоимость», акцизы – Законом от 06.12.1991 г. № 1993-1 (ред. от 02.01.2000 г.) «Об акцизах», с 2001 года – в соответствии с Гл.21 и Гл. 22 НК РФ.
1.2. Особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ
В РФ налог на добавленную стоимость регулируется в соответствии с Гл.21 НК Российской Федерации [4], акцизы – Гл. 22 НК РФ. Плательщиками НДС и акцизов признаются коммерческие структуры, организующие предпринимательскую деятельность.
Налоговой ставкой по НДС признается определенный установленный процент (20%), который уплачивает хозяйствующий субъект при реализации своей деятельности. Помимо стандартной ставки 18% возможны ставки 0% и 10%. Ставка 10% используется по специально установленному перечню товаров, ставка 0% - при экспорте и международных перевозках.
Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2018 год статьей 193 Налогового кодекса РФ. Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. В настоящее время к подакцизным товарам относятся:
- спирт этиловый из всех видов сырья;
- спиртосодержащая продукция;
- алкогольная продукция и пиво;
- табачные изделия;
- легковые автомобили;
- мотоциклы мощностью выше 112,5 кВт;
- нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин).
Налоговая база по НДС и акцизам представляет собой стоимость реализованных товаров / услуг, облагаемых налогом [31, c. 55].
Элементы НДС и акциза сформированы на рис. 1.6.
Налогоплательщиками НДС и акциза могут являются:
- индивидуальные предприниматели (ИП);
- коммерческие организации;
- государственные структуры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, попадающую под уплату НДС;
- лица, которые признаны налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу страны.
Освобождены от уплаты НДС физические лица (а также иностранные граждане), нотариусы и адвокаты (за последними право уплаты НДС не установлено, поскольку они не являются индивидуальными предпринимателями по законодательству). Также от уплаты НДС освобождены индивидуальные предприниматели, организующие деятельность с использованием специального налогового режима.
Объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров или услуг на территории страны; налоговый период по НДС – квартал; налоговая база по НДС – выручка от реализации, при этом, налоговая база применяется по каждому виду продукции или услуги (в зависимости от используемой ставки налогообложения).
В соответствии с Главой 22 НК РФ и ФЗ «Об акцизах» юридические и иные лица признаются налогоплательщиками в следующих случаях [4]:
- по подакцизным товарам, используемым для производства товаров, и облагаемых акцизами или для собственных нужд;
- по подакцизным товарам, производимым за пределами РФ из давальческого сырья;
- при первичной реализацию конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
- при первичной реализации подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ без таможенного оформления.