Файл: Косвенные налоги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для акцизов объектом обложения является стоимость товара, при расчете налоговой базы берется стоимость, исчисленная товаров без учета НДС [11]. Сам налог уплачивается каждую декаду года или ежемесячно (зависит от вида производства), в налоговые органы необходимо обязательно предоставить расчеты, согласно которым уплачивается сумма налога.

Налогоплательщики

Объект налогообложения

Правила исчисления налоговой базы и уплаты налога

Отчетный и налоговый периоды

Налоговые ставки и налоговые льготы

Расчет суммы налога

Нормативная база

Налоговая база

Элементы косвенных налогов

Рис. 1.6. Элементы косвенных налогов в соответствии с Гл.21 и 22 НК РФ[4]

Косвенные налоги выполняют определенные функции, основными из которых являются функция фискального характера (являет собой основную роль косвенных налогов – зачисление доходов в бюджет страны), функция распределительного характера (заключается перераспределении ВВП в экономики за счет механизма налогообложения НДС и акцизов) и функция стимулирующего характера.

Роль косвенных налогов, таким образом, значительна в современной системе налогообложения: НДС и акцизы не только занимает значительные позиции в бюджетообразующих налоговых доходах государства, но и выступает регулятором распределения ВВП и стимулятором / дестимулятором отдельных отраслей и секторов экономики.

Таким образом, косвенные налоги в системе налогообложения страны занимают одно из главных мест, прежде всего, поскольку занимают в бюджете важные позиции; в настоящее время НДС является ключевым косвенным налогом в Российской Федерации.

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Анализ поступления косвенных налогов в бюджет Российской Федерации

Прежде чем охарактеризовать динамику поступлений косвенных налогов в бюджет страны, целесообразно проанализировать налоговые доходы. Отчет об исполнении консолидированного и федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2019 год представлен в табл. 2.


Таблица 2

Отчет об исполнении консолидированного и федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2019 год по основным статьям доходов, в руб.[52]

Наименование показателя

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Доходы бюджета – ИТОГО, в т.ч.

19 842 836 944 826,76

13 460 040 690 514,13

Налоговые и неналоговые доходы

19 764 398 487 790,31

13 307 930 905 045,31

Налоги на прибыль

491 023 225 427,53

491 023 225 427,53

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

6 328 356 963 231,39

-

Налоги на товары и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации

3 289 551 598 464,68

3 289 551 598 464,68

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 975 652 484 268,83

1 975 652 484 268,83

Налоги на совокупный доход

23 259 716,76

-

Налоги, сборы за пользование природными ресурсами

2 882 960 102 313,23

2 882 960 102 313,23

Государственная пошлина

94 206 132 924,18

94 206 132 924,18

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 605 996 989 155,41

2 605 996 989 155,41

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1 368 298 767 791,61

1 283 359 686 946,28

Платежи при пользовании природными ресурсами

236 670 268 205,01

236 670 268 205,01

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

145 934 632 251,59

142 368 655 409,41

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

88 562 221 761,15

88 557 642 246,86

В консолидированный бюджет страны поступило в 2018 году налоговых и неналоговых доходов в сумме 19 764 398,0 млн. руб.

По поступлениям доходов в федеральный бюджет отмечена негативная тенденция, динамика поступлений приведена ниже на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика доходов федерального бюджета страны за 2016 – 2018 гг., в млн. руб. [52]

В2018 году было уплачено налоговых и налоговых доходов в бюджеты страны меньше, чем за аналогичные прошлые периоды, что в целом позволяет говорить о негативной тенденции в экономике (важно в ближайшей перспективе обеспечить возможность прироста по основным источникам налоговых доходов).


Ниже на рис. 2.3приведены темпы прироста (снижения) налоговых и неналоговых доходов в консолидированный и федеральный бюджет РФ за период 2016 – 2018 гг.

Рис. 2.3. Темпы роста (снижения) доходов консолидированного и федерального бюджета РФ за 2016 – 2018 гг., в %

В2018 году отмечена тенденция к сокращению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета страны на 26,3%; темп снижения доходов федерального бюджета РФ в 2018 году к 2017 году составил 2,6%. В структуре налоговых и неналоговых доходов в консолидированный и федеральный бюджет РФ существенна роль косвенных налогов. Динамика косвенных налогов и сборов по основным элементам приведена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Динамика косвенных налогов и сборов в федеральный бюджет по основным элементам за период 2016 – 2018 гг., в млн. руб. [52]

В 2018 году, судя по сведениям рис. 2.4, отмечено снижение косвенных налогов и сборов в федеральный бюджет страны.

Структура косвенных налогов в 2018году приведена на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Структура косвенных налогов в 2018 гг., в %

В 2018 году в структуре косвенных налогов и сборов основная доля отведена НДС, реализуемому на территории РФ (доля составила 50,5%).

В 2018 году в консолидированный бюджет поступило налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, в сумме 1975652 млн. руб. (в федеральный бюджет также поступило также налога в величине 1975652млн. руб.). Тенденция по поступившим суммам НДС положительна, в 2018 году поступило в бюджеты косвенных налогов больше, чем за прошлые периоды. Динамика косвенных налогов в консолидированный и федеральный бюджеты на товары, реализуемые на территорию РФ, приведена на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Динамика налогов на товары, реализуемые на территории РФ за период 2016 – 2018 гг., в млн. руб. [52]

В 2018 году в консолидированный бюджет поступило налогов на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 3289552 млн. руб. (в федеральный бюджет также поступило налогов в размере3289552млн. руб.). Судя по графическому отображению данных по поступлениям в бюджет налогов видна положительная тенденция, что оказало благоприятное влияние на формирование налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов страны (НДС и акцизы в составе бюджетов страны занимает стратегически важные позиции).

Таким образом, в 2018 году в структуре косвенных налогов и сборов основная доля отведена НДС, реализуемому на территории РФ (доля составила 50,5%).


2.2. Оценка эффективности механизма исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ

В обеспечении результативной системы исчисления и уплаты налогов, в частности, НДС и акцизов, существенна роль налоговых органов страны, деятельность которых организована в соответствии с НК РФ [4], Федеральным законом от 21.03.1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» [6].Оценка эффективности механизма исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ проведена в отношении НДС и акцизов.

По итогам деятельности ФНС России за 2018 год в табл. 3 приведены данные по поступлению НДС.

Таблица 3

Динамика поступлений НДС в 2017-2018 гг., в млрд. руб. [56]

Период

2017 г.

2018 г.

поступило НДС

% к соотв. периоду пред.года

поступило НДС

% к соотв. периоду пред.года

Январь

215,9

112,4

300,7

139,3

% к пред.периоду

80,8

101,0

Февраль

135,4

108,1

93,6

69,1

% к пред.периоду

62,7

31,1

Март

328,6

132,4

337,4

102,7

% к пред.периоду

242,7

360,6

I квартал

679,9

120,2

731,6

107,6

% к пред.периоду

131,3

133,5

Апрель

250,5

121,7

254,7

101,7

% к пред.периоду

76,2

75,5

Май

89,1

68,3

41,4

46,5

% к пред.периоду

35,6

16,3

Июнь

284,0

108,7

313,2

110,3

% к пред.периоду

318,7

755,7

II квартал

623,7

104,4

609,4

97,7

% к пред.периоду

91,7

83,3

I полугодие

1 303,6

112,1

1 341,1

102,9

% к пред.периоду

128,0

117,1

Июль

234,0

168,2

233,2

99,7

% к пред.периоду

82,4

74,5

Август

84,3

92,0

127,7

151,5

% к пред.периоду

36,0

54,8

Сентябрь

278,2

103,1

300,8

108,1

% к пред.периоду

330,0

235,5

III квартал

596,5

119,2

661,7

110,9

% к пред.периоду

95,6

108,6

9 месяцев

1 900,1

114,2

2 002,7

105,4

% к пред.периоду

114,2

105,4

Октябрь

238,6

156,4

320,5

134,3

% к пред.периоду

85,8

106,6

Ноябрь

11,8

12,0

42,8

364,2

% к пред.периоду

4,9

13,4

Декабрь

297,8

111,5

291,3

97,8

% к пред.периоду

2 533,7

680,5

IV квартал

548,2

105,9

654,7

119,4

% к пред.периоду

91,9

98,9

II полугодие

1 144,7

112,4

1 316,3

115,0

% к пред.периоду

87,8

98,2

Год

2 448,3

112,2

2 657,4

108,5


Динамика поступления НДС за анализируемый ФНС период времени, о чем свидетельствуют приведенные в табл. 3 данные, положительна.

Основные показатели структуры начисленной суммы НДС на товары и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации, характеризуются данными, приведенными в таблице Приложения 1.Прирост начислений НДС по налогооблагаемым объектам в первом полугодии 2017 года по отношению к аналогичному периоду 2018 года, о чем свидетельствуют представленные выше табличные данные, составил 2,6%. По налоговым вычетам также отмечена положительная тенденция (прирост отмечен в величине 1,7%).По отчетным данным ФНС России за первое полугодие 2017 года можно сказать, что фактическое возмещение НДС по товарам, реализуемым на территории России, составило 1082,3 млрд. руб. (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Сумма фактического возмещения по НДС на товары и услуги, реализуемые на территории страны, в первом полугодии 2018-2017 гг., в млрд. руб. [56]

Что касается акцизов, их динамика за 2016 – 2018 гг. представлена на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Динамика акцизов за период 2016 – 2018 гг., в млн. руб. [52]

Динамика, акцизов, судя по сведениям рис. 2.8, положительна в рассматриваемый период времени.

В заключение важно отметить, что роль налоговых органов в обеспечении эффективности механизма исчисления и уплаты косвенных налогов существенна. В п.2.2 работы приведен анализ отчетной работы ФНС России по отношении исчисления и уплаты НДС и акцизов, реализуемым на территории страны, так и по ввозимым товарам.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Основными направлениями налоговой политики на 2020 – 2021 гг. являются:

  • налоговая политика должна быть целостной и неизменной;
  • одним из ориентиров налоговой политики является усиление мер по повышению качества налоговой дисциплины;
  • стратегически важным направлением отмечена необходимость активизации налоговых проверок для целей повышения качества налогового администрирования и контроля.

В 2020 году по налоговому администрированию и контролю предусматриваются следующие мероприятия: