Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Особенности кадровой политики в бюджетной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную, многоэлементную, динамическую организационно-экономическую систему, существующую в рамках современных рыночных отношений.

Рассматривая управление персоналом любого предприятия, следует иметь в виду, что это целенаправленная деятельность руководительского состава и включает в себя концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления. управление кадрами включает в себя весь спектр системы управления от приема человека на работу до его увольнения (рисунок 1).

Рисунок 1. Управление персоналом

Для обеспечения системы управления персоналом необходимо следующее обеспечение:

  • Техническое.
  • Информационное.
  • Нормативно-методическое.
  • Правовое.
  • Документальное. [1]

Следует, однако, заметить, что регламентироваться общими правилами в жестких рамках в ЖКХ нельзя. Это связано с тем, что все люди разные и если на заводе рабочий выполняет одну и ту же работу каждый день, то в ЖКХ она может быть различна день ото дня, и к тому же работники постоянно сталкиваются с жильцами.

Целями ЖКХ являются:

  • Экономические (прибыль от оказанных услуг и реализации продукции).
  • Научно-технические (разработки и научно-техническое обеспечение).
  • Производственно - коммерческие (производство и реализация услуг).
  • Социальные (удовлетворение социальных потребностей работников). (рисунок 2) [3]

Рисунок 2. Упрощенный вариант базового дерева целей системы управления организацией

Понятие «управление» имеет такие синонимы, как администрирование или линейное руководство. Это с вязано с тем, что львиную долю руководства берет на себя линейные руководители или менеджеры 1 звена. Следует отметить, что зарубежный опыт работы показывает, что наиболее продуктивна будет работа, если управление персоналом будет находиться в руках одного человека, либо небольшой группы людей. [3]

В последние годы российские предприятия все чаще используют международные системы управления. так, например, при работе с персоналом зарубежные руководители выделяют ближние и дальние цели. Ближние решаются в течении короткого времени, а дальние могут рассчитывать и на месяц, год, несколько лет (рисунок 3 ).

Рисунок 3 Особенности управления персоналом

На сегодняшний день существует множество современных источников для проведения качественного поиска работников. Помимо использования таких методов поиска как поиск по личным связям и рекомендациям знакомых и коллег, работающих на данном предприятии, по государственной службе занятости, можно использовать также поиск среди выпускников учебных заведений, объявления в прессе, по радио и телевидению на специальных стендах и рекламных щитах, специальные сайты в Интернете. Последний источник набирает все большую популярность, как среди работодателей, так и среди людей ищущих работу из-за своей доступности, простоты и удобности.


Таким образом, основными принципами эффективной оценки должны быть: направленность на улучшение работы; тщательная подготовка; конфиденциальность; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы (или испытания), деловых и личных качеств человека, их соответствия должности, перспектив на будущее; разумное сочетание похвалы и критики; надежность и унифицированность критериев, достоверность методов.

Использование этих требований, рекомендаций и принципов позволяет сократить время и затраты на данные процедуры, сделать процесс более эффективным и результативным, и получить необходимый квалифицированный персонал. [6]

Хорошо подобранный трудовой коллектив - залог успеха и процветания предприятия, который позволит предприятию достичь ранее определенной миссии и целей.

Глава 2. Особенности, предъявляемые к работникам бюджетной сферы на примере ЖКХ

2.1. Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Согласно последним данным института статистики РФ, в сфере ЖКХ сегодня работает 2 млн 155 тыс. человек. Причем на сегодняшний день насчитывается 34 тыс. предприятий, которые работают в сфере ЖКХ.

Следует отметить, что данные предприятия играют огромную роль в жизни любого жителя России. именно благодаря этим предприятиям обеспечивается нормальная жизнь людей – это и присутствие воды в доме, и нормальная работа санузла и т.д. поэтому любое отклонение или изменение в работе ЖКХ, сразу отражается на жизни населения. И хотя многие воспринимают данные службы как дополнение к основным, но это мнение не правильно. Ценность и важность данной службы неоспорима. И именно благодаря качеству услуг зависит спокойная жизнь.[17]

Поэтому возникает потребность в том, что бы на современном этапе развития нашего общества был поднят имидж и ценность данных служб, необходимо принципиально по-новому рассмотреть подход к кадровому вопросу. Сегодня одним из таких подходов может быть маркетинг предприятия ЖКХ.


Маркетинг персонала, представляет собой способ управления, который направлен на долговременное обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. В свете интенсивного развития рыночной политики, которая подразумевает под собой новые действия и мышление, направленные на удовлетворение потребностей как уже работающих кадров, так и новых работников, что должно стать стимулом для участия их в различных конкурсах на замещения вакантных должностей предприятия ЖКХ.

Как и у любого предприятия у ЖКХ есть определенные группы проблем, которые необходимо решать (рисунок 7)

Рисунок 7 Проблемы и их причины в ЖКХ

На основании рисунка можно выделить основные цели маркетинга персонала:

  • Обеспечение ЖКХ кадрами.
  • Создание условий для работы.
  • Создание мотивации для работы.[6]

Учитывая то, что ЖКХ является одним из главных компонентов в нормальной жизни населения, то возникает необходимость направить усилия на снижение цен на услуги и повышения квалификации специалистов. И как следствия, возникает сразу вопрос о защиты интересов исполнителя услуг, а для этого нужна определенная система качества, которую необходимо создать и посчитать. Причем такая система должна быть экономически выгодна для ЖКХ, стоить не дорого для населения и избегать возникновения рисков (рисунок 8).

Рисунок 8. Система рисков в ЖКХ

Для исключения таких рисков услуги ЖКХ должны отвечать таким условиям:

  • Соответствие потребностям и нуждам населения, который является потребителем.
  • Соответствовать техническим требованиям, стандартам и условиям договора.
  • Соответствовать экономическим обоснованиям тарифам на услуги.
  • Быть доступной. [5]

При подготовке персонала происходит учет качественных характеристик, которые соответствуют штатному расписанию, текущего и перспективного исследования требований к должностям и рабочего места. К характеристикам персонала относят:

  • Мотивацию.
  • Способности.
  • Профессиональную квалификацию.[6]

Маркетинг персонала оценивает не только количественную сторону проблемы, но и качественную. Качественная потребность характеризуется выбором по профессии, категории, квалификационными требованиями к персоналу. Ее можно рассчитать. Для этого необходимы следующие данные:

  • Требования из должностных инструкций.
  • Описание рабочих мест.
  • Профессионально-квалификационного деления, в соответствии производственно-технологической документации.
  • Штатное расписание.
  • Требования к профессионально-квалификационному составу.[7]

Качественная потребность определяется с помощью следующих документов:

  • Организация структуры предприятия.
  • Наличие целей в структуре управления.
  • Штатное расписание.
  • Должностные инструкции.

Потребность предприятия можно рассчитать по формуле (1).

Робщ = Рбаз + Рдоп, (1)

Где

Рбаз – базовая потребность, которую определяет объем производства;

Рдоп – дополнительная потребность.

Pбаз = Uп / Nо, (2)

Где

Pбаз – базовая потребность в количестве сотрудников;

Uп – объем производства, т. е. объем произведенной продукции (услуг, работ); Nо – норма обслуживания на 1 работника. [5]

При расчете количества персонала, необходимо учитывать качественную составляющую, которая характеризуется такими показателями:

  • профильное образование или специальная подготовка;
  • наличие практического опыта;
  • профессиональный разряд;
  • знание приказов, постановлений, распоряжений и других материалов жилищно-коммунальных организаций, норм технической эксплуатации жилищного фонда; правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.[6]

При расчете количества персонала необходимо использовать метод коэффициента насыщенности:

Кн = Nc / 1000 работников ЖКХ, (3)

Где

Nc – число специалистов.[14]

На сегодняшний день наблюдается в любом ЖКХ большая текучесть кадров и поэтому формулы не дают точного количества необходимых единиц персонала. Поэтому расчет количества персонала можно повести методом экспертных оценок, который заключается в том, что производится анализ потребности в персонале и выделяется единое мнение.

Таким образом, применение маркетинга персонала на предприятиях жилищно-коммунальной отрасли позволит удовлетворить потребность организации в определении точной численности персонала с учетом специфики отрасли, что поможет значительно сократить финансовые ресурсы на поиск и устройство на работу сотрудников. Знания о данном показателе позволяют правильно рассчитать затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала, определить оптимальный путь и источники покрытия не только количественной потребности, но и качественной.

2.2. Требования, предъявляемые к персоналу ЖКХ

Основными документами, которые характеризуют требования, предъявляемые к персоналу ЖКХ, являются профессиограмма, требования к квалификации и компетенции сотрудников. Основные рабочие специальности ЖКХ: слесарь-сантехник, маляр, электрик, плотник, сварщик. Рассмотрим более подробно требования, которые предъявляются к этим специальностям.


Профессиограмма слесаря-сантехника.

Содержание и основные операции (действия)

• Осуществляет монтаж и ремонт внутренних систем центрального отопления, водоснабжения, канализации промышленных и гражданских сооружений;

• выявляет причины неисправностей, дефектные детали, вычерчивает их эскизы;

• определяет способы крепления арматуры, деталей, обеспечивает их подводку и подгонку;

• использует разнообразные слесарные и контрольно-измерительные инструменты (различные ключи, электродрели, строительно-монтажные пистолеты, молотки и т.д.).

Условия и характер работы

  • Уметь «читать» чертежи, делать эскизы элементов систем;
  • выполнять работы по заготовке деталей и узлов сантехнического оборудования и производить их монтаж; подбирать трубы и фасонные части к ним по названиям и размерам
  • проводить испытания оборудования, выявлять причины неполадок в их работе и устранять их

Профессионально важные качества

Физическая сила и выносливость, хорошая координация и точность движений рук и кистей рук, образной памятью, точным глазомером технической сообразительностью, сдержанностью и вежливостью в общении с людьми

Медицинские противопоказания

Болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и зрения, нервные и психические заболевания

Невозможно представить работу ЖКХ без наличия электрика. Замена проводки и ее ремонт, замена выключателей и помощь в подвешивании люстры и это еще не все, что выполняет электрик.[18]

Профессиограмма электрика ЖКХ

Содержание и основные операции (действия)

  • Монтаж, ремонт и обслуживание бытового и промышленного электрооборудования.
  • Сборка и разборка, наладка и ремонт электрических сетей.
  • Установка и ремонт линий электропередач, осветительных установок, прокладка кабелей.
  • Проводка внутренних электросетей в жилых помещениях, их ремонт.

Условия и характер работы

  • Чистка деталей, контактов.
  • Составление чертежей и эскизов.
  • Диагностика неисправностей и ремонт электрических схем в различных устройствах.
  • Работает по графику, в помещении или на воздухе (иногда на высоте), индивидуально или в составе бригады.
  • Иметь базовые знания по физике, математике и черчению, прикладной механике.
  • Знать устройство, технические характеристики и принципы действия обслуживаемых приборов, понимать виды и причины их повреждений, правила ремонта оборудования.