Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 666
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ВИДЫ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность, функции и классификация налогов. Принципы построения налоговой системы
1.2 Структура и элементы налога. Виды и динамика изменения налогов.
Глава 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Роль налогов в экономическом развитии государства
2.2 Проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ
— местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством государства и местными органами власти и зачисляются в местные бюджеты[11].
По объекту обложения или сфере деятельности изъятия налоги подразделяются по признаку реализации товаров (работ, услуг), к которым можно отнести:
— налог на доход от капитала;
— налог на имущество;
— налог на недвижимость;
— налог на игорный бизнес;
— земельный налог;
— налог на наследование и дарение;
— акцизы.
По источнику уплаты налоги на основе признака дохода, выручки или себестоимости подразделяются на следующие виды налогов:
— НДС;
— налог на прибыль;
— подоходный налог с физических лиц;
— единый социальный налог;
— налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— дорожный налог и др.
К налогам в виде сбора (пошлины) или платы за лицензию относятся: государственная пошлина, таможенная пошлина, водный налог, экологический налог, лицензионные сборы, транспортный налог, налог с рекламы[12].
По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на:
— закрепленный налог представляет собой налог, который в полном объеме в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен.
— регулирующий налог — это налог, применяемый с целью регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов согласно ставкам, утвержденным в строго установленном порядке на определенный промежуток времени или на налоговый период[13].
По субъекту уплаты налога, подразделяются на налоги:
— взимаемые с физических лиц;
— с юридических лиц;
— смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
По методу обложения (согласно ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания установленного процента налоговой ставки[14].
По способу обложения налоги подразделяют на:
— кадастровые;
— декларационные;
— налично-денежные;
— безналичные.
По назначению налоги подразделяют на:
— Общие налоги, необходимые для формирования доходной части бюджета в целом;
— Специальные налоги, обладающие целевым, определенным назначением, как правило, формирующие внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).
В России организации обязаны уплачивать 34 различных налога. Данные налоги классифицируются по иерархическому признаку на федеральные, региональные и местные[15].
Согласно порядку вступления в силу налоговые платежи делятся на:
-общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны вне зависимости от бюджета, в который они зачисляются;
— факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но их введение и взыскание является компетенцией органов местного самоуправления.
Согласно срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
— срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, установленному в нормативных актах;
— периодично-календарные налоги, которые подразделяются на декадные, ежеквартальные, ежемесячные, полугодовые, годовые[16].
Согласно методам уплаты налоги делятся на:
— денежный;
— неденежный (соглашение о разделе продукции).
В зависимости от степени эффективности налоги могут быть:
— с положительной эффективностью;
— с нейтральной эффективностью;
— с отрицательной эффективностью.
В зависимости от степени участия в формировании расходов налоги делятся на:
— условно-постоянные;
— условно-переменные[17].
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лица или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)[18].
Качеству налоговой системы можно дать оценку согласно определенным критериям: сбалансированность государственного бюджета; увеличение объемов производства и его эффективность; стабильность цен; продуктивность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно разделить на три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К юридическим относятся такие принципы, как: принцип обязательности; принцип отрицания обратной силы закона; принцип законности; принцип экономической целостности; принцип приоритетности налогового законодательства[19].
Экономические принципы включают в себя: принцип эффективности налогообложения, заключающийся в необходимости обеспечения низких издержек государства по взиманию налога; принцип прогнозирования налогообложения; принцип нейтральности, предполагающий равенство всех плательщиков перед налоговым законом и единообразный характер применения налоговых взиманий; принцип справедливости.
К организационным принципам относятся: принцип универсализации налогообложения, обеспечивающий равные условия для всех плательщиков; принцип практичности уплаты налогов; принцип исчерпывающего перечня налогов; принцип гармонизации, учитывающий международные нормы и правила[20].
Анализируя принципы построения налоговой системы можно прийти к заключению, что различия в определении принципов позволяют государству на каждом этапе своего становления формировать свои налоговые системы, учитывая экономическое состояние, отбирая принципы, которые в большей степени актуальны для определенных экономических условий.
Таким образом, одной из главных задач правительства любой страны является выстраивание эффективной и прочной налоговой системы, с соблюдением всех принципов налогообложения, способной гарантировать бюджетную стабильность.
1.2 Структура и элементы налога. Виды и динамика изменения налогов.
Налоговая система отношений состоит из совокупности взаимодействующих элементов, каждый из которых играет определенную роль в функционировании системы и имеет самостоятельное юридическое определение. Положение о выделении этих составляющих отраженно в части первой НК РФ. В совокупности все эти элементы образуют определённую структуру налогов[21].
1. Основополагающие или обязательные элементы – те элементы, в отсутствии которых налоговое обязательство и его исполнение не могут расцениваться как определенные.
— объект (предмет) налогообложения — это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законодательством с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).
— налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.
— источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).
— налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.
— налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет[22].
2. Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых никаким образом не влияет на степень определённости налогового обязательства:
— налоговые льготы — снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога;
— порядок и сроки уплаты налога и сбора;
— форма отчетности по этим налогам;
3. Вспомогательные элементы налогов – не учтенные законодательно для установления налога, однако глубже определяют налоговое обязательство и порядок его исполнения:
— предмет налогообложения, который определяет свойства физического характера (а не юридического), обосновывающие взимание соответствующего налога;
— единица (масштаб) налога — единица измерения объекта (предмета) налога, принятая в качестве базы для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения;
— налоговый оклад — сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет;
— сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.
Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется[23]:
— зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;
— влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;
— зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);
— зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т. д.
Система налогов в РФ представляет собой совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трёхуровневая система взимания налогов: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги[24].
К федеральным налогам и сборам относятся такие налоги, как:
1. Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);
2. Акцизы (гл.22 НК РФ);
3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5. Налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ);
6.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
7. Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);
9. Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
К региональным налогам относятся:
1. Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
3. Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
К местным налогам и сборам относятся:
1. Налог на имущество физических лиц;
2.Земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Налоги и сборы в РФ подвергаются систематическим корректировкам, в результате чего нарушается один из принципов построения налоговой системы, а именно принцип стабильности, с принятием большого количества поправок и дополнений к действующему закону или новых налоговых актов[25].
Особенно частым изменениям подвергаются такие налоги, как: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц.
Налог на добавленную стоимость
Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 21[26]).
НДС – косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, который складывается при осуществлении внешнеторговых операций. Занимает ключевое место в составе и косвенных налогов, и доходных источников федерального бюджета.
Для того, чтобы рассчитать НДС необходимо из общего объема реализации продукции вычесть стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства.
НДС был введён с 1января 1992 г. и уплачивался до 1 января 2001 г. В соответствии с законом РФ от 6.12.1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». За годы действия указанного закона было внесено 25 поправок и дополнений[27].
Ставки налога за период действия закона изменялись 4 раза. До 1 января 1993 г. НДС уплачивался по ставке в размере 28%. С 1 января 1993 г. ставки на добавленную стоимость были установлены в следующих размерах: 10%- по продовольственным товарам, 10%- по зерну, сахару, морепродуктам и т.д.