Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 669

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ

В абсолютно всех развитых государствах первостепенными причинами реформирования налогообложения являются: тенденция сделать налоговую систему эталоном справедливости, простоты, продуктивности и освободиться от любых существующих налоговых препятствий на пути экономического роста.

Приоритетным направлением на пути к усовершенствованию налоговой системы в ФНС официально декларируется следующее: построение успешной налоговой системы, призванной обеспечивать бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, однако в действительности мероприятия, которые проводят налоговые органы, больше указывают на склонность к увеличению собираемости налогов[45]. Именно налоговая система выступает одним из наиболее эффективных инструментов экономической политики государства. Она возлагает на себя ответственность за обеспечение формирования доходных источников бюджетов всех уровней. Также с ее помощью государство оказывает влияние на экономическое поведение налогоплательщиков путем изменения объемов финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Существенным изъяном функционирующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и его усовершенствование направлено на ориентирование налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а так же на нарастание налогового прессинга по отношению к физическим лицам, учитывая огромное количество недоработок в системе подоходного налогообложения[46].

На сегодняшний день страна нуждается в инновационном развитии, однако проводимая налоговая политика никак не способствует этому. Необходимо провести модернизацию налоговой системы. В число очевидных недостатков налоговой системы РФ также входит нестабильность налогового законодательства: в налоговый кодекс РФ постоянно вносятся поправки и дополнения. Такое положение дел позволяет недобросовестным налогоплательщикам манипулировать по-своему нормами НК РФ. В свою очередь, Правительству РФ следует совершенствовать составляющие налогов и сборов, основываясь на происходящих изменениях в социально-экономическом развитии страны[47]. Это приведет к стимулированию инвестиций в развитие малонаселенных регионов, поспособствует развитию высокотехнологичных производств, выступит мотивирующим фактором для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, и создаст условия для развития малого и среднего бизнеса. Налоговая система Российской Федерации должна поддерживать свою конкурентоспособность на одном уровне с налоговыми системами государств, которые соревнуются на мировом рынке за привлечение инвестиций, тогда как процедуры налогового администрирования должны стать наиболее комфортными для честных налогоплательщиков. Одним из главных условий проводимой налоговой политики является сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации. При этом необходимо уберечь величину налоговой нагрузки по секторам экономики от изменений, которая находится на оптимальном уровне[48].


Основной целью государственной экономической политики на ближайшие три года заявлено расширение потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а также на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных в том числе с конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.

Внешнеэкономические условия развития российской экономики в предстоящий трехлетний период будут относительно сложными: внешний спрос на энергоносители останется сравнительно слабым, условия финансирования на мировых рынках будут ужесточаться. Наращивание добычи американской сланцевой нефти и завершение действия соглашения о заморозке добычи нефти странами ОПЕК будет способствовать снижению нефтяных котировок нефти[49].

Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике остается ряд нерешенных внутренних структурных проблем, ограничивающих возможности для экономического роста. Это в том числе сложная демографическая ситуация, недостаточный уровень инвестиций, высокий уровень доли бюджетных расходов к ВВП, их недостаточная эффективность и несбалансированная структура, низкая эффективность государственных компаний.

Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике[50]. В этой связи в основу формирования федерального бюджета заложена новая конструкция бюджетных правил, направленных на изоляцию российской экономики от колебаний цены на нефть. Общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов.

Снижение зависимости экономики от динамики цен на нефть - это не единственная задача на предстоящие три года[51].

Не менее важным являются предсказуемые фискальные условия. Предполагается, что основополагающим принципом реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности - то есть сохранение налоговой нагрузки на прежнем уровне для добросовестных налогоплательщиков[52].

Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы, в рамках которой планируются, в частности:


полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу данных в ФНС России;

создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю;

запуск (1 февраля 2018 года) пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со "сквозной" (от границы до розничного звена) идентификацией ввезенного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков;

автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.

Среди мер, направленных на сокращение теневого сектора и создание равных конкурентных условий, планируются[53]:

выравнивание налоговых условий для отечественных и иностранных операторов интернет-торговли за счет уточнения правил взимания таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами;

предотвращение реализации товаров - заменителей (суррогатов) дизельного топлива без уплаты акцизов за счет уточнения идентификационных признаков средних дистиллятов;

совершенствование принципов налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);

пресечение злоупотреблений с использованием спецрежимов налогообложения;

совершенствование порядка исчисления акцизов с целью усиления контроля над оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

включение в объект обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений по договорам об отчуждении исключительного права на все виды результатов интеллектуальной деятельности;

вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан.

В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти[54].

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ предполагается:

продлить действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти (плюс 428 рублей за тонну), установленной на 2019 год, на период до 31 декабря 2020 года;

внести изменения в порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного.


В целях повышения доходов бюджетов субъектов РФ предполагается поэтапное увеличение ставок налога на игорный бизнес по всем объектам налогообложения в 10 раз с повышением на первом этапе в два раза с 1 января 2018 года; введение новых объектов налогообложения налога на игорный бизнес.

Предусматриваются меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек (расширение возможности уплаты налогов и платежей через МФЦ, использования института "уточнение платежа", расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей).

В целях повышения эффективности госкомпаний предлагается, что с 2018 года минимальный норматив дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли по МСФО будет распространяться на все публичные компании с государственным участием, включая Сбербанк.

В части создания комфортных налоговых условий для осуществления инвестиций предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет - то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств[55].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность проведения налоговой политики в России в значительно степени обусловлена согласованностью принятия определенных решений различных государственных структур, чья деятельность так или иначе связана с реформированием налоговой системы Российской Федерации. Наша страна нуждается в такой концепции налоговой политики государства, которая сможет безошибочно определить цель политики, закрепить определенные приоритеты в данном направлении и обозначить методы преобразования налоговой системы Российской Федерации. Концепция налоговой реформы обязана стать ориентиром, заинтересованным в сопровождении разработки налоговых законопроектов безотлагательно, обязана стать связующим звеном в деятельности различных ветвей власти по реформе налоговой системы.

Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию конкурентоспособности российской экономики, но и смогла бы эффективно содействовать этому развитию. Отталкиваясь от вышесказанного, правильным решением было бы упразднить налоги, являющиеся слишком обременительной ношей для производственных предприятий. В первую очередь должны быть отменены налоги, у которых объектом налогообложения является выручка от реализации товаров (работ, услуг). Также, явным недостатком налоговой системы РФ выступает непостоянство налогового законодательства. 


Это определено тем, что НК РФ то и дело подвергается корректировке, несмотря на то, что частота этих изменений давно превысила все допустимые пределы. При этом поправки в документах принимаются несколько безрассудно, что, в свою очередь, сказывается на качестве: противоречивость и неоднозначность формулировок, наличие всяческих терминологических и лекционных погрешностей. 

Российская Федерация должна отказаться от введения каких-либо дискриминационных налоговых мер по отношению к зарубежным товарам. Система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна стать целостной, что является необходимым условием для усиления конкурентной борьбы на внутреннем рынке и улучшения качества предлагаемых отечественных товаров. Однако государство сохраняет за собой право на применение протекционистских мер, только осуществлять их стоит путем модификации ввозных пошлин.

В данной работе аргументируется позиция, согласно которой понижение степени налоговых изъятий при усилении равномерного характера налогообложения и лояльности налоговой системы создаст комфортные условия для расширения налоговой базы с помощью стимулирования деловой и инвестиционной активности. Также выделяется важность вырабатывания доверия к налоговой системе у предпринимательства, при этом основную роль играют налоговые институты. Рекомендуется воздержаться от принятия тщательно необдуманных решений относительно выбора налоговой политики для предпринимательства, чтобы сохранить доверие и сформировать условия стабильности для развития бизнеса.

За весь период реформирования налоговой системы РФ достигнуто весомое количество положительных результатов, однако для целенаправленного процветания государства процедура реформации налоговой системы должна быть неотъемлемой частью социально-экономической политики государства.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие/ Алиев М.Б. Вузовский учебник,- 2012 -240 с.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / Александров И.М. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 370 с.
  3. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.:Финансы и статистика, 2013. –401 с.
  4. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. / Вещунова Н.Л. – СПб.: Питер, 2014. –350 с.
  5. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М. В. Романовского - М.:Питер,2012- 528 с.
  6. Вылкова Е.С.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. /Сердюков А. Э, Вылкова Е.С., М.: Финансы и статистика, 2016- 704 с.
  7. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2014. – 633 с.
  8. Грачев Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2016- 325c.
  9. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru
  10. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/под ред. А.Г. Грязновой, М.: Финансы и статистика, 2016- 1168с.
  11. Злобина Л.А.Налоги и налогоообложение. Учебное пособие 2-е, издание/Злобина Л.А. М.: Издательство МГУП, 2013.- 406 с.
  12. Зрелов А.П.- Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. Зрелов А.П.Налоги и налогообложение :учеб. пособие 2014. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
  13. Игнатов А. В.Антиутопии отечественной налоговой системы//Налоговая политика и практика.- 2014.-№3.- С.17-19.
  14. Качур О.В .Налоги и налогообложение/ Качур О.В. М.: Кнорус, 2015. — 304 с.
  15. Князев В.Г. Налоги и налогообложение / Князев В.Г ,Пансков В.Г.– М.: МЦФЭР. 2012. –336 с.
  16. Ковалева В. В.Финансы/ под ред. В. В. Ковалева 2-е изд.,- М.: Велби, Проспект, 2014. -640 с.
  17. Костикова Е.Г. Налоговое право России: Учебник/ Костикова Е.Г. Мамилова Е.Г. Кирилина В.Е. Шарандина Н.Л. Цинделиани И.А.-М.: Эксмо, 2016. - 576 с.
  18. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник/ Лыкова Л.Н – М.: Дело, 2014. –400 с.
  19. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник / Майбуров И.А. - СПб.: Питер, 2014 –505 с.
  20. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О.И. – М.: Финансы и статистика, 2015. –326 с.
  21. Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/
  22. Назаров В.Н.О понятии "налоговая система" и его правовом содержании/ Назаров В.Н// Финансовое право – 2014-№1.-С.10-12
  23. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2015 г. – М.: Проспект, 2016. – 656 с.
  24. Новоселов К.В. Изменения в налогообложении прибыли с 2017 года //Налоговая политика и практика.- 2017.-№1.- С.6 -8
  25. Новый подход к заявительной процедуре возмещения НДС//Налоги и налогообложение.- 2015.- № 9.- С.15-18
  26. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России//Налоги и налогообложение.- 2016.- № 3.- С. 4-5.
  27. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. М.: Финстатинформ, 2014. – 222 с.
  28. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Проект//Сайт Минфина РФ. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695, дата обращения 20.12.2017.
  29. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ (2-е издание): учебник / Пансков В.Г. – М.: Финансы и статистика, 2015. –496 с.
  30. Перов А.В Налоги и налогообложение/Перов А.В., Толкушкин А.В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2014. — 720 с.
  31. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Перов А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2012. –489 с.
  32. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (извлечения) //Налоги и налогообложение.- 2014.- № 11.- С. 15-16
  33. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.ru
  34. Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ex.ru/academy
  35. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.taxpravo.ru
  36. Счетная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru
  37. Толкушкин А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения/Толкушкин А. В.: Юристъ, 2014.-912 с.
  38. Федеральная Налоговая Служба РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nalog.ru
  39. Цыганков В.В.Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля//Налоги и налогообложение.- 2014.- № 4.- С. 21-23.
  40. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. – 2016. - № 3. – С. 23-31
  41. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения / Черник Д.Г – М.: Финансы и статистика, 2012. –368 с.
  42. Чхутиашвили Л.В. - Упрощенная система налогообложения как поддержка малого бизнеса//Налоги и налогообложение.- 2014.- № 9.- С. 11-12.
  43. Шаталов, С. Д. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе/ С. Д. Шаталов //Финансы.-2016-№7.- С .3-7
  44. Экономический словарь/ Под ред. Архипова А.И. – М.: Проспект,2014- 624 с.
  45. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение/ Юткина Т.Ф.- ИНФРА-М, 2013 - 430 с