Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 663

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства являются налоги. Бюджет, в свою очередь прямым образом влияет на благополучие и развитие общества.

Налоговая система РФ имеет ряд недостатков, главным из которых является наличие переориентации налоговой в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление давления в отношении физических лиц при наличии недоработок в системе подоходного налогообложения. Главной проблемой в данной сфере выступает низкая осведомленность государства относительно научных трудов и выводов специалистов в области налогов и налогообложения. Так, правовая налоговая концепция РФ выработала лишь общие принципы регулирования налоговой системы для обеспечения развития конституционных норм РФ. Также стоит отметить проблему налогового администрирования - усложненность и громоздкость налоговой системы. Это проявляется в том, что в ней существуют различные налоги, акцизы, отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу предприятий, вследствие чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге начисляются пени за несвоевременную уплату налога. Решение вопроса стимулирующего воздействия системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое становление страны в целом являются на сегодняшний день одной из первоочередных задач государства.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ.

Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:

исследование различных теоретических подходов к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;

рассмотрение особенности нормативно-правовой базы налоговой системы;

определение проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ.

Объектом исследования является состояние налоговой системы Российской Федерации

Предметом исследования является налоговая система и пути ее совершенствования

Данная работа базируется на изучении трудов ведущих отечественных специалистов по экономике и налогообложению таких, как Врублевская О. В., Александров И.М, Майбуров И.А, Перов А.В, Шаталов С. Д, Черник Д.Г., Пансков В.Г. и других; рассмотрении публикаций в научных журналах, таких как «Налоги и налогообложение» и «Налоговая политика и практика»; экономические словари Архиповой А.И и Грязновой А.Г.


В книге Врублевской О.В. совместно с изложением практики налогообложения дается анализ существующих проблемных вопросов, противоречий в законодательстве, предлагаются всевозможные пути их решения, аккумулируются основные поправки налогообложения в России в среднесрочной перспективе, характеризуются цели предполагаемых законодательных новшеств, их положительные и отрицательные последствия.

Александров И.М. в своем издании разбирает основы теории налогообложения, структуру и принципы построения налоговых систем, порядок расчета налогов. Также публикация содержит критический анализ налогов и налоговой системы России.

Шаталов С.Д. в своей работе раскрывает основные пути улучшения налоговой системы, конфигурации роли налогового администрирования.

Черник С.Д. выделяет среди недостатков существующей налоговой системы несовершенство законодательной базы, возникшее вследствие того, что в России не уделялось должного внимания налоговой науке, а также предлагает различные модели реформирования налоговой системы.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены: Экономическая сущность налогов, виды налогов и принципы построения налоговой системы, Сущность, функции и классификация налогов, принципы построения налоговой системы, структура и элементы налога, виды и динамика изменения налогов.

Вторая глава посвящена анализу роли налогов в экономическом развитии государства, изучению проблем и перспектив реформирования налоговой системы РФ.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ВИДЫ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность, функции и классификация налогов. Принципы построения налоговой системы

Налог является одним из главенствующих понятий финансовой науки. Изучение сущности налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя модель государственных доходов. Первоначально налоги именовались "auxilia" (помощь) и несли временный характер. При этом становление функционирующих на регулярной основе государственных органов, формирование армий требовали немалых средств, и налоги трансформировались из временного в постоянный источник государственных доходов[1].


Налог включает в себя как экономическую, так и правовую природу. Основание для существования налоговых отношений обосновывается необходимостью перераспределения доли прибылей для удовлетворения общенациональных нужд.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, которые возникают на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, в принудительном порядке - властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование[2].

Налог - это обязательный, персональный и безвозмездный платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление установленных прав и выдачу разрешений (лицензий).[3]

Исходя из вышеупомянутых определений, основополагающей чертой налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов входит в компетенцию представительных органов государства или местного самоуправления.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Налоги обладают двумя ключевыми функциями:

1) фискальная (от лат. слова fiscus - государственная казна) - представляет собой основной источник формирования государственных финансовых ресурсов - бюджетов и внебюджетных фондов;

2) экономическая (регулирующую) - выступает рычагом стимулирования или иным путем оказывает воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных характеристик воспроизводства.

Соотношение вышеперечисленных функций при взимании налогов зависит от определенных социально-экономических и политических условий развития общества.[4]

Также, помимо налогов и сборов, налоговую систему определяют принципы ее построения, закрепленные в существенных условиях налогообложения. Налоговая система - это порядок утверждения, внедрения, модификации, упразднения налогов и сборов, процедура распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, перечень прав и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.


Научная теория налогообложения развивалась в последней трети XVIII в. совместно с классической политической экономией[5].

Ее основателем является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790).В 1776 г. Была опубликована его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов». Изучив данное издание, можно прийти к выводу, что налогообложение обладает 4-мя основными принципами и выделить их:

1)принцип справедливости, устанавливающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2)принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа заранее известны и ясны плательщику;

3)принцип удобства, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые являются наиболее комфортными для плательщика;

4)принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения[6].

А. Смит заложил базу для дальнейшего развития классической школы политической экономии. Классическая теория рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, обязующихся компенсировать затраты на содержание правительства. Иных ролей налоги не имеют. Государство берет на себя ответственность гарантировать наличие всех необходимых условий для развития рыночных отношений, обеспечивать охрану права собственности. Для реализации таких гарантий требуются финансовые ресурсы, основным источником которых могут являться только налоги. А. Смит классифицировал налоги на прямые и косвенные.

Классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным особенностям[7].

В качестве особенностей, характеризующих налоги, можно выделить следующие:

  1. Иерархия уровня власти или уровень управления и власти;
  2. способ изъятия дохода;
  3. объект обложения или сфера деятельности изъятия;
  4. полнота прав использования налоговых сумм;
  5. источник уплаты налога;
  6. субъект уплаты налога;
  7. метод обложения (согласно ставке);
  8. способ обложения;
  9. назначение (функция) налога;
  10. согласно порядку вступления в силу;
  11. согласно срокам уплаты;
  12. согласно методам уплаты;
  13. согласно степени эффективности;
  14. согласно особенности формирования расходов

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на:


— прямые налоги взимаются напрямую с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, к примеру, по­доходный налог с физического лица, налог на прибыль с орга­низации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.

Прямые налоги подразделяются на реальные и лич­ные.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов иму­щества, товаров или деятельности, вне зависимости от финансово­го положения налогоплательщика.[8]

Личные налоги берут в расчет финансовое положение нало­гоплательщика и взыскиваются с источника дохода (с заработ­ной платы, прибыли, дивидендов и т. д.).

— косвенные налоги взимаются в принудительном порядке в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. взимаются в процессе потребления това­ров (работ, услуг). К косвенным налогам относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, на­лог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги подразделяются на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

Универсальные налоги включают в себя налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства, например налог с продаж[9].

Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, как на­пример, реализация табака, спиртных напитков. Монополия государства на реализацию такого вида товара может быть полной или частичной.

Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взыскиваемых при перемещении товаров (работ, услуг) посредством прохождения через та­моженную границу (при внешнеэкономической деятельно­сти)[10].

По происхождению пошлины можно разделить на внут­ренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги в РФ подразделяются на:

— феде­ральные налоги, элементы, которых определяются законодательством страны и считаются едиными на всей её территории. За их установление и введение в действие отвечает высший представительный орган;

— региональные налоги, элементы которых определяются в соответствии с законодательством государства и законодательными органами его субъектов;