Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 1июля 2000 г ставка налога составляет 20%, а по продовольственным товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%.

С 2005 г. и по сегодняшний день ставка налога по НДС составляет 0% по транспортным услугам по доставке товаров, импортируемых на территорию РФ, 10% при реализации продовольственных товаров, товаров детского ассортимента и 18% при реализации всех товаров работ и услуг[28].

Федеральным законом от 22.07.2005 №119-ФЗ предусмотрено:

— установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений (с учетом начала строительства объектов с 1 января 2005), вместо действующего порядка – по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства;

— переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, при сохранении действующего порядка налоговых вычетов, т.е. при подтверждении факта уплаты сумм налога по товарам (работам, услугам), принятым на учет до 1 января 2006 года;

— отмена нулевой ставки по транспортным услугам по доставке товаров, импортируемых на территорию РФ.

Текущие изменения налога на добавленную стоимость осуществляются с 1 января 2006 г. :

— устанавливается единый метод уплаты НДС – «по отгрузке»

— отменяется НДС с авансовых платежей

— вводится ускоренный порядок возмещения при капитальном строительстве

— при бартерных операциях НДС уплачивается только деньгами[29].

Налог на доходы физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 23).

По законодательству объектом обложения является совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер[30].

Налог на доходы физических лиц, является основным налогом, который уплачивают физические лица. Подоходный налог вносится большей частью населения ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

Ставки подоходного налога время от времени корректируются. В 1998 году для исчисления суммы налога применялась следующая шкала: если облагаемый совокупный годовой доход до 20 тыс. руб., тогда ставка налога равна 12%; до 40 тыс. руб. — 15%; до 60 тыс. руб. — 20%; до 80 тыс. руб. — 25%; до 100 тыс. руб. — 30%; свыше 100 тыс. руб. действует максимальная ставка —35%.


С 1992 г. по 2001 г., данный налог подвергался изменениям 24 раза.

С 2001 г. по 2005 г., ставка налога пересматривалась 4 раза, порядок и сроки уплаты пересматривались 1 раз.

В настоящее время существует следующая классификация:

Для лиц, классифицируемых как налоговые резиденты, налог положено считать по ставке 13%. Расчет также должен применяться: относительно всех гражданам таких стран, как Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения; относительно беженцев и иммигрирующих физических лиц[31].

Для налоговых нерезидентов используется ставка 30%. Если налоговый нерезидент находится и зарабатывает в России более чем 183 дня, то налог должен быть посчитан уже не по ставке 30%, а по ставке 13%.

Налог на прибыль организаций

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций»).

Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Плательщиками являются все предприятия и организации, в частности бюджетные, будучи юридическими лицами по законодательству РФ, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и прочие аналогичные подразделения, располагающие отдельным балансом и имеющие расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. Объектом обложения является валовая прибыль[32].

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций несколько раз претерпевала изменения.

Изначально она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности — 45%. Так ставка функционировала в 1992—1993 гг.

В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись изменениям[33]. После этого 13% прибыли любого предприятия вне зависимости от формы собственности и подчиненности поступали в федеральный бюджет. Региональные власти могли установить налог не выше 22%. Фактически везде в Российской Федерации общая ставка налога составляла на тот момент 35%. Более высокие ставки применялись к банкам, биржам, брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налога могла быть установлена до 30%, а общая ставка — до 43%.

На данный момент ставка налога на прибыль составляет 20%, из них: 3% поступает в федеральный бюджет; 17% направляется в региональный бюджет.


Акцизы

Порядок исчисления и уплаты налога определён НК РФ (часть вторая, гл. 22[34])

Акцизы – вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления: алкогольная продукция, табак, бензин, ювелирные изделия и т. д. Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия, организации и физические лица. Акцизы устанавливаются методом процентных надбавок к розничной цене товаров.

Ставки налога носит унитарный характер на всей территории России, и подразделяются на два вида: твёрдые, которые устанавливаются в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные, устанавливаемые в процентах относительно стоимости подакцизных товаров[35].

С 1992 г. по 2000 г. акцизы уплачивались согласно положениям Закона РФ от 6.12.1991 г. «Об акцизах».

Согласно положениям НК РФ, в период 2001 г. до 2005 г., состав налогоплательщиков не подвергался изменениям. Перечень подакцизных товаров и минерального сырья в 2001-2005 гг. регулярно истощался путём внесения 4 изменений в соответствующую статью. В объект налогообложения акцизами вносились изменения 3 раза. Налоговая база относительно акциз изменялась 2 раза. Налоговый период не видоизменялся. Ставки акцизов 4 раза подвергались пересмотру в сторону повышения[36].

Необходимо учесть, что перечень облагаемых акцизами товаров нередко подвергается изменениям. Также, пересмотру подлежат ставки акцизов, ввиду этого следует регулярно отслеживать эти изменения.

Изучив структуру налога, можно сделать вывод, что в рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы), так и прямые налоги (на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц). Однако ключевое значение в формировании федерального бюджета имеют именно косвенные налоги, в то время как в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов основными являются прямые налоги.

Глава 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ


2.1 Роль налогов в экономическом развитии государства

Основным финансовым ресурсом государства считаются налоги, отталкиваясь от этого следует сделать вывод, что эффективность управления налогами есть основа государственного управления.

Государство существует для того, чтобы обеспечить благосостояние своих граждан. Государственная власть вправе выбирать одно из двух следующих стратегических направлений: либо взыскивать высокий налог и брать на себя всю ответственность за благополучие своих граждан, либо взыскивать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны справляться собственными силами, не рассчитывая на помощь государства. Однако немаловажную роль играет уровень потребностей населения, следовательно, на первоначальном этапе экономического развития государства стараются устанавливать относительно невысокие налоги, однако налоговые ставки растут параллельно с совершенствованием экономического благосостояние стран. При этом каждое государство строит свою финансовую систему. Из числа первых наиболее состоятельные страны, у которых уровень среднедушевых валовых доходов составляет от 25 до 30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия насчитываются в них довольно крупные суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - примерно 33%), в Норвегии-14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП - 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно)[37].

Россия согласно уровню среднедушевых доходов находится в категории стран, находящихся на последних местах по уровню среднедушевых доходов в числе развитых государств, при этом по доле налоговых изъятий приближается к высокоразвитым странам - более 30% в ВВП (т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Следовательно, величина налоговых взысканий на душу населения равняется примерно 1 тыс. долл. Получается, что например, на семью в составе четырех человек в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов всех видов, и подразумевается, что государство в соответствующих размерах удовлетворяет потребности данной семьи и защищает ее интересы[38].

На самом же деле ситуация несколько иная. Допустим, возьмем федеральный бюджет – в пределах 30% всех налоговых взысканий, то в нем до 40% всех налоговых поступлений направляются на выплаты по государственному долгу, получатели которых налоги не уплачивают. Эта ситуация служит подтверждением того, что налоговое бремя распределяется в России весьма неравномерно. Есть такие группы населения, для которых уплата налогов не носит обязательный характер, или же налоги уплачиваются частично, укрывая долю своих доходов. Существуют данные, согласно которым в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики зафиксировано до 40% всей коммерческой деятельности. Получается, что предприятия, которые платят налоги в полном объеме, несут на себе налоговое бремя не только за себя, но и за тех, кто пытается уклоняться от взимания налогов[39].
В соответствии с этим, функционирующая на данный момент в России налоговая система тормозит инвестиционные процессы, и как следствие, представляет собой одну из основных причин кризисного состояния экономики РФ. Приходим к заключению, что налоговое бремя в нашей стране довольно избыточно и по своим масштабам очень негативно влияет на сформировавшуюся в России социально-экономическую ситуацию, государство использует налоги и сборы малоэффективно и никак не в интересах экономического развития[40].

Безусловно, в последнее время принимаются кое-какие экстренные меры для усиления налоговых процедур, однако эти меры уже не могут принести каких-либо весомых результатов, так как сумма налоговых доходов не растет, даже наоборот, увеличивается задолженность. На сегодняшний день доля ТЭК (Топливно-энергетического комплекса) и связанных с ним отраслей, т.е. отраслей, занимающихся реализацией продуктов, поставляемых природой (без вклада труда населения) достигает 60% всех налоговых доходов в бюджет. В то время, как доля текущих поступлений по налогам в общей структуре налоговых платежей не превышает 20-25%;остальная часть формируется за счет денежных зачетов, уплаты недоимки по налогам и платежей естественных монополий. Отталкиваясь от этих данных, можно прийти к выводу, что обеспечить весь федеральный бюджет можно с помощью государственной монополии всего на три продукта: нефть, газ и водка[41].



В действительности нет никаких сомнений, что такое состояние налоговой системы более чем плачевно и требует перемен. Мнения расходятся только в том, что должно быть подвергнуто пересмотру в налоговой системе, в какие сроки и в какой последовательности. Рассматривая налоговую систему в целом, можно прийти к выводу, что перемены требуются и в налоговой политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.

В наше время из-за стихийности формирования налоговой политики существует ощутимое противоречие между некоторыми ее мерами и осуществляемой экономической политикой. 

Например, замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной части массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что послужило причиной вымывания из последней существенной доли оборотного капитала[42]. Недостаток налогового контроля в сфере торговли и посреднических операциях способствует массовому перемещению капиталов в краткосрочные и спекулятивные операции. Возобновление взимания НДС для экспортеров привел к тому, что государство стало финансировать только экспорт сырьевых товаров, в угоду экспорту готовой продукции. Из-за низких ставок амортизационных отчислений и слабовыраженного контроля их применения возникла просадка основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях производства. Бесспорно, такие меры не способны восстановить производство и увеличить инвестиционную активность в стране, следовательно, абсолютно не соответствуют целям экономической политики[43].

В области социального страхования и обеспечения в основе лежит западная модель, которая характеризуется высоким уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России подобное подражание может привести к избыточному налогообложению производственной сферы, к замене частного накопления на государственное, а также и к полной утрате доли накопленных страховых взносов.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к заключению, что та налоговая политика, которая принята в России, стремится к воссозданию западной модели налогообложения. Но необходимо учесть тот фактор, что такая модель будет эффективной только на довольно продвинутой стадии, при наличии больших разовых инвестиций в формирование инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, присутствия непосредственного соучастия и понимания со стороны налогоплательщиков[44].